ashpi
ashpi
.................. .............. .................. .......... ................


Тематика журнала
Обсуждение актуальных проблем политической жизни.

Используемые теги:

Выборы: тенденции и прогнозы
Геополитика и международные отношения
Гражданское общество и права человека
Действия власти на Алтае
Действия федеральной власти
Дело Евдокимова
Имидж страны и региона
Межэтнические отношения и религия
Образование-Политическая наука-История
Пресса-Интернет-Живой Журнал

April 2020
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30

ashpi [userpic]
После Евдокимова. Трехлетний рубеж губернатора Карлина

О "деле Евдокимова" сказано много в этом журнале. После странной гибели "народного губернатора" на его место из Москвы был направлен прокурорский 150работник Александр Карлин. Всенародные выборы тогда уже были отменены, и А. Карлину не пришлось проходить через горнило предвыборного общения с избирателями.

Прошло три года. Как водится, одни считают теперь это губернаторство весьма успешным, другие - провальным. Ниже приведена статья с попыткой дать оценку "sine ira et studio".

Трехлетний рубеж  

25 сентября исполнилось три года с момента, когда Алтайский край возглавил Александр Карлин. И уже сейчас есть возможность подвести промежуточные итоги работы команды губернатора.

К тому же именно теперь, вероятнее всего, будут закладываться политические и экономические предпосылки для следующего цикла функционирования краевой власти.

Горячее лето–2005

Конец лета 2005 года в Алтайском крае ознаменовался кульминацией конфликта между исполнительной властью во главе с Михаилом Евдокимовым и законодательной властью во главе с «левым» спикером Александром Назарчуком. В Алтае созревал прецедент по отстранению от власти главы субъекта Федерации региональным парламентом. В значительной степени была утеряна управляемость территорией. Многие социально-экономические и бизнес-проекты остановились из-за постоянной ротации (отставок и назначений) первых лиц администрации края, большинство из которых приехало на Алтай из-за пределов региона, что особенно раздражало местную элиту.

Проект «Алтай»

Близость к Владимиру Путину, рекомендовавшему Карлина на пост губернатора, обеспечило последнему при вступлении в должность внушительный кредит доверия. Александр Карлин, начинавший свою карьеру в крае, предшествующие назначению почти два десятилетия проработал в Москве. Создавать свою команду на Алтае ему пришлось в сжатые сроки, из незнакомых ему людей, под прессингом полпредства, Москвы и местных политхозяйственных групп. Очевидно, что добиться идеального сочетания в этих условиях было сложно. Но практически не встретив сопротивления со стороны еще недавно мятежного регионального парламента, он не только вернул исполнительной власти все утраченное ею в «евдокимовский период» — управляемость краем в целом была восстановлена.

С первого дня Карлин дал понять, что проект под условным названием «Алтай» не входил в его жизненные планы и является для него личным поручением президента. Это во многом определило отношение к нему со стороны краевой элиты: слухи о скором возвращении Карлина в Москву не утихают и по сей день.

Экономика

Краевая экономика к концу лета 2005 года катилась под откос. Индекс физического объема в промышленности по итогам первого полугодия 2005-го был отрицательным (-10%). Схожая ситуация складывалась в сельском хозяйстве (падение в 2005 году составило 7,1%). Зарплата в регионе была одной из самых низких в СФО.

К концу 2005 года новой команде администрации края удалось переломить ситуацию. Используя свою известность в московских коридорах власти, Александр Карлин активизировал работу с федеральными структурами и ведомствами с тем, чтобы «привести» в край больше государственных средств и инвестиций крупных госкорпораций. Ему удалось заключить соглашения с ОАО «Газпром» и ОАО «Росгазификация», благодаря чему вялотекущая в течение десятилетия газификация региона пошла ускоренными темпами. Соглашение с ООО «УГМК-Холдинг» придало существенный импульс к возрождению в регионе горнорудной промышленности, демонстрирующей сегодня опережающие темпы. По инициативе губернатора, была разработана программа по выводу местного промсектора из кризисного состояния на период 2006–2008 гг. Именно с этими шагами краевых властей исполнительный директор Союза промышленников Алтая Евгений Ганеман связывает рост объемов производств и реализации промышленной продукции в крае за последние годы. Так, по итогам провального 2005 года индекс промышленного производства составил всего 94,9%, в 2006-м — уже 105,4%, в 2007 году — 108,9%, в первом полугодии текущего года — 110,3%. В то же время, несмотря на активные попытки, губернатору не удалось решить проблему крупнейшего завода края — «Алттрака». Намерения спасти градообразующее предприятие Рубцовска так и не увенчались успехом. Справедливости ради надо отметить, что ситуацию осложнял тот факт, что собственником завода являются новосибирские бизнес-структуры, малочувствительные к алтайскому административному ресурсу.

