Настроение: | relaxed |
Музыка: | Blank & Jones - Summer Sun (Robert Smith) |
Ко дню учителя - про учителей и образование
"Профессия учителя не приносит богатства, а в России еще меньше, чем где-либо" - писал Жюль Верн. Но богатство и достойная жизнь - разные понятия, хотя немудрено их перепутать, когда огромная часть населения страны вунуждена не столько жить, сколько выживать. Бедность бюджетников уже становится притчей во языцех, но мало кто понимает, во что через эту бедность превращаются учительство и школа. Я попробую рассказать.
Вот, допустим, начислили учителю зарплату, которая на десять рублей больше прожиточного минимума. Всё - теперь он богат! Согласно статистике он получает больше прожиточного минимума, на все жалобы ему отвечают что деньги у него есть, и т.д, и т.п. Хотя после того, как из начисленного отнимают налог на доходы, выдаваемая на руки сумма меньше прожиточного минимума. Отметим тот факт, что реальная зарплата учителя не обеспечивает даже физического выживания и пойдем дальше.
Нищий учитель не должен учить детей - многого не понимающих, но хорошо чувствующих ложь и от того беспощадных. Если государство не уважает учителя - с какой стати его будет уважать ребенок? Прошли времена, когда с учителями здоровались, снимая шляпу - сейчас их повсюду преследует презрение. Презрение со стороны чиновников - опять просят. Презрение со стороны представителей других профессий - неудачники, потому и нищие. Презрение со стороны родителей учеников - складывающееся из двух предыдущих. И самое страшное - презрение детей, которые всё это видят.
Теперь давайте рассмотрим, какие обязанности учитель должен выполнять за свою нищенскую зарплату? Обязанность учить рассмотрим позже. Кроме нее учитель обязан поддерживать дисциплину в классе. В США этого нет, если там нарушается дисциплина, то учитель вызывает специального охранника, который наводит порядок. Но наш учитель должен сам быть охранником. При том, что - внимание! - следующая обязанность учителя состоит в недопустимости рукоприкладства. Конечно, оно было запрещено всё последнее столетие - но, положа руку на сердце, каждый учитель мог дать особо бестолковому и хамоватому ученику заслуженный подзатыльник. Другой вопрос, что этого не приходилось делать - большей частью потому, что учителя уважали, и не за силу.
Представление о работе учителя бывает разное. Понятно, что пробубнил и ушел - это не учитель, такого и в школу-то пускать нельзя. Но не меньшую ошибку допускают те, кто представляет себе работу учителя по старым советским книгам - как свое вдохновенное щебетание у доски, горящие интересом детские глаза... Потому что есть простой вопрос - а если дети тебя пошлют матом? Вызывать родителей? Родители приедут в дорогой иномарке, покачают пальцами в перстнях и повторят подвиг чада. Или придут нетвердым шагом, распространяя вокруг запах перегара, и опять-таки повторят. И вы ничего, ни-че-го не сможете сделать. Потому что учитель должен всё, а ему не должен никто и ничего. Учитель бесправен еще и потому, что он даже в суде не может себя защитить - у него просто нет денег на адвоката и суды. Я уж не говорю о том, что при этом учитель отвечает за всё что произошло с ребенком в школе и за всё, что происходит с ребенком вне неё (например, почему он туда не ходит). Хотя за это ему тоже никто не платит. Или вот еще обязанность, вокруг которой не так давно поднималась шумиха - сбор денег на школу. Теперь учителям его не доверяют (разворуют же) - но как факт сбор остался. Шедевр фурсенковской мысли "Надо создать систему, где будет упорядочено, с кого и на что можно или нельзя брать" хорошо иллюстрирует полное нежелание государства финансировать школу и учителей. Попутно от них требуя, требуя, требуя....
А теперь перейдем непосредственно к обязанности учить детей. Каким образом проверяется исполнение этой обязанности? Сейчас активно продвигаются идеи об измерении качества образования. Правда, наш министр образования с самого начала своей карьеры смотрит только на президента, а не на своих подчиненных, поэтому новые преобразования несколько оторваны от реальной жизни. О борьбе со "слишком большим количеством часов" я говорить не буду - любому не министру понятно, что подними учителю зарплату, и не будет он себе нахватывать лишней учебной нагрузки. Я обращу внимание на так называемое "качество образования" и раскрою одну простейшую схему, которая действует на всей территории страны последние лет десять. Для этого следует уяснить несколько известных каждому учителю фактов, которыми родители и ученики предпочитают не интересоваться.
