Манихейство. "Страшно не спать — страшно не просыпаться." |
[02 Mar 2005|11:26am] |
В мире идёт вечная борьба сил добра и зла — Света и Тьмы. В Царстве Света царит покой, вечная благодать, отсюда проистекает добро на всех людей, здесь обитают великие учители истинного добра. Но другое царство — чертог Тьмы — ужасное и чудовищное. Жадность и зависть, ненависть и жестокость проистекают из него, здесь — корень всех людских прегрешений. Царство Тьмы не только злое по своей природе, оно ещё и коварное. Зло вторглось в мир Света и теперь сбивает людей с пути добра и благодати.
Соотношение сил Света и Тьмы в мире менялось на протяжении разных эпох. Вначале существовало абсолютное и идеальное равновесие между силами Света и Тьмы. Свет располагался вверху, а Тьма — внизу, они являлись прообразами лёгкого, светлого, чистого неба и тяжёлой, тёмной, загрязнённой земли. Затем наступила вторая эпоха — промежуточная, или настоящая, когда изначальное равновесие было нарушено. Свет и Тьма перемешались, одно проникло в другое, и между ними началась борьба. Успех в этой борьбе сопутствует то одной, то другой стороне, и ни одна сила не может одолеть другую. Когда настанет в будущем третья, завершающая эпоха, силы Света окончательно возьмут верх над силами Тьмы.
Правителя Царства Света Мани называл Отцом Света или Отцом Величия. Он представляет собой воплощённое добро и благодать и проявляется в четырёх божественных формах: как Божество, Свет, Сила (Могущество) и Мудрость. Отец Света также наделён пятью «славными качествами», «славами» или «доблестями»: умом, знанием, рассудком, мыслью и осмотрительностью, которые и позволяют ему мудро править этим миром. Естественно, ни одно из этих проявлений не сопоставимо с обычными человеческими понятиями, например о могуществе или свете; все эти качества явным образом превосходят любой помысел о них.
Божественные черты конкретизируются в 12 проявлениях, добродетелях или благодатных качествах. Это — верховная власть, мудрость, победа, примирение, чистота, истина, вера, долготерпение, прямота, благодеяние, справедливость, свет. Как следствие этого число 12 в манихействе превращается в священное число.
Царству Света во главе с Отцом Величия противостоит Царство Тьмы, которым правит злой, коварный и хитрый Царь Тьмы. Он правит не один, ему помогают мириады злых духов и демонов. Он прибегает к колдовству и обману, затягивая в свои сети всё новых и новых последователей.
Одновременно с этим Царь Тьмы выступает как правитель «тёмной», т.е. загрязнённой, земли и пяти миров — огня, дыма, ветра, воды, тьмы. Они противостоят пяти светлым элементам, которыми располагает Отец Света (свет, ветер, огонь, вода, эфир). Все тёмные элементы являются физическими и как следствие тяжёлыми, стремящимися вниз, а светлые элементы — духовными, лёгкими и устремляющимися вверх.
Некогда два царства находились в полном равновесии, поскольку оба они представляют собой обязательные, необходимые и абсолютно равноправные элементы мироздания. Но однажды равновесие было нарушено — Тьма вторглась в Царство Света. Различные версии расходятся по поводу того, что положило начало этому дисбалансу: то ли демоны перешли запретную черту, то ли сам владыка Царства Тьмы сделал это. Так или иначе, с той поры началось долгое противостояние двух царств, которое, естественно, отразилось и в душах людей.
Манихейская космогония так трактует дальнейшие события. Основной её элемент — это понятие «вызова» или «призыва», точнее — череды вызовов, которые посылают друг другу различные светлые божества. Вызов и отклик на него, который в свою очередь также может являться вызовом, являются ключевыми понятиями в манихействе, суть которых станет ясна из дальнейшего изложения.
Правитель Царства Света послал своего единородного сына, Первочеловека (или Сына Света), в Царство Тьмы для решительной борьбы с мировым злом. По другим версиям, в результате «первого вызова» возникли два духовных начала, фактически воплощения самого Отца Величия — Мать Жизни и Первочеловек. Первочеловек был вооружён пятью священными силами, или чудесными элементами, — светом, ветром, огнём, водой и воздухом (эфиром). Во многих легендах Первочеловек вызывает себе на подмогу пять светоносных божеств, или сыновей, каждый из которых и соответствует одному из светлых элементов. Но Первочеловек не учёл коварства и подлости, на которые был способен князь Тьмы, — он был усыплён, а пять священных элементов поглощены тьмой.
