Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет bakusha2008 ([info]bakusha2008)
@ 2009-09-12 10:58:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Клан и его роль в моей жизни
Наверное, только я и белый медведь до сегодняшнего дня не прочли переписку Улицкой и Ходорковского в "Новой". Но вот как-то так вышло, что только сегодня я взяла кружку с кофе и газету, вернулась в постель и прочла. Если говорить о кружке кофе и газете, то это обязательный ритуал, только когда Андрюша встает раньше - кружку подает он. А газету я всегда заранее закладываю на полу рядом с кроватью. Да. )

Теперь целиком о чувствах, которые вызвало прочтение. Сами факты и обстоятельства, которые они обсуждают, всего лишь факты и обстоятельства большинству родившихся в советское время известные. И ничего нового об этих очень масштабных людях мы не узнаем. Все, что они о себе рассказывают, наше мнение о них никуда не переворачивает. Тем не менее, разговор на меня и многих произвел серьезное впечатление. Я знаю почему на меня. Это разговор - клановый, и не просто клановый, а двух лучших представителей нашего клана. Умный разговор людей одного происхождения и воспитания. И совершенно неважно, в каких обстоятельствах каждый находится.


Очень долго в своей жизни я раздражалась и недовольно взбрыкивала, когда слышала, что "все мы родом из детства", что семья сильно влияет на личность человека. Мое детство было мне не очень приятным, мне хотелось другого. Больше всего на свете я любила книжки, но мечтала о шмотках. Мне хотелось семью попроще и подружнее, возможно даже торговых работников, у которых есть доступ к вожделенному тряпью, к примеру. Словом, у меня были какие-то представления об "идеальном". У меня, действительно, не очень дружная семья. Все - тяжелые люди, со своими понтами /ну сами видите по своей подружке Ольге Б./. И лет с шестнадцати я начала себя готовить, что я отрину прах советской интеллигенции с ног своих. И сделаю по-другому.

Тем не менее, я влюбилась в Леню Ж., хоть и богемного персонажа, но сына инженера-химика и инженера-машиностроителя. Леню очень раздражало, что я кривлюсь при слове "интеллигент".
- Да ты не волнуйся, - говорил он сразу с белыми от злости глазами, - ты не интеллигент. Нет в тебе этого стержня."

И вдруг, после тридцати, мой род совершенно неожиданно для меня самой начал возвращаться и властно возвращать свое. Все эти бесчисленные поколения предков, которые занимались, в сущности, одним и тем же - отстаиванием своей личности в колючей среде. Разными способами. Кстати, открытое сопротивление выбирали немногие, и это тоже свойство среды и клана. Пожалуй, среди Бакушинских я оказалась самой бешенной.

Предки возвращались по одному пока не выстроились в ясную линию и не стали для меня понятными. Я поняла их мотивы, потому что сама стала постепенно руководствоваться именно ими. Я посчитала за счастье родиться именно там, где родилась. Я не знаю как, но я четко осознала, что между нами всеми - связь. И не только между мной и моими родственниками, но и в нашем клане. И чем больше мне лет, тем более я встраиваюсь в этот клан, который когда-то так раздражал меня. Забавно.

Даже здесь, в ЖЖ, среди тех, с кем я постоянно общаюсь, и среди тех, кто приходит первый раз, я безошибочно узнаю по одной фразе "своих". Тех, кого в Москве почти и нет уже, но есть в разных уголках мира. Это не значит, что я считаю нас лучшими. Кто знает, может Ленин, человек, которому удалось преодолеть нашу общую с ним клановость, и прав. Интеллигенция - не мозг, а говно нации. Может быть. Я согласна быть говном, лишь бы принадлежать этому клану.

... И что меня так поразило-то в разговоре Ходорковского с Улицкой? Боже мой, как приятно послушать тихий голос своих. СВОИХ. Дай им Бог здоровья. Дай им Бог когда-то сесть на одной кухне и продолжить разговор. Дай мне Бог и дальше хоть иногда слышать беседы, где в каждом слове НАША ПОРОДА.

Я только ухмыляюсь, когда вижу, что Маша сегодня так страстно хочет быть "как все". Бесполезно. Ей так хочется слиться с мейнстримом, но в последний момент она начинает оказывать ему такое дикое внутреннее сопротивление, что даже страшно.

