Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет bakusha2008 ([info]bakusha2008)
@ 2009-11-18 18:59:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Эффект Баттерфляй
Извините, я начну издалека. Но так понятней станет мое мнение по одной очень животрепещущей теме.
Я могу собой гордиться, я в этой жизни совершила настоящее открытие. О степени его научности судить не берусь, но мне открытие нравится. Я даже когда-то посвятила ему целую статью. Но поскольку вы не обязаны читать все мои статьи, я повторю.

Открытие пришло в мою голову довольно давно, когда я смотрела в театре оперу "Чио-Чио-Сан". Партию мадам Баттерфляй исполняла Народная артистка СССР Мария Биешу. Женщина почтенных лет и выдающихся размеров везде. То есть у этой Баттерфляй сначала на сцену входила грудь, а через пару минут остальное. Как водится, на лице яркими красками в три толстых слоя нарисована картина "Японка. Масло. 0,3 х 0,4 м."

А в опере есть такой момент, когда лейтенант Пинкертон спрашивает героиню ласково:
- Сколько тебе лет, дитя мое?
Девушка же поет в ответ:
- Шишнадцааать!

Дернуло меня, нехорошо мне даже стало, мурашки поползли по спине. Вот тогда-то я и открыла


Ход моих мыслей был таков:
- Хреново-то как. Что я тут делаю? Это ж ужас - вместо молодой японки наблюдать честную бабушку трех внуков. И это только начало оперы - еще два часа смотреть на сцену и переживать раздвоение чувств...
Хотя, с другой стороны. Это опера. Опера предполагает некоторые условности и допущения... Но не такие же "допущения" семьдесят второго размера. Была бы она хоть пятьдесят четвертого... И этот грим кошмарный... Но она же не виновата...
Нет-нет. Так нельзя. Это известная певица. Она хорошая. Надо просто ей немного помочь. Но как? А вот так - прищуриться и сесть вполборота. Да, так лучше. Всего лишь яркое пятно на сцене - почему бы ему и не быть шестнадцатилетней японкой?

Понимаете ли, в чем проблема? Есть такие серьезные диссонансы, которые человек считает наиболее правильным не принять как есть, а заколдовать. Слишком неприглядна настоящая картинка.

Поэтому совершенно не имеют практического значения такие последствия "эффекта Баттерфляй", как например - "это вменяемое крыло нацистов, с ними можно договариваться", "президент Медведев хочет модернизации системы, потому что он так сказал", "в Конституции России написано, что" и "майор Дымовский - честный служака и катализатор изменений в милиции".

Это. Того. Сего. Если перестать прищуриваться, включить свет и повернуться лицом к сцене, то на сцене все равно окажется шестидесятилетняя мадам Бабочка под два центнера.


(Добавить комментарий)


[info]iolj@lj
2009-11-18 13:07 (ссылка)
Бегемот там окажется. В кокошнике. Если бы "шестидесятилетняя мадам Бабочка под два центнера".

(Ответить)


[info]hiswife_mia@lj
2009-11-18 13:07 (ссылка)
Вы мне сейчас напомнили моего мужа. У него любая тема разговора сводится к обсуждению ситуации в стране. Хотя, наверное, это и есть эффект Баттерфляй в действии. Он тоже не хочет прищуриваться)
А оперу эту хорошо помню. Слушала лет в 16, испытала те же ощущения. Все представление крутила в зале кубик рубика.

(Ответить)


[info]marienero@lj
2009-11-18 13:08 (ссылка)
шикарно, Ольга!:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]egorkaff@lj
2009-11-18 19:49 (ссылка)
Присоединяюсь. Замечательно, спасибо.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]imke@lj
2009-11-18 13:10 (ссылка)
:)) Если бы Вы знали, КАК после часового занятия есть хочется. Как после двухчасовой оперы должно хотеться, я представить боюсь. А спектакли-то все больше вечером, ну да. А перед ними лучше не наедаться, если что-нибудь приличное намереваешься собой изобразить. Вот и выходят Баттерфляи под полтонны. Издержки профессии, чего уж.

