Рав Авраам Шмулевич
[Most Recent Entries]
[Calendar View]
[Friends View]
Monday, September 5th, 2005
Time |
Event |
12:48a |
Интервью на Кредо «Еврейская жизнь» в «свободной России» глазами одного из ее создателей. Доктор физико-математических наук, президент Еврейской национально-культурной автономии Свердловской области МИХАИЛ ОШТРАХ: "ФЕОР пытается монополизировать всю еврейскую жизнь в России, играя на политической конъюнктуре" ---------------------------------------- ---------------------------------------- ( Read more... )
– Я только что разговаривал с несколькими еврейскими активистами из Москвы, с нашими общими знакомыми, они утверждают, что за последний год-полтора ситуация с уличным антисемитизмом в Москве очень ухудшилась, что еврею просто опасно ходить по улице, опасно для жизни появляться в кипе, ездить в метро, могут просто пырнуть ножом. Существует ли в Екатеринбурге реальный антисемитизм?
( Read more... ) Пока опасности того, что антисемитские настроения охватят широкие массы, нет. Но, в отличие от позиции Хабад-Любавич, который усиленно пропагандирует мнение, что у нас нет никакого государственного и вообще антисемитизма, что все это удел незначительных маргиналов, а власть страстно любит евреев, - я считаю, что со стороны представителей даже высшей путинской администрации есть попытка использовать антисемитскую карту в политической борьбе. Можно говорить о скрытой поддержке антисемитских акций и партий. Особо нужно отметить Рогозина и его партию "Родина". Сам Рогозин от таких высказываний воздерживается, но члены его фракции это делают. И формально власть отрекается от них, но, фактически, поддерживает эту антисемитскую кампанию. Неслучайно, по одной из версий "Письма 500", которое подписали 20 депутатов Государственной Думы, с требованием о запрете еврейских организаций (теперь это письмо появилось в новой редакции уже с пятью тысячами подписей), было составлено с негласного согласия Кремля, то ли для дискредитации левой оппозиции, то ли для других политических целей.
– Зачем власти это нужно, раз ненависть к евреям не распространена широко в народе, в чем политическая выгода в антисемитских лозунгах, в борьбе с иудаизмом?
– Я думаю, власти, президентской администрации, нужно расколоть и дискредитировать оппозицию. Представить их антисемитами и нацистами. Кроме того, антисемитизм – это старые, апробированные мифы, и те чиновники, которые думали в этих категориях раньше, при советской власти, продолжают в них думать.
( Read more... )К счастью, сейчас политика Сохнута существенно изменилась, и приезжающие к нам посланцы этой организации ведут себя совершенно по-другому, чем раньше, с ними весьма приятно работать. Были и остаются проблемы с Джойнотом, потому что он пытается из Нью-Йорка или из иерусалимского офиса определять, как нам строить еврейскую жизнь в России. И последний конфликт – это Хабад-Любавич. Точнее, не весь ХАБАД, а та его часть, что объединена в Федерацию еврейских организаций России (ФЕОР) под руководством раввина Берла Лазара. Они пытаются монополизировать всю еврейскую жизнь не только в России, но и в СНГ. Они сыграли на политической конъюнктуре – тут и помощь в ликвидации Гусинского, была и помощь в финансовой поддержке президентской кампании и фактически получили из рук президента карт-бланш на то, чтобы возглавить всю еврейскую жизнь в России. Все имеют право на существование, любавические хасиды, конечно, тоже. Но когда президентская администрация определяет Берла Лазра на место главного раввина России – это нездоровое явление.( Read more... ) Вы принадлежите к тем, кого принято называть "профессиональными евреями"?
– Нет. Никогда не принадлежал и не хотел бы принадлежать. Потому что "профессиональный еврей" сейчас это тот, кто профессионально борется за свое право быть профессиональным евреем. Меня больше устраивает то, что я имею свою профессию, я биофизик, доктор наук, имею некоторую репутацию в профессиональных научных кругах, например, недавно я вернулся с международной конференции в Рио-де-Жанейро, где я выступал с докладом, и, кроме этого, мне доверили вести одно из заседаний. Работа приносит мне огромное удовольствие, хотя, к сожалению, намного меньше денег.
– Вы получаете деньги за свою общественную деятельность?
– Нет, это выборная должность. Это уже часть моей жизни. В свое время, еще когда я был школьником, я ощутил на себе проявления антисемитизма. И я чувствовал дискомфорт и непонимание – почему евреи оказываются в таком униженном положении. Затем мой дядя – Семен Янтовский, он был видным еврейским активистом, подпольным еврейским этнографом и путешественником, - ввел меня в подпольное еврейское национальное независимое движение, и я увидел совершенно иную сторону еврейства. Ощущение было, что нашлось то, чего не хватало, это подобно возвращению десяти потерянных колен, так я себя почувствовал, один из этих потерянных колен, вернувшийся, наконец, к своим. Так что то, что мне удалось после стольких лет подпольного существования создать, наконец, Общину – логическое следствие всей моей жизни.
– Те, кто занимаются сегодня в Российской Федерации еврейской общественной деятельностью – в основном "профессиональные евреи"?
– Есть разные люди. В организациях, которые входят в нашу автономию, все общественные лидеры выбираются, а у Хабада и Джойнта – все назначаются, за зарплату.
– Но ведь профессиональный управленец, профессиональный менеджер – более эффективен? Недаром ведь в крупных корпорациях в каком-нибудь "Дженерал Моторс" невозможно представить себе выборных руководителей.
- Это совершенно разные вещи! Нужно разделять понятия "общественный лидер" и "менеджер". "Управленец" - это тот, кто решает какие-то конкретные технические задачи. "Лидер" – это тот, кто может повести за собой людей, человек, у которого есть видение перспективы, есть глобальные цели. Он может увлечь других своей идеей, своей заинтересованностью. А человек на зарплате никогда не сможет этого сделать. Он зависит от того, кто ему платит. И если тот, кто платит, не захочет, чтобы он увлекался какой-то идеей, пытался ее реализовать – то все. В этом и есть принципиальная разница.
Мы - свободны. Нас можно не избрать, но никто не запретит нам высказывать свои мысли, и пытаться делать то, что мы хотим.
– И много таких в современном еврейском движении?
- Лидеры – они практически все такие. Назначенные, оплачиваемы управленцы-менеджеры – их, конечно, больше, но не они определяют то направление, в котором пойдет развитие еврейства России.
– Вы приняли участие в прошедшей в Иерусалиме Второй ассамблее Всемирного конгресса русскоязычного еврейства, организованной ФЕОР. Насколько это нужная и живая организация - Всемирный конгресс?
– Пока что я не вижу тут никакой пользы - кроме амбиций ФЕОРа, желания любавических хасидов получить монополию на "русской еврейской улице". Хабаду очень важно заявить везде, в том числе и российскому руководству, что они контролируют и мировое русскоязычное еврейство. Это, конечно, действительности не соответствует. Впрочем, и Хабад-Любавич не представляет из себя единого целого. ( Read more... ) |
|