UPD. По комментариям я поняла, что недостаточно ясно выразилась. Интеллигент - это не "чистенькая" профессия предков, это чувство принадлежности к этому клану. Среди моих предков были и ремесленники, и крестьяне, и даже православные священники. Но большинство из них чувствовало себя так, как я описала выше. И самый интеллигентный из моих предков, мой дедушка Миша, происходил из страшно бедной и малообразованной большой еврейской семьи из черты оседлости.


(Добавить комментарий)


[info]emmanuelle_cunt@lj
2009-09-12 05:04 (ссылка)
Очень интересная тема. Всегда меня дико занимала.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bakushinskaya@lj
2009-09-12 05:07 (ссылка)
Понимаю. ) Это такие странные вещи. Вроде эфемерные, а ничем не разобьешь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]emmanuelle_cunt@lj
2009-09-12 05:12 (ссылка)
Я тоже долго бесилась (особливо на выражение "наш круг" - мамина подруга произносила "наф круг"), просто пеной исходила, что твой огнетушитель. После 30-ти прошло...

Но "наш круг" отчасти затаил на меня обиду

(Ответить) (Уровень выше)


[info]natalexsevna@lj
2009-09-12 05:09 (ссылка)
Удивительно, но я тоже в последнее время часто об этом думала.
А теперь не по теме: читала вчера лекции учителям, обсуждали ЕГЭ, они стали рассказывать о вашей передаче. Я ее, увы, не видела. Как-то у меня не складывается с телевидением. В общем отзывы были восторженные. Мне было приятно!

(Ответить)

"...отстаиванием своей личности в колючей среде".
[info]nedostreljani@lj
2009-09-12 05:10 (ссылка)
Точнее, по моему скромному мнению, смысл бытия интеллигентного человека на Руси и не определишь. Спасибо, Ольга!

(Ответить)


[info]ex_maroosya@lj
2009-09-12 05:14 (ссылка)
Оля, ах, умница Вы, Оля!

Мой муж (О.Груш) именно, когда чувствует вот это вот загадочное единство, витающее в воздухе вокруг группы людей, формулы, знаки, коды в построении фраз, во взглядах, в отношении друг к другу, в умении слушать и услышать, говорит, мол, "масоны"
А мама возражает - крови.
А папа говорит - порода.
А дед говорит - "три университета" - мой, моего сына, и внучки...
А классик еще говорил о колоде, которая причудливо тасуется.
Да, но это все касается только моих родителей. Папа говорит, что на нас с сестрой мамина рафинированная интеллигентность отдыхает :)
Я читала эту переписку, как будто в детство попала, на нашу кухню, когда еще не кто-то не уехал, а кто-то не умер...

(Ответить)


[info]leosat@lj
2009-09-12 05:15 (ссылка)
Да - это разговор своих. Понятных людей.Убеждаешься лишний раз, что не напрасно им веришь.
Прочев ваш пост, осознал, почему Ходорковскому не верят и не понимают его , некоторые, не совсем конченные люди.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bakushinskaya@lj
2009-09-12 05:23 (ссылка)
Ох, как вы точно заметили! Я просто не могу Ходорковскому не верить. Он со мной одной крови.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]leosat@lj
2009-09-12 05:35 (ссылка)
А если продолжить, то по той же причине я, в свою очередь, не верю политикам с пустыми глазами.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ilyasaykov@lj
2009-09-12 05:38 (ссылка)
Все-таки слишком много у него излишнего пафоса. За словами о "спасении отраслей" стоит всего-лишь желание заработать. Нормальное желание, но и гордиться тут особо нечем.
Мои родители в 89 вложили свои сбережения в акции Менатепа, поддавшись рекламным роликам. И, естественно, получили только копейки, причем в богатые 2000-е годы, а человек на их деньги "спасал промышленность Рф".

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ilyasaykov@lj
2009-09-12 06:06 (ссылка)
И еще хочется его спросить много ли дивидендов выплатили его Чековые Инвестиционные Фонды, в которые тысячи людей принесли свои несчастные ваучеры.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_maroosya@lj
2009-09-12 05:17 (ссылка)
офф. где же посмотреть Ваш проект?!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bakushinskaya@lj
2009-09-12 05:21 (ссылка)
На Украине - не знаю. По спутнику?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_maroosya@lj
2009-09-12 05:41 (ссылка)
ой, как только не прошивали, не судьба. только РТР планета, она вас в программе не дает.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]alpolish@lj
2009-09-12 05:27 (ссылка)
Нечего там смотреть, сплошная антисоветчина.
Лучше бы не морочили домашним животным головы и ещё одну кулинарную передачу замутили.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_maroosya@lj
2009-09-12 05:42 (ссылка)
шутить изволите...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tempika@lj
2009-09-12 06:41 (ссылка)
и я постоянно задаюсь этим вопросом..