Что, впрочем, основной мысли никак не отменяет, конечно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]duniashka@lj
2009-11-18 13:27 (ссылка)
Конечно, хочется. А после тренировки голод вообще бешеный. А есть (а гимнасткам ещё и пить) категорически нельзя.
О полноте оперных певиц очень хорошо когда-то Любовь Казарновская сказала: голосу надо на что-то опираться, а если есть котлеты и мясо, то и звучать будут котлеты и куски мяса...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]imke@lj
2009-11-18 13:49 (ссылка)
Если Вы внимательно прочитаете комментарий, на который отвечали, то обнаружите, что там написано "после двухчасовой оперы" и "перед ними лучше не наедаться". Не говоря о том, что Казарновская как аргумент... простите, но я пас.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]i_sh@lj
2009-11-18 13:34 (ссылка)
Не дам соврать - сама впервые Баттерфляй услышала от Биешу.

(Ответить)


[info]old_nag@lj
2009-11-18 13:38 (ссылка)
А меня такой же "когнитивный" диссонанс прибил на "Иоланте" :-))))))))
Я тоже все никак не могла въехать, как эта бабуля внушительных размеров может быть восемнадцатилетней деушкой-поскакушкой, хоть и слепой... С расстройством пришла к маме. Мама, воспитанная на классической опере, большая любительница и ценительница классической оперы, поведала, что тете, дабы не потерять голос, надо не нервничать и хорошо питаться. Посоветовала оперу слушать, а смотреть балеты :-)))))))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bakushinskaya@lj
2009-11-18 13:42 (ссылка)
)))) Девушки, вообще-то пост не об этом. )))))) Не о весе артисток. А о наших заблуждениях.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]imke@lj
2009-11-18 13:55 (ссылка)
Так а по сути какие ж тут возражения - возражения начнутся на этапе прикладывания аналогии к чему конкретному уже :))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]old_nag@lj
2009-11-18 15:06 (ссылка)
Дык это понятно :-)))) Странно, что нашу страну когда-то звали Страной Советов Она была, есть и будет Страной Заблуждений и попыток сесть немного вбок и смотреть боковым зрением :-)))))))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]harpist_ka@lj
2009-11-18 13:47 (ссылка)
Если перестать прищуриваться и взглянуть на всё широко открытыми глазами, то станет так страшно, что... может лучше пусть его, сойдёт и так!

(Ответить)


[info]griseopallidus@lj
2009-11-18 13:53 (ссылка)
Нет, одно дело, когда бегемотика надо полагать дюймовочкой, а вот не получается.
И другое когда человека не убедишь никак, что дюймовочка - на самом деле бегемотик. Хотя пахнет бегемотиком - хоть святых выноси.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mak81@lj
2009-11-18 14:14 (ссылка)
Совсем другое, когда в ответ на робкие возражения вам говорят, что если не хотите этого бегемотика, тогда вам будет другой - еще больше и страшнее, а шестнадцатилетняя японка - не что иное, как условность, которая нигде не соблюдается...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]griseopallidus@lj
2009-11-18 14:28 (ссылка)
Или я злонамеренный интеллигентский сноб, не ценящий правдолюбивых майоров и не желающий единения с народом

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lisbetina@lj
2009-11-18 13:56 (ссылка)
Вы как Наташа Ростова ) А про эффект - очень интересно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Про Наташу Ростову
[info]bakushinskaya@lj
2009-11-18 14:08 (ссылка)
Я когда маленькая была, терпеть не могла Наташу Ростову, а потом вдург поняла, что... Даже если посмотреть описание Толстого, так я в шестнадцать и внешне была похожа на такого же возраста Ростову. Ну и поведение, образ мыслей. Видимо, поэтому она мне не нравилась. )))))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Про Наташу Ростову
[info]lisbetina@lj
2009-11-18 14:25 (ссылка)
но судьба у Вас оказалась другая )

(Ответить) (Уровень выше)


[info]grandtewton@lj
2009-11-18 14:08 (ссылка)
Тогда я - Безухов.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lisbetina@lj
2009-11-18 14:18 (ссылка)
не помню, как вёл себя Безухов в опере.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]grandtewton@lj
2009-11-18 14:19 (ссылка)
Но с Наташей..

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lisbetina@lj
2009-11-18 14:20 (ссылка)
извините, туплю )

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]grandtewton@lj
2009-11-18 14:21 (ссылка)
Кто? Вы?!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lisbetina@lj
2009-11-18 14:21 (ссылка)
я.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]grandtewton@lj
2009-11-18 14:23 (ссылка)
Ну и шутки у Вас сегодня, Лизонька.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lisbetina@lj
2009-11-18 14:24 (ссылка)
не шучу.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ania_ba@lj
2009-11-18 13:59 (ссылка)
Спасибо,Оля.Вовремя Ваш пост прочитала.Согласно "эффекту Баттерфляй" сделала глаза поуже и отправила двух идиотов в группу редко читаемых.Расфренживать резко пока не научилась.