Во-первых, в пределах школ происходит перераспределение детей. Умные и способные дети сбиваются в одни школы, соответственно в других остаются противоположные. Первые школы становятся (или называются) гимназиями, лицеями. Вторым приходится довольствоваться статусом общеобразовательных. Это перераспределение детей с каждым годом всё сильнее разделяет средний интеллектуальный уровень учеников в школах. При этом в городе всегда ходят слухи о "хороших" и "плохих" школах - так разделение закрепляется.
Во-вторых, поскольку в школе существует не система "Учитель-ученик", а "Учитель-группа учеников", то хороших учителей в целом по городу получается всегда больше чем подходящих ему хороших классов. Поэтому соответственного распределения "хороших" и "плохих" учителей не происходит - для всех "хороших" просто не хватит места, даже если бы в лицеи и гимназии брали только таких, а ведь всегда остается некий процент "кумовства", когда берут по знакомству или протекции... Таким образом, показатели хорошей учебы зависят не столько даже от учителей, сколько от отобранных учеников. И даже средний учитель в хорошем классе покажет высокую успеваемость - равно как и прекрасный учитель в классе плохом выше самой умной головы этого класса не прыгнет.
В-третьих, несмотря на эту простую и понятную вещь, учитель все-таки отвечает за успеваемость учеников. Если у учителя слишком много двоек или слишком много оставленных на второй год учеников - то виноват он, а не ученики!
Усугубляет ситуацию четвертый момент - медицинская экспертиза не проводится без согласия родителей. То есть, явный дурак (не в смысле ругательства, а в смысле медицинского диагноза) ежели родители захотят, будет находиться не в специальной школе, а в обычной общеобразовательной. Его можно убрать, ставя двойки и оставляя на второй год - но вот парадокс, за двойки и оставленных на второй год учеников учителя наказывают!
И пятое - не забываем о психологии. Если коллектив в целом хорош, то даже плохой ученик будет тянуться вверх. Если коллектив в целом плох - то и хорошего ученика они затянут в своё болото. Особенно ярко это проявляется в школе, где непохожесть на других переживается острее.
А теперь, собственно, схема. Вот множество школ в городе и множество учеников. Раньше ученики вне зависимости от своих способностей шли в школу своего участка и потому значения их успеваемости несколько усреднялись. Сейчас хорошие ученики идут в "хорошие" школы, плохие - в "плохие". Так концентрация успеваемости в одних школах растет, а в других падает.
Но что делать учителям, у которых в классах скапливаются плохие ученики? Ставить то, что они заслуживают и оставлять на второй год? За это, как сказано выше, наказывают - ведь снижение показателей, а значит - снизилось "качество" образования! И учитель, скрепя сердце, ставит тройки тем, кто не дотягивает и до единицы. Жить-то как-то надо - а детей в стране рождается мало, в школах сокращения...
Ученики, глядя на это, понимают, что можно вообще ничего не делать и получить-таки тройку - это из ВУЗов отчисляют, а из школ - нельзя. Отсюда еще большее презрение и к учителю, и к школе в целом. Я уж не говорю о том, что "качество образования" - очень удобный способ бороться с неугодными учителями. Конечно, ученики относятся с пониманием, когда учитель натаскивает их на решение тестов или репетирует с ними открытый урок, который приедет посмотреть комиссия. Но и это понимание не обходится без снисходительных смешков. Вдумайтесь в этот страшный вывод - в нашей системе образования учитель полностью зависит от ученика!
Если вы внимательно читали, то поймете, что измерение качества образования в лучшем случае позволит измерить распределение хороших и плохих учеников по школам. В худшем это будет измерение показушности. Особенно забавно на этом фоне выглядит премирование лучших учителей - или конкурс "Поставь своим ученикам больше пятерок", или награда учителям "хороших" школ за то, что им когда-то повезло в них оказаться. К тому же не уверен, что среди премированных не окажется друзей, знакомых или родственников представителей школьной администрации.
Да и зачем вообще создан этот проект? Для поощрения лучших учителей был специально когда-то создан надтарифный фонд - но за его использованием нет строгого контроля, потому сейчас существуют огромные возможности злоупотребления. Кого-то это интересует? Нет. Учитель бесправен. Грубо говоря, директор может весь надтарифный фонд положить в карман, и никто не посмеет ничего сказать. А вот еще одно недавнее нововведение - по школам бродит комиссия и проверяет наличие "мертвых душ", чтобы просто так не платить нововведенные деньги "за классное руководство". Здесь, в отличие от контроля за надтарифными фондами, проверяющие сориентировались молниеносно и пошли считать по головам количество учащихся, дабы не приписали лишних. Ведь кто еще постоянно обманывает государство и занимается приписками? Кто ворует из подсобки глобусы и буквари, а потом продает из-под полы на черном рынке? Кто на украденные у государства деньги каждые каникулы отдыхает на Канарах? Учитель! Ату его, ату! Можно не бояться, не огрызнется...