Медленнее, но все же менялась ситуация в важнейшем для региона сельском хозяйстве. По инициативе губернатора, был принят ряд адресных программ (техперевооружение, кадры на селе, семеноводство и т. д.), которые затем трансформировались в единый продукт — программу «Развитие сельского хозяйства Алтайского края на 2008–2012 годы». 2006 год с прибылью закончили 69% от общего числа сельхозорганизаций, в 2007 году — уже 87%.

По словам директора Алтайской школы политических исследований Юрия Чернышова, главным отрицательным итогом трех лет команды Карлина в экономической сфере стало то, что не решена, а лишь «загнана еще глубже» важнейшая стратегическая задача — повышение качества жизни населения: «Алтай сохраняет крайне плохие показатели по безработице и уровню доходов, несмотря на то что и климат, и земельные ресурсы на Алтае лучше, чем у большинства территорий СФО».

Направления прорывов

Одно из важнейших достижений команды Карлина — победа края в ряде федеральных конкурсов. Алтай получил право развернуть на своей территории особую экономическую зону туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь», что предполагает государственные инвестиции федерального и краевого бюджетов в инфраструктуру  в объеме примерно свыше 16 млрд руб.

Официальная презентация пилотной для России ОЭЗ состоялась в начале августа текущего года. Первые шесть резидентов заявили о намерениях инвестировать в нее 3,2 млрд руб. Алтай был выбран одной из четырех территорий для создания игорной зоны, которая получила название «Сибирская монета», но пока движение в этом направлении по всей России не вызывает оптимизма. С начала текущего года краевые власти добиваются реализации инициативы губернатора, поддержанной Дмитрием Медведевым в феврале этого года во время его визита в регион, о наделении Алтая статусом особой аграрной территории. В отличие от всех своих предшественников Александр Карлин впервые приблизился к решению задачи, которую перед собой не ставили предыдущие администрации, — продвижение и позиционирование Алтая как перспективного региона на территории России и за рубежом. За последние годы край активизировал свое участие в российских и международных выставках и форумах. В начале текущего года официально был зарегистрирован региональный бренд «Золотой Алтай», под которым теперь будут проходить демонстрация и продвижение продукции алтайских товаропроизводителей. «Оценивая принятую в крае стратегию развития до 2025 года, становится ясно, что региону предстоит осуществить радикальную трансформацию. Из промышленно-аграрного он должен стать территорией туризма, здорового образа жизни, где в большом количестве производятся качественные продукты питания и развиваются инновации (Бийск — наукоград). В этом смысле Карлин — реформатор, который кардинально разворачивает приоритеты развития региона, именно с этим я связываю его постоянные усилия переломить психологический настрой части населения на то, что Алтай — бесперспективная провинция», — считает гендиректор ЗАО «Алтайская Ярмарка» Андрей Олишевский.

Бюджетная динамика

По словам Александра Карлина, важнейшими показателями успехов работы его команды являются снижение кредитного бремени и рост собственных доходов краевого бюджета: «Если в 2006 году собственные доходы края в бюджете составили 52%, то в 2007-м они ожидаются на уровне 53–54%. В 2008 году прогнозируется, что Алтай будет сам зарабатывать 55%, а к 2010-му — 61%», — отметил осенью 2007 года губернатор.

И все же Алтайский край по-прежнему остается высокодотационным регионом и в значительной степени зависит от финансовой помощи из федерального бюджета.

5 августа 2008 года международное рейтинговое агентство Fitch Ratings, ежегодно проводящее оценку более 100 тыс. клиентов в странах Европы, Азии, Африки, а также в России, присвоило Алтайскому краю долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне «ВВ-» («ВВ минус»), краткосрочный рейтинг в иностранной валюте «В» и национальный долгосрочный рейтинг «А+ (rus)». Прогноз по доглосрочным рейтингам обозначен как «позитивный». По мнению экспертов, такая оценка независимого агентства сработает на повышение инвестиционной привлекательности региона.