(Ответить)


[info]grandtewton@lj
2009-11-18 14:07 (ссылка)
Хорошо китайцам: им этот зрительный иммунитет от рождения дан.
Они и в Сибирь - за милую душу.
Эх, не тот народ Путину достался.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Офф
[info]maria_beata@lj
2009-11-19 09:32 (ссылка)
Ну, прям хокку, - в свете последней пошести на эту игрушку...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mavka_vika@lj
2009-11-18 14:09 (ссылка)
Ещё Сартр когда-то придумал такую штуку - феноменологическая онтологи (язык сломать можно). На сколько я понимаю, основная суть её -воспринимать вещи такими, какими они для вас являются. Вот берёте журнал/книгу/фильм и общее впечатление - полное говно. А вам говорят - нетушки, это великое искусство, постмодер и вся фигня, а вы ничего не понимаете. В этом случае нужно слушать исключительно свои мозги и не верить всяким социальным и культурным надстройкам. Как-то так.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bakushinskaya@lj
2009-11-18 14:11 (ссылка)
Это правда. Но правду эту понимаешь только с возрастом. Сначала слишком важную роль играет мнение авторитетов. Мне не сразу далось признание, что мне не нравится Достоевский, к примеру. Принято же любить Достоевского до придыхания.)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mavka_vika@lj
2009-11-18 14:52 (ссылка)
У меня последним таким разочарованием (или открытием?) был Юкио Мисима. Подарили книжку и приказали строго-настрого прочитать. Ибо там мудрость глобальная. А я осилила максимум страниц 20. Всё. Не могу. Тошнит. И мудрости никакой.

(Ответить) (Уровень выше)

перестать прищуриваться
[info]natalyayurieva@lj
2009-11-18 14:13 (ссылка)
Если все время закрывать глазки можно вовсе во сне начать жить, все же иногда реалии нужны, для того и посты! А вот нереально то, что Биешу все еще Батерфляйка, я ее слышала в Большром аж в 71-ом, будучи студенткой, тогда она была прелесть как хороша.

(Ответить)


[info]taramashka1@lj
2009-11-18 14:18 (ссылка)
Да, есть такой закон. Жаль, что в школе не проходят 8-)) Спасибо, Оля.

(Ответить)


[info]vnevremeny@lj
2009-11-18 14:24 (ссылка)
Как же порой хочется исказить действительность, всё равно как: хоть розовыми очками, хоть прищуренным глазом! Только вот беда - рано или поздно увидишь всё как есть и содрогнешься вдвойне. Нет, лучше уж правде в глаза:))

(Ответить)


[info]rona_zelenograd@lj
2009-11-18 14:55 (ссылка)
А меня впечатлила суета вокруг повышения налога на авто.
Но вот если прищуриться, то можно увидеть, что налог на недвижимость уже повысился в несколько раз без всяких обсуждений и заострения внимания.)))))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]egorkaff@lj
2009-11-20 15:59 (ссылка)
Вот и с транспортным налогом мои предположения оправдались...
http://auto.mail.ru/article.html?id=30220
Ну и что, выезжали, гудели...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]rona_zelenograd@lj
2009-11-21 07:25 (ссылка)
Но они же решили повысить налог однозначно, вопрос стоял ребром о СУЩЕСТВЕННОМ повышении налога на очень мощные авто. В итоге - и налог повысили, и цены на бензин повысят (как компенсацию существенного налога за мощность). КАроче! Все будут платить не токмо свой налог, но и за тех, кто на больших машинах ездит.)))))))))))))) Бензин-то всем машинами нужон))))))))))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vbelchenko@lj
2009-11-18 15:11 (ссылка)
+100

(Ответить)


[info]johanajollygirl@lj
2009-11-18 15:44 (ссылка)
меня так же смущало, когда Боярский пел в Трех мушкетерох на вопрос о возрасте: "ох много, много, восемнадцать!" там-то уж он явно не мальчиком был. от того и появился страх перед взрослением. ребенок увидел, что в восемнадцать лет все уже дедушки) отчасти страхи сохранились до сих пор))

(Ответить)


[info]krupelega@lj
2009-11-18 15:45 (ссылка)
Гениальное отккрытие:эффект Баттерфляй!!!
Удивительно ярко,точно и главное оценочная справедливость...
В театральном мире частенько приходилось сталкиваться с этим эффектом.
Но аналогии с политикой потрясают.
Спасибо!