(Ответить) (Уровень выше)


[info]alpolish@lj
2009-09-12 05:24 (ссылка)
Это ты все правильно сейчас сказала.

Я тоже в какое-то время заметил, что всё чаще веду себя по-кошачьи - постоянно *вылизываюсь*. В результате тесного (а куда деться) общения с окружающей средой ужасно много лишнего налипает, а язык всегда при мне - и друг, и враг, как водится.

(Ответить)


[info]oredezh@lj
2009-09-12 05:32 (ссылка)
Чтение захватывающее, и хочется его продолжить.
Л.Е. задала ему просто мои вопросы.
Но мне хочется вам возразить, они принадлежат всё-таки разным "кланам".

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bakushinskaya@lj
2009-09-12 05:35 (ссылка)
Нет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oredezh@lj
2009-09-12 19:36 (ссылка)
Ну, возможно, это вопрос масштаба карты.:)
Вот, на всякий сдучай, интервью Улицкой по этому поводу:
http://www.svobodanews.ru/content/article/1820056.html?utm_source=gazeta.ru&utm_medium=links&utm_campaign=GazetaRu

(Ответить) (Уровень выше)


[info]7fonia@lj
2009-09-12 05:49 (ссылка)
Скорее всего действительно к одному, но, не случись этого с МБХ, вряд ли у них ОБОИХ возникло бы желание пообщаться.
А у меня вот в жизни свсем мало душевных родсвенников. Хорошие подруги-знакомые, у которых: прокормление семьи (рецепты, домашнее консервирование), дачи (дачи-дачи-дачи! летом вообще больше ничего!), сериалы (только по 1-2 каналам идущие, самые тупые, с похищением детей, амнезиями и пр)... Я себя просто иноплантянином чувствую, на работе плеером уши затыкаю, эти обсуждения выпечек и рассады так достают. Они хорошие, обычные домохозяйки, просто мы не понимаем, я их, они меня.
Когда встречаюсь действительно со своими, это так радует. Даже в интернете.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]evtushenko75@lj
2009-09-12 06:23 (ссылка)
Ольга, так в этом, собственно, и суть ответа на занимавший меня вопрос еще в ельцинские годы. Почему "демократы ловчие", все эти "коржаковы-сосковцы" не вызывали раздражения у народа, и почему "демократы певчие" (Ковалев, Старовойтова, Новодворская) вызывали немотивированную бешеную агрессию, хотя не своровали ни копейки. Вот именно по этой причине "свой-чужой". И еще потому что любой среднестатистический представитель населения, оказавшись на месте сегодняшней элиты, поступал бы точно так же. А мотивы поведения Политковской или Эстемировой для них иррациональны и непонятны и оттого раздражают.

(Ответить)


[info]quatermass@lj
2009-09-12 06:31 (ссылка)
Могу лишь позавидовать наличию "своих", с которыми можно чувствовать родство и солидарность. Про себя давно уже понял, что никаких "своих", никакого "своего круга" никогда не найду, раз уж сейчас нет и раньше не было, есть просто разные степени отчуждения. В какой-то момент все равно оказываешься всем чужим.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]atlastiamfree@lj
2009-09-12 08:58 (ссылка)
вот да.
разве что меньшее отвращение к этим испытываешь, чем к тем.

об этой переписке у меня в ленте было прекрасное:
http://liolio.livejournal.com/236816.html

(Ответить) (Уровень выше)


[info]duniashka@lj
2009-09-12 06:34 (ссылка)
"Свой - не-свой", или Кое-что о системе распознавания:
http://duniashka.livejournal.com/157789.html

(Ответить)


[info]plus_tri@lj
2009-09-12 06:35 (ссылка)
Здравствуйте! Я в ЖЖ недавно, мне все интересно. Удивляет и поражает то, что я могу запросто написать Ольге Бакушинской. Хочу сказать, что мама моя из деревни, а отец - простой советский военнослужащий. Но, очевидно, что-то замешано в мои корни, поэтому есть подсознательная тяга к интеллигенции. Есть какое-то внутреннее необъяснимое понимание и одобрение этих людей. Немного жаль, что нет в родословной нескольких интеллигентных поколений, хотя бы трех :), но думаю, что не только по праву рождения можно причислить себя к клану (говоря Вашими словами).