С одной стороны учителя давят служебными инструкциями и бумажной работой, которая не имеет к обучению детей никакого отношения, с другой - нищенской зарплатой, которую он за это получает, с третьей - безработицей среди учителей, которая грозит смертью от голода в случае невыполнения нелепых должностных инструкций и ряда других показушных действий, с четвертой - ученики, которые всё это понимают и потому не воспринимают учителя всерьез. Беспросветная нищета, презрение окружающих и постоянные унижения, бесправие (основанное как на слишком строгих служебных инструкциях, так и на финансовой несостоятельности), снисходительные усмешки - вот неизбежная судьба современного учителя.
Немаловажно и то, что учителя не стучат касками и не перегораживают железнодорожные пути - иначе их бы не рискнули держать в нищете.
Такая ситуация, конечно, не может сохраняться долго. Поэтому происходят изменения с учительством и школой, о которых я упоминал в начале статьи. Какие это изменения?
Вариант первый. Вторая, третья работа... Качество всех этих работ сомнительно - человек не может хорошо работать на двух работах, обязательно на обеих схалтурит. Исключением могут быть одинаковые работы - но заметьте, учитель первого класса и третьего класса уже занимается разным делом. А когда учителя специально подталкивают к халтуре - с одной стороны валом ненужной бумажно-отчетной деятельности, а с другой - низкой зарплатой, то выбора уже не остается. Только вот настоящее - а посчитанное методом подсчета оценок - качество образования неизбежно падает. Ведь совсем не случайно слово "халтура", ранее понимавшееся как "дополнительный заработок", со временем поменяло своё значение на "Плохо сделанная работа".
Вариант второй, о котором я уже как-то писал - профессия учителя становится хобби и методом нарабатывания стажа для домохозяек. У учителя новой формации непременно есть богатый муж и много свободного времени, такого учителя мало интересует зарплата - но также мало интересует и обучение. Фактически получается та же халтура, но уже рожденная не из необходимости больше работать, а из возможности работать меньше.
Итог у обоих вариантов один: если попался хороший класс - учителю повезло. Правда в классе не будет дисциплины и, скорее всего, потом не будет элементарных знаний (ибо на хороших задатках далеко не уедешь, а халтурящий учитель их как раз не развивает). Если класс плохой - на него можно махнуть рукой и ставить пятерки за десять ошибок в тетради (если ошибок больше - четверки). Это не страшно, особенно когда выясняется, что такой учитель и сам пишет с ошибками... Зато - будет всегда высокое "качество" образования.
И, разумеется, медленно и неуклонно, второй вид учителей вытеснит первый - если кто-то найдет хорошую вторую работу, он скорее всего бросит учительствовать.
Что в итоге? Дети, которые презирают людей и организацию, дающих им путевку в жизнь. Дети, которые делают, что хотят. Дети, которые видят, что учеба не нужна и часто несовместима с хорошей жизнью. Ну, и небольшой сектор элитного образования с элитными учителями и детишками из новой аристократии. Которая за высокими заборами с непробиваемой охраной продолжит присваивать ресурсы страны.
Главная ошибка всех, ругающих правительство за глупость реформ - рассуждения о глупом и умном со своей точки зрения. "Разделяй и властвуй" - вот главная цель правительства. Сначала разделили всё общество, одним давая деньги, а другим - нет. Теперь разделяют учителей и врачей, одним давая деньги, а другим - нет. А чтобы закрепить разделение - создают такую систему образования, которая будет его воспроизводить в дальнейшем, создавая общество, лишенное ценностей (а значит возможностей сплотиться).
Ну, и наконец, чтобы избежать обвинений в критиканстве, коротко предложу, как изменить ситуацию. Повысить учителям зарплату (не на 10% а минимум в три-пять раз), снять со школы не свойственные ей обязанности, в том числе бюрократические, и измерять не абсолютную, а относительную успеваемость (не как ребенок учится, а чему он научился). Хотя, разумеется, пока власти выгоден и удобен раскол в обществе - система останется прежней.