(Ответить)


[info]ring_old@lj
2009-11-18 17:27 (ссылка)
Проблема в том, что вы пришли смотреть не то что давали. Ну это как отмечать, что в церкви распятие не настоящее, а деревянное и мучится этой мыслью прищуривая глаза.
...хотя всё равно странно - мои спутницы плакали. теперь понимаю - наверное чтобы сквозь слёзы всё размыто было... Знакомый рассказывал мне о исполнении МБ на женской зоне - пол зала наматывала сопли на кулаки, хотя солистка была чуть ли не пенсионного возраста. Я понимаю, что вы не о опере, так и я не о том - ваш эффект просто ошибка интерпретации - не на то смотрите. любители оперы смотрят в бинокль на оперных див, вовсе не для того что бы увидеть тинейджера в матроне.
А так вам ещё повезло не смотрели пекинскую оперу, уж там то певицы даже вовсе и не Эрики Курмангалиевы.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bakushinskaya@lj
2009-11-18 17:33 (ссылка)
Круто. Но мой пост не об опере.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]alexandrovaie@lj
2009-11-18 18:25 (ссылка)
Если не прищюриваться-жить не захочется, "широко открытые глаза"-это ужас.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ring_old@lj
2009-11-18 19:58 (ссылка)
так и мой не об опере
но в общем мысль понятна...
просто ваш пример неудачный, вот например
эффект коня Игоря, был бы к месту (полностью выдуманная ситуация)- все слушают арию Кончака не обращая внимания на коня свалившегося в оркестровую яму. Дерижёр при звуках литавр на половецких плясках пристреливает животной чтобы не мучилось. Спектакль продолжается...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

polnyj offtop
[info]ring_old@lj
2009-11-18 22:21 (ссылка)
да ещё что-то смущает...
...а вы не ничего не путаете, ей вроде как пятнадцать было, да и разговор вроде бы как с консулом был, а не с Пинкертоном - они там в угадайку возраста играют? неужели в либретто на русском так как вы описали?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: polnyj offtop
[info]bakushinskaya@lj
2009-11-19 05:22 (ссылка)
М-да. Не завидую я вашим реальным знакомым, которые рискнут рассказать вам анекдот. А мне-то что... )))))

(Ответить) (Уровень выше)

Re: polnyj offtop
[info]bakushinskaya@lj
2009-11-19 05:23 (ссылка)
И чуть не забыла - я ничего не путаю.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: polnyj offtop
[info]ring_old@lj
2009-11-19 12:23 (ссылка)
ни фига себе! и что она там действительно, как тут девушка написала, умирает от чахотки на кровате с растянутой сеткой...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: polnyj offtop
[info]bakushinskaya@lj
2009-11-19 12:30 (ссылка)
Вы прочтите еще раз девушкин коммент. Не о Баттерфляй речь, и кажется вы это вполне поняли, но решили пошутить в своем стиле. Ну перестаньте нудеть - очень вас прошу! ) Человек вы вроде вроде бы нормальный, ну не поняли пост, ну или не понравился, ну что вы мне на мозги капаете? Ну не нравлюсь я вам, допускаю, я не закат над Карибами, чтобы нравиться всем, так это повод, чтобы самовыражаться в комментах сутками? Не понимаю я таких, чессслово. Ну ведь щас опять придете какбэ с юмором?

(Ответить) (Уровень выше)

на правах имха
[info]bikertroll@lj
2009-11-18 18:01 (ссылка)
высказываясь в русле безусловно роскошной метафоры поста, нахожу верной Вашу попытку "прищуриться и сесть вполоборота". Компромисс, а не робесперовскя принципиальность уже которую страну уберегают от крови. Дурной мир - лучше доброй ссоры.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: на правах имха
[info]bakushinskaya@lj
2009-11-18 18:11 (ссылка)
Вот только боюсь, что в 37 году многие тоже предприняли попытку "прищуриться" и какбэ не заметить, что кругом расстреливают и сажают. Только не всем помогло.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: на правах имха
[info]artx@lj
2009-11-18 19:28 (ссылка)
Они до сих щурятся.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]a_tanj@lj
2009-11-18 19:04 (ссылка)
Все время щуриться глаза устают)))
А Оперу эту с (вот, уже и забыла фамилию знаменитой певицы 70-х, склероз(( ) таких же размеров помню в другой связи. Я удивлялась, почему на сцене Большого стоит кровать и прогибающейся сеткой. И когда умирающая от чехотки девушка на нее ложилась, она провисала почти до полу:)))

(Ответить)


[info]artx@lj
2009-11-18 19:26 (ссылка)
В точку.

