Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет bakusha2008 ([info]bakusha2008)
@ 2010-07-13 23:33:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Детство босоногое
Когда я была маленькая, у нас был участок в садоводческом товариществе "Алешкинские сады". Это Горьковское направление, станция Храпуново. И участки эти давали, как положено, на торфяном болоте. Чтобы, значит, это болото осушить, сначала дачники рыли огромные канавы вдоль будущих улиц, и в канавах этих всегда стояла вода. А потом на участки поверх торфа завозилась нормальная земля грузовиками. Но торф, извините, никуда не девался и летом горел, особенно если лето было жаркое и сухое, как нынешнее. И это было довольно страшно, потому что торф горит под землей, а потом наружу вырывается огромный факел. И где вырывается, предсказать нельзя. Чаще бывало на опушке леса, но иногда и на участках. И тогда все дружненько хватали ведра и неслись заливать.

Вообще, освоение эти участков проходило примерно по Маяковскому "под какой-то там телегою рабочие лежат... через четыре года здесь будет город-сад". Уж чего-чего, а советского энтузиазма покорителей целины у наших бабушек и дедушек было не отнять. Я прекрасно помню, как первые годы не было электричества и воды. Сидели при керосиновой лампе, готовили на керосинке и газовом баллоне. А за водой надо было топать в грязи по колено на ключ километра два. Хуже было с хранением продуктов, с трудом припертых из Москвы на горбу. Их хранили в специально выкопанной яме, но они все равно, увы, портились. И все равно их долго варили и ели. Этот мрак назывался летним отдыхом и я не понимаю, как моя бабушка успевала не только вести хозяйство, но и руководить строительством дома, и вспахивать грядки. У нее даже было два парника для огурцов и помидоров.
И что характерно - никто меня за руку не водил. Я завтракала и в одних трусах уходила по своим делам. Возвращалась я сначала в обед, а потом бабушка начинала меня искать, когда темнело. Ну вот скажите, можно сейчас вот так выпустить девочку шести лет? А уж когда мы освоили двухколесные велосипеды...

Вечером я возвращалась очень грязная, меня слегка мыли в тазу, сколько хватало воды. В результате такой летней жизни мои коленки потом в Москве мама с трудом оттерла перед первым классом. Отмывала она их рыдая, с помощью специально средства для людей, занятых на грязной работе с пачкающими химическими веществами.

Понятно, что меня это тогда ничуть не парило и подобное лето мне страшно нравилось. Вот у Маши, увы, нет и не было возможности как следует покопаться в свежей куче песка. Прорыть в ней ходы и извалять волосы. Впрочем, в наши игры они вообще не играют. У них не хуже, может быть, но другие.

И уж, конечно, помимо рытья и строительства из песка и глины, нас очень увлекала возня в осушительных канавах. Потому что там водились головастики и пиявки. И воровство малины с чужих участков. У каждого была своя, но это было не то. Однажды я упала с велосипеда через руль прямо головой в канаву. Вылезла вся в пиявках.

Я бы не хотела вновь увидеть эти места. Никакой причины в этом нежелании нет. Просто не хочу.

... На самом деле я просто вспомнила, как торф горит и больше ничего. )


(Добавить комментарий)


[info]pap_a@lj
2010-07-13 16:52 (ссылка)
Прочитав, многие вспомнили свое детство. Как было здорово! Даже без воды и электричества! Без холодильника, ТВ и интернета! Как не боялись, что дети пропадают на улице с утра до вечера!
Пишете: Я бы не хотела вновь увидеть эти места. А Вы их увидели и вернулись в них! Пусть и мысленно. И это было не самое плохое время в Вашей жизни! То время и те места внесли свою лепту в то, что Вы теперь такая, какая есть! :)
А когда торф горит (а вместе с ним и лес), то это, действительно, реально страшно! :(

(Ответить)


[info]nk1964@lj
2010-07-13 16:57 (ссылка)
Во- во! Только что мне моя племяшка сказала- А твой брат за мной сегодня не смотрел вовсе и ваще я на лифте одна (!) спускалась!- это она про папу свого. Я тут же наехала слеганца на них обоих, страшно! А ей 11 лет, между прочим! Господи, как их уберечь?!!
А про каалееенки- я помню- боолььно!!!! хозяйственное мылоооо

(Ответить)