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bakushinskaya@lj
2009-09-12 06:37 (ссылка)
))) Это ж не королевская власть. Интеллигентность передается и не по праву рождения.

(Ответить) (Уровень выше)

какой мерзкий текст
[info]bojolent@lj
2009-09-12 06:54 (ссылка)
стыдитесь своей породы, сударыня

вся беда в том, что вас, конечно, пустят в расход как неуместный планктон на теле народа, и в том что вы своим гнусным жалким ядом заразите нормальных, но сбитых с толку людей, а вам похуй




(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: какой мерзкий текст
[info]bakushinskaya@lj
2009-09-12 06:57 (ссылка)
РУки коротки, уебок.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]maria_beata@lj
2009-09-12 06:55 (ссылка)
...но как странно, до обиды, осознавать себя посторонней.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bakushinskaya@lj
2009-09-12 06:58 (ссылка)
Почему? )

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]maria_beata@lj
2009-09-12 07:15 (ссылка)
А я никто. Советская интеллигенция второго поколения, т.е. рабоче-крестьянских корней. Одна веточка была в семье странная, в родстве с Лилей Брик, но об этом говорят так мало и с помпой, что похоже на элементарную седьмую воду на киселе.
И всё "наше наследие" - это мамина русская филология, Серебряный век, Тургенев и проч. Оторванность. "Примазавшиеся". Рода нет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bakushinskaya@lj
2009-09-12 08:20 (ссылка)
Да при чем тут профессия ваших предков? )))) У меня есть подруга, у нее мама попокйная была ткачихой. Более интеллигентного человека я в жизни не встречала. ) Вы меня неправильно поняли. Вопрос не в образовании семьи, а в семье вообще. И в человеке.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]maria_beata@lj
2009-09-12 08:44 (ссылка)
Я как-то не то чтобы совсем... но и _семьи_, почвы, опоры не хватает. Мне лично.

(Ответить) (Уровень выше)

(Комментарий удалён)

[info]bakushinskaya@lj
2009-09-12 08:25 (ссылка)
Возбудилась-то как... Писала-писала, насрала в чужом журнале - думает, что доказала свою избранность. ))))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]friend15@lj
2009-09-12 09:33 (ссылка)
М-да-а... интеллигентность не скроешь )))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bakushinskaya@lj
2009-09-12 09:43 (ссылка)
Это правда. Из вас так и прет.)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sitnoff@lj
2009-09-12 07:36 (ссылка)
Ссылки на обсуждаемую переписку ни у кого нет?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]caballo_marino@lj
2009-09-12 08:29 (ссылка)
http://www.novayagazeta.ru/data/2009/100/09.html

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sitnoff@lj
2009-09-12 10:20 (ссылка)
Спасибо

(Ответить) (Уровень выше)


[info]grandtewton@lj
2009-09-12 07:58 (ссылка)
Это очень важно и ценно - то, о чём Вы, Олечка, говорите.
Тем более, что и сказано прекрасно.
Правда, я научился различать слова и мысли. К сожалению, часто первые только служат прикрытием вторым. Я вовсе не утверждаю, что это - именно тот случай. Боже упаси! Но я слишком долго варился именно в том "котелке" конца 80-х - начала 90-х. И именно в правление сначала Рыжкова, потом - Силаева. И Вы, надеюсь, не осудите меня слишком уж строго, если я скажу, что мне труднее верить в слова тех, кто оттуда.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]natalyayurieva@lj
2009-09-12 10:27 (ссылка)
оставаясь интеллигентным человеком трудно быть лояльным к власти, это не во всех странах так, но в России, пожалуй всегда так было.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]red_rat_catcher@lj
2009-09-12 09:27 (ссылка)
про шмотки и книги абсолютно верно :)

(Ответить)


[info]gleza@lj
2009-09-12 11:33 (ссылка)
"...отстаиванием своей личности в колючей среде."
Да. Тысячу раз "да".
Подробнее я бы могла написать большой текст, но, думаю, что свои и так поймут, а чужие здесь не ходят ))

(Ответить)


[info]merienn@lj
2009-09-12 11:35 (ссылка)
Более того - есть люди, которые страстно хотят выпростаться из кланового кокона, вроде уходят, а ТАМ они тоже чужие.
Самые неприкаянные. Уж лучше точно знать, кто ты и где хочешь быть.