(Ответить)


[info]fagot99@lj
2009-11-18 20:27 (ссылка)
Возможно, за время пути
Собачка могла подрасти?

(Ответить)


[info]britmila@lj
2009-11-19 04:37 (ссылка)
"Есть такие серьезные диссонансы, которые человек считает наиболее правильным не принять как есть, а заколдовать. Слишком неприглядна настоящая картинка. " - очень серьезную проблему Вы озвучили.
Мы действительно зачастую стараемся "заколдовать" действительность, деалаем это практически автоматом, у каждого есть свои нароботки для этой цели...
Я думаю, что мы делаем это из чувства самосохранения. Потому что если каждый день, каждый час, каждую минуту принимать действительность как она есть, то просто сойдешь с ума.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]lampa33@lj
2009-11-19 06:06 (ссылка)
У Лема была такая повесть , к сожалению, не помню названия . Там описывалось одно государство в котором было очень хорошо . Ну прпосто все супер -пупер замечательно . И все граждане имели хорошую , интересную работу , отличное жилье, а начальство душевное и умное. Никто никого не гнобили и никто никому ничего не запрещал , если ты соблюдал одно единственное условие : носить специальные очки и никогда их не снимать . Но если их снять: мир оказывался абсолютно другим .

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bakushinskaya@lj
2009-11-19 06:10 (ссылка)
Да, гениальная повесть. Я помню.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]maria_beata@lj
2009-11-19 09:35 (ссылка)
....а я не помню...
"Футурологический конгресс" помню, но там не про очки было...
А?

Опять же, оффтоп. В этой записи если не о весе певиц, так про другие оффтопы. :-))
Кажется, тут многие прищурились, нес па?
:-)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bakushinskaya@lj
2009-11-19 09:54 (ссылка)
Да. я заметила сей пародокс. )

(Ответить) (Уровень выше)


[info]britmila@lj
2009-11-19 06:14 (ссылка)
Очень интересно. Жаль, я не читала эту вещь.
Но знаете, до "всё очень хорошо, супер-пупер замечательно" нам еще шагать и шагать, никакие очки не помогут превратить реальную действительность в рай на земле. Мы стараемся хотя бы немного смягчить удары по нашей психике, отвести хотя бы часть отрицательной информации от нашего бедного сознания...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lampa33@lj
2009-11-19 06:52 (ссылка)
А по моему наше телевидение , исключая немногие пока не закрытые передачи , только этим и занимается . Госзаказ.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]madlesha@lj
2009-11-19 18:03 (ссылка)
А я еще одну книжку читала - "Волшебник изумрудного города"

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mryamb@lj
2009-11-19 07:18 (ссылка)
Ваш блестящий "Эффект Баттерфляй" так пробил, что решил поделиться и со своими читателями. С вашего разрешения опубликую пост на http://rupor.co.il/wp/

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bakushinskaya@lj
2009-11-19 11:02 (ссылка)
Я не против. )

(Ответить) (Уровень выше)


[info]alexeevaem@lj
2009-11-19 11:42 (ссылка)
Вообще, очень хороший образ с глазами! Если мыслить в этом образном ряду, то в 80-е у меня было ощущение, что от каждой газетной-журнальной статьи мои глаза становятся всё больше и больше от изумления и объема информации, понятно какой.
А сейчас я ловлю себя на мысли, что мне больше всего хочется зажмуриться (ещё хорошо бы уши заткнуть) и бежать на все четыре стороны. Но мешает что-то. Видимо, ответственность перед двумя детьми...

(Ответить)


[info]retro_08@lj
2009-11-19 20:44 (ссылка)
Вот поэтому я с детства предпочитаю кино - фильмы-оперы. Но, что удивительно, есть фильм-опера "Чио-Чио-Сан" с М. Биешу. Такой вот реализм.

(Ответить)


[info]sava_che@lj
2009-11-23 05:47 (ссылка)
извините за поздний коммент
У меня была похожая реакция после премьеры "Мазепы" в Киевской опере лет 15 назад. Партию Марии исполняла Гизела Ципола. Первые минуты спасло то, что я забыла дома очки. Но потом я сделала ошибку - попыталась разглядеть большое белое пятно на сцене в бинокль...

(Ответить)