Политика и общество

В отличие от своих коллег (сибирских глав регионов) Карлин не был членом «партии власти» и, поначалу заявив о намерении остаться надпартийным руководителем, начал выстраивать вокруг себя монополярную политическую систему. Однако это потребовало от губернатора поиска точки опоры среди алтайской политхозяйственной элиты. По общему мнению, ею стала семья Рыжаков (Николай Рыжак — депутат Госдумы РФ). Вместе с ней он получил и противников. С весны 2006 года содержание общественно-политической жизни определяли два основных противостояния: Карлин — мэр Барнаула Владимир Колганов и связанные с ним бизнес-структуры, а также Карлин — Назарчук, которого можно назвать коренным представителем старшего поколения алтайской политхозяйственной элиты. «КС» неоднократно писал об особенностях этих противоречий. В случае с «левым» экс-спикером губернатору удалось добиться убедительной победы: в избранном в марте текущего года Законодательном собрании нет не только фракции АПР, но и депутата Назарчука, а «левая» фракция самая малочисленная. Что же касается противоборства с мэром, работу которого Карлин неоднократно подвергал публичной критике за неэффективность, то проходит она в рамках одной парторганизации, которая, к слову сказать, на Алтае всегда отличалась неоднородностью и жестким соперничеством за влияние между разными бизнес-группами. «Алтайская политхозяйственная элита консервативна. Она настороженно относится к чужакам, а после периода Евдокимова этот рефлекс в ней еще более закрепился. С другой стороны, и Карлин продемонстрировал нежелание сосуществовать в одном регионе с другими относительно независимыми акторами. Впрочем, такое намерение подчинить себе всех в целом характерно для вертикали сегодняшней политической власти в России. В этой борьбе Карлин использовал силу одного олигарха (Николая Рыжака) против другого (Анатолия Банных)», — считает Чернышов.

Перспективы

Формально в соответствии с Уставом края срок полномочий губернатора — четыре года. Исходя из этого до конца срока Карлину остался год. Сам Александр Богданович неоднократно подчеркивал, что намерен отработать четырехлетку до конца. Однако с учетом изменений в российском законодательстве на Алтае нет единого понимания, каким образом будет осуществлен переход к следующему циклу функционирования краевой власти. Остающийся без ответа уже три года вопрос, надолго ли в крае Александр Карлин, не теряет своей актуальности. Одни с Карлиным связывают развитие стартовавших стратегических проектов, другие надеются переждать его, как плохую погоду, организовывая негативный информационный фон его работы в крае, в том числе через СМИ.

В кулуарах алтайской политики на этот счет отмечают, что если губернатор планирует уйти (к слову, семья губернатора по-прежнему живет в Москве), то он должен предложить федеральному центру кандидатуру преемника, подготовка которого губернатором не ведется. С другой стороны, и о твердых намерениях продолжить работу Карлин также никогда не заявлял. «Безусловно, по отдельным направлениям развития края команда Карлина смогла добиться убедительных положительных результатов, но принципиального перелома пока не достигнуто. Не был использован шанс на обновление местных элит, а старые элиты настроены подавлять любые реформаторские начинания. Карлин вернулся к прежнему кулуарному, без привлечения общественности стилю правления и даже в кадровой политике во многом опирался на тех же людей, что и Суриков (глава края в 1996–2004 гг.). Это серьезно препятствует формированию и выдвижению представителей новой современной элиты, способной принципиально изменить ситуацию в регионе», — считает Юрий Чернышов.

Светлана Чистякова. Континент Сибирь, 29 августа 2008 г.

Comments

Рекламная статья чтоли?

континент так обычно публикует не-редакторский материал. типа "это не наше" :)

Как же "рекламная", если сказано: "не решена, а лишь «загнана еще глубже» важнейшая стратегическая задача — повышение качества жизни населения", и "принципиального перелома не достигнуто"? Здесь просто дана попытка объективно оценить то, что сделано: в отличие от апологий и филиппик.

Хотя, конечно, надо было подробнее сказать про то, во что превратили выборы и т.д. Однако это, опять же, везде по стране так.

А это как в советские времена - есть ещё отдельные недостатки, к тому же, как понимаю, задачу решить проблему качества жизни никто карлину не ставил

Читайте внимательнее: не отдельные, а принципиальные. А задача эта стоит перед всеми, кто занимает такую должность.

Что КОНКРЕТНО, на Ваш взгляд, нужно было добавить в оценку?

То, что никакого реального движения и развития в крае не чувствуется - сплошное болото

Если посмотреть статью не на сайте, а в газете, можно увидеть обрезанную часть фото. На ней у двери лежат какие-то дорожные сумки. И к чему бы это?