Когда Сын проснулся, он понял, в каком плачевном состоянии находится, и воззвал о помощи. Отец, услышав крик Первочеловека, направил к нему особых посыльных — Духа Живого, Друга Света и Великого Зодчего. Дух Живой (Михрйазд) — центральная фигура в этой триаде. По другой версии, на этом этапе следовала целая череда «призывов»: Друг Света вызвал Великого Зодчего, Великий Зодчий воззвал к Духу Живому, а тот в свою очередь призвал к себе на помощь пятерых сыновей.
Посланцу следовало поторопиться, иначе пребывание Первочеловека (по некоторым трактовкам — вместе с Матерью Жизни) в Царстве Тьмы могло бы закончиться его гибелью. А потому Дух Живой изо всех сил устремился к чертогам зла. Достигнув границы, которая пролегала между Царством Света и Царством Тьмы, он громогласно ответил на призыв Первочеловека, возвестив тем самым о приближающейся помощи.
Но окончательной победы над злом достичь не удалось: пять священных элементов остались в плену у Царства Тьмы и должны быть освобождены.
Вокруг «запертых частиц света» строилась вся космогония манихеев. Например, по объяснениям Мани, Дух Живой осознал, что запертые элементы так просто не высвободить из Царства Тьмы, и разработал целую стратегию их освобождения. Прежде всего он сотворил весь космос для того, чтобы очистить или «вытянуть обратно» свет, поглощённый Царством Тьмы. Из частиц света, которых не коснулась тьма, Дух Живой создал солнце и луну. Из света, уже затронутого тьмой, были созданы звёзды, ветер, огонь и вода, находившиеся в постоянном движении. Материальный мир был сотворён из остатков поверженных демонов: в частности, из их костей возведены горы, из шкур созданы десять небес, из мяса и нечистот — восемь земель (иногда речь идёт о четырёх землях). По некоторым версиям, творцом мира явился не Дух Живой, а сам Отец Света.
Три высших божества — Первочеловек, Дух Живой и Мать Жизни — умоляют Отца Света сделать последний, «третий вызов», в результате появляется Третий посланник, который в свою очередь вызывает 12 дев. Они вынуждают мужских демонов тьмы извергнуть семя, от которого происходят растения, а женские демоны дают начало животному миру.
Силы тьмы идут на очередную уловку. Супруга Царя Тьмы создаёт два пола, воплощённых в Адаме и Еве, для того чтобы закрепить плотское, физическое начало в мире, привязать чистый дух к тяжёлому телу. И хотя в мужчине преобладают светлые элементы, а в женщине — тёмные, оба они (и соответственно каждый человек) являются результатом смешения частиц света и тьмы.
Мани считал, что Иисус Христос по вызову Отца Света пробудил Адама (человечество) подобно тому, как был пробуждён Первочеловек.
Гностики считали, что тьма является следствием угасания света, т. е. когда-то весь мир был полон истинным знанием (гносисом), но позже оно оказалось омрачено, в результате чего и начались различные отклонения от праведного пути человека. Мани довёл эту доктрину до логического конца. У него Царство Тьмы не является следствием омрачения Царства Света, они представляют собой абсолютно равноправные и в известной степени необходимые части мироздания.
В манихейской концепции спасения всё подчинено разделению частиц света и тьмы. В частности, солнце и луна служат своеобразными «насосами», которые выкачивают частицы света, запертые на земле. Благодаря этим представлениям манихеи весьма изящно объясняли восходы и закаты двух светил: усиление и ослабление их света связано с наполнением или опустошением солнца и луны частицами света.
Человек как таковой, по мнению манихеев, — существо противоречивое, дуальное, ведь его душа (светлое начало) заперта в оковах плоти (тьмы).
Истории о спасении Первочеловека лишь благодаря тому, что он действительно осознал, что находится во Тьме, суждено бесконечно повторяться на этой земле. И здесь важно не само падение человека в бездну тьмы, не его «сон», а то осознание своей затерянности в Царстве Тьмы и желание выйти на свет, которое в конце концов должно прийти. Пробуждён и спасён может быть лишь тот, кто заснул, а значит, страшно не спать — страшно не просыпаться.
|
|