Преобразование мира, апатия и новое средневековье. В наше время уже никто не верит в возможность изменить мир.
Все остальные последствия - это уже последствия второго порядка: и отсутствие цели, и апатия, и пресловутое молчание масс. Если ты не можешь изменить мир - то зачем всё?
Впрочем, не совсем верно. Конструкция более сложная, полностью она выглядит так: "Если ты не можешь изменить мир и дальше жить в этом изменённом мире, то зачем всё?". Строго говоря, верно это не для всех - у любого человека остаётся возможность врезаться на самолёте в башни ВТЦ или, скажем, на бензовозе в здание госдумы. Но вопрос-то остаётся. Потому что если сто лет назад на вопрос "Зачем" можно было ответить "Для детей, внуков, будущих поколений" - это я ещё не затрагиваю идеальные объекты навроде бога - то теперь абсолютно понятна и вторая проблема изменения мира. Первая состоит в том, что пожить в изменённом мире при таком раскладе не удаётся. А вторая - в том, что изменения, которые нужны тебе, могут оказаться не нужны вышеуказанным детям, внукам и т.п. Распад СССР в этом смысле - прекрасный иллюстративный пример.
Я тебя растила, я из-за тебя ночей не спала - а ты на электричке едешь. Мы им строили социализм, а они хотели джинсов и кока-колу.
Есть ещё и третья проблема, не столь глобальная, а чисто инструментальная. Для того, чтобы изменение было мало-мальски устойчиво - требуется долгая, обстоятельная, тщательная работа. Серия воздействий в рамках одного направления. Символическая смерть террориста произведёт сильное воздействие, но инерция скорее всего вернёт ситуацию в прежний тренд. Может повезёт и не вернёт (о везении я подробнее скажу ниже). Но скорее всего - вернёт. А у террориста второй возможности воздействия уже нету.
( Read more... ) А что же люди, которые реально имеют возможность влиять на мир? Главы государств и корпораций, пресловутый Бильдербергский клуб, в конце-концов лидеры мнений, которые могут сами образовать какой-нибудь тренд?
Тут кроется вот какая загогулина. Дело в том, что эти вот люди, имеющие возможность влиять на мир - они этой своей возможности справедливо опасаются в первую очередь потому, что они получили эту возможность именно в данном мире. Его изменение скорее всего будет означать утерю ими указанной возможности. И в этом смысле - как ни забавно - они оказываются в положении тех самых террористов-смертников: изменить-то мир они могут, но вот плодами изменений им лично воспользоваться не получится. И риторический вопрос - а зачем? Тут ситуацию могут изменить камикадзе, примерно такие, как пресловутые террористы. Но дело в том, что если террорист - это личный выбор и сила воли, то способность к управленческому изменению мира - это позиция в сложной структуре, куда на одной воле не доберёшься. Те кто добираются - они уже так устроены, что менять ничего не будут. Как я уже неоднократно писал - они состоят из глупости и жадности, а потому от них ждать целенаправленной многолетней цепочки воздействий по управлению сложными процессами просто смешно.
Но это всё - мелочи. Самое интересное начинается в те моменты, когда необходимо всё-таки что-то менять. Когда проблема уже стучится в дверь - обычно ждут до того момента, когда дверь уже трещит и потихоньку вдавливается внутрь.
( Read more... ) В итоге, современный мир предлагает любому человеку только одно в качестве решения проблемы. Забавно, что действительно любому - как тому, от кого ничего не зависит, так и тому, от кого зависит очень многое. Звучит оно так:
скоро всё как-нибудь образуется, а тебе надо будет постараться лишь хорошо устроиться в этом образовавшемся.
Удивительно, что при этом субъекта преобразований - нет. Просто нет! Всё действительно меняется само собой, под действием либо случайных факторов, либо неожиданных проявлений персональной свободы воли (типа пресловутых террористических актов). И ситуация выстроена так, что субъектом преобразования - я подразумеваю долгое основательное преобразование - стать нельзя. Вылетишь с позиции, потеряешь возможность к преобразованию, а пришедшие за тобой - немедленно вернут тренд на место.
Стандартные варианты управления миром, как вы понимаете, работать тут не могут.
( Read more... )А вот теперь самое интересное.
Дело в том, что описанное выше - это как раз и есть тот самый "конец истории". Потому что реально никаких преобразований делать не нужно - во всяком случае, нельзя внятно сформулировать цель преобразования. Понимаете теперь, почему так похожи на игру действия политиков, почему так беззастенчиво врут с телеэкранов ведущие, почему никого нельзя ни на что мотивировать? Потому что в ответ на любое предупреждение о проблемах вы в лучшем случае получите:
1. Да как-нибудь образуется.
2. Спасибо что предупредили, я учту и подстрахуюсь (Не "попробую помешать", нет! Учту!).
Это в лучшем случае, в худшем вас просто пошлют по известному адресу - поскольку глупость и жадность людей пределов не имеют, а способность понимать аналитические прогнозы у большинства из них ограничена.
Вот представьте, допустим, что завтра произошёл Всепоглощающий Ядерный Пиздец. 95% населения погибло. Ну и что? Остальные выживут. Как-нибудь образуется. Как-нибудь, мать его, образуется. Кто-нибудь что-нибудь придумает. А я учту и подстрахуюсь, ага. Хотя скорее всего не поможет, но я надеюсь - повезёт. Вывезет кривая.
И вот мы наконец-то добрались до вопроса о том, где же здесь проявление Нового Средневековья. А оно вот тут. Люди наконец-то исчерпали потенциал рационального преобразования мира и теперь все их усилия могут быть оценены только двумя показателями: либо повезёт, либо не повезёт. Как в примере выше с террористом, который может изменить тренд своим поступком, но тренд не вернётся обратно только если ему повезёт. Отсюда в наше время такой рост интереса ко всяким гороскопам, гадалкам, к религии и к тренингам типа "научись везению". Отсюда полное пренебрежение к любым традиционным способам воздействия на мир и позиционированию себя в мире. И апатия, апатия, апатия.
Зачем всё, если всё равно не повезёт?
И зачем всё, если и без того повезёт?
Так древний человек полностью зависел от стихии и сил природы. Так в те же средние века могли пытаться молитвами изгнать болезнь. И, конечно же, колдовать на удачу, призывая везение и потусторонние силы. Наука ненадолго это всё пресекла, дав людям рациональные, объяснимые и - главное! - воспроизводимые способы изменения мира. Но эти способы упёрлись в тупик, дальше путь только или в более глубоком и обстоятельном развитии науки (которого пока не наблюдается) - или обратно. Колдовать на удачу и призывать везение.
Current Mood:
contemplativeCurrent Music: Nautilus Pompilius - Бегущая вдаль