(Ответить)

ТОП: 7:00 PM
[info]magictop30@lj
2009-09-12 12:00 (ссылка)
Вы попали в ТОП30 на Яндексе самых обсуждаемых тем в блогосфере.Почитать текст со всеми комментариями по ссылке (http://deep-water.ru/?http%3a%2f%2fbakushinskaya.livejournal.com%2f184242.html).Это Ваш 8-й ТОПовый пост за последний год (http://top4blog.ru/?bakushinskaya.livejournal.com).Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера (http://topbloger.ru/?bakushinskaya.livejournal.com).ImageImage

(Ответить)


[info]neko_v_poiske@lj
2009-09-12 12:24 (ссылка)
думаю, Вы ведете речь о достоинстве. Это такой сугубо личный, интимный резонанс с собой. Это когда, главным измерителем твоего мышления, твоих поступков оказывается это внутреннее соответствие себя себе. Для человека интеллигентного возможно наиболее важным является не пойти против себя, чтоб потом себя же не заплевать

(Ответить)

о своей "коза ностра"
[info]alexandrovskaya@lj
2009-09-12 12:27 (ссылка)
Меня огорчает разъединенность мыслящих людей. Их вынужденное, а то и пожизненное одиночество в толпе. Поверьте, это не снобизм и вовсе не чувство собственного превосходства. Я узнаю по жесту, по взгляду, по улыбке мимоидущего - даже молчащего. И я радуюсь, как ребенок, когда со мной заговаривает тот, кто способен думать и любить самостоятельно.
Вы будете смеяться, но, даже продираясь сквозь толпу в час пик, я всё еще мечтаю о братстве противостоящих. И я вынашиваю дерзкие планы...
Ничо так?

(Ответить)


[info]marta_freckle@lj
2009-09-12 12:33 (ссылка)
"Я согласна быть говном, лишь бы принадлежать этому клану.
...Дай им Бог здоровья. Дай им Бог когда-то сесть на одной кухне и продолжить разговор..."

СПАСИБО ВАМ, СПАСИБО.

"...тихий голос своих..."...........

(Ответить)


[info]lisbetina@lj
2009-09-12 13:47 (ссылка)
понимаю, о чём Вы. Ощущаю клановость, и это не столько радует, сколько спасает, держит на плаву.

(Ответить)


[info]zloy_alex@lj
2009-09-12 14:52 (ссылка)
Респект, Ольга. Очень мощно и верно сказано.

(Ответить)

Да, это так, но все же...
[info]borko@lj
2009-09-12 17:50 (ссылка)
Есть лишь одно искушение в подобных ощущениях: использовать это понимание "клановости" не простой констатации ради, а как средство защиты, оправдания и всяческих презумпций. А презумпций тут нет, потому как каждое слово и понятие нуждается в постоянном уточнении. И разговор этих, безусловно, интереснейших людей тому подтверждение. Думаю, они разнятся между собой гораздо сильнее, чем может показаться, исходя из подобных обобщений. И вот к примеру ЛУ пытается объяснить МХ что-то о его родителях, обладая совершенно иным жизненным опытом и исходными понятиями. К счастью, эти люди способны слушать друг друга и это дает надежду на понимание.
Я к тому, что это "ну мы же с вами одной крови, как нам не понять друг друга?!" часто лишь точка в разговоре. И множество радостных откликов, которые, несомненно, соберет Ваш пост, лишь подтверждение этому опасению...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Да, это так, но все же...
[info]bakushinskaya@lj
2009-09-13 01:00 (ссылка)
А ведь с Ходорковским и произошло то же самое. Его помотало, а потом он вернулся в семью в широком смысле. Ему хотелось поначалу и власти, и легкой жизни. А потом, еще на свободе, утянуло назад. А уж как он сейчас себя ведет...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]maria_enigma@lj
2009-09-12 18:08 (ссылка)
Вы знаете, Оля, я читала эту переписку полностью практически в оригинале. Многое из того, что написал Мих. Борисович, вызвало чувство досады, разочарования и сожаления. До этого он представлялся мне гораздо более интеллигентным и умным человеком. Оказалось, что это не совсем так. Что не мешает мне уважать его за его силу духа, мужество и добрые дела. Но он - не из той породы, к которой Вы его причисляете. Увы... Возможно, когда Вы прочитаете эту переписку полностью, Вы поймете, что я имею в виду.

(Ответить)


[info]tochka_be@lj
2009-09-12 19:07 (ссылка)
Спасибо за этот пост, Ольга.

(Ответить)