[info]alpolish@lj
2010-07-13 16:59 (ссылка)
Забавно. Я сейчас подумал о том, как быстро всё стало меняться вокруг нас.
Керосиновая лавка и газовые балоны; малина подряд, через все заборы; головой через вывернутый руль, в канаву с пиявками и головастиками - это точнёхонько всё про меня, только лет на 10 раньше. Только в Пушкино, по Ярославке.
И еще на 10 лет раньше было то же самое. И ещё.
10 лет сегодня - почти эпоха. Такое впечатление, что этот "велосипед" с сорванной цепью летит под горку.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bakushinskaya@lj
2010-07-13 17:02 (ссылка)
Как ты, Саша, красиво и точно сказал. )

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]alpolish@lj
2010-07-13 17:12 (ссылка)
Если они ещё градусов пять прибавят, я и не так запою ))

А электрички? Без коробейников, но с громадным количеством живописных цыганок с детьми и инвалидов. Столько сейчас в голову налезло.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

мечтательно
[info]bakushinskaya@lj
2010-07-13 17:16 (ссылка)
Да, электрички с такими круглыми мордочками и деревянными скамейками из реечек.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ting_li@lj
2010-07-13 17:06 (ссылка)
да, иногда вспомнишь это босоногое детство, так вздрогнешь:) и уж детям своим не пожелаешь. Я, помню, так наловчилась бегать босиком, что могла по битому стеклу ходить без ущерба, если осколки не слишком крупные. Родители этого, конечно, не видели. И мы лепили черный хлеб из грязи, выпекали его на солнцепеке, положив на металлические крышки от банок. каравай такой получался. вечно грязь надо было на ночь выковыривать из под ногтей.
Вчера, впрочем, детишки поиграли в игру: налепили из грязи собачьих какашек (очень убедительно выглядящих) и разбросали их по двору. Вперые играли с грязью.Я ругалась. Но, честно говоря, ржачно:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bakushinskaya@lj
2010-07-13 17:09 (ссылка)
Да, они не играют с грязью. А мы только это и делали. Сколько помню, всегда с землей и на земле.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]crianza@lj
2010-07-13 17:08 (ссылка)
не в тему, конечно, но. Интересно, а у тебя есть сейчас аллергия на что-нибудь (не на кровавый режим, а в прямом смысле слова)?

Просто я пару дней назад прочел довольно любопытный текст про то, что единственный способ уберечь людей от аллергии - это с детства валять их в свежих кучах песка и вообще в разнообразной грязи. То есть только так можно приучить организм к раздражителям и отучить его истерить при встрече с каждым новым незнакомым аллергеном. В доказательство там приводились сведения, что Индия и Африка с аллергией почти не знакомы :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bakushinskaya@lj
2010-07-13 17:11 (ссылка)
Ты будешь ржать, но у меня сильнейшая аллергия на грибковые, которые есть в любой земле и почве. Так что мне нельзя нюхать свежевскопанное. В детстве не было, ивстестно. Так что все брешут твои ученые.

(Ответить) (Уровень выше)

извините, я влезу
[info]alpolish@lj
2010-07-13 17:20 (ссылка)
Кстати о грязи. Аллергию я именно на даче в 6 годиков и заработал. Сначала была дизентерия с температурой за 40 и всеми вытекающими, потом больничка, в которой такие вещи в начале 60-х лечились дикими дозами антибиотиков, а на следующий год - бурная реакция на пыльцу сезонных деревьев и травок.
А Индия с Африкой не знакомы с аллергией главным образом потому, что они очень хорошо знакомы с высочайшей детской смертностью (естественным отбором).

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vnevremeny@lj
2010-07-13 17:14 (ссылка)
Знакомо-то всё как! Это http://vnevremeny.livejournal.com/42692.html чтобы не пересказывать :))
Кстати, действительно жаль, что Маше не довелось ни в песке повозиться, ни в "магазин" с травой и листьями поиграть, ни секретиков поделать... Что-то во всём этом было... бесхитростное и невинное, очень десткое, да?:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bakushinskaya@lj
2010-07-13 17:20 (ссылка)
И за черникой мы ходили в лес. И я в ее возрасте знала все растения и как что растет. И клубнику с грядки ела. И ждала первого огурчика, и наблюдала за тем, как морковка начинает торчать оранжевой попкой над землей и, значит, ее можно есть. А Маша ничего не знает.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vnevremeny@lj
2010-07-13 17:26 (ссылка)
А я все грибы знала и находила даже те, что бабуля - по этим делам великая мастерица - пропускала. Впрочем, сейчас подумалось, может быть, она специально так делала, мне их оставляла?
Да, и морковка, и редиска прямо с грядки - я их пенред тем, как схрумеать, в лучшем случае в бочке с дождевой водой ополаскивала, а то и просто так, о подол сарафана. Про огурчики я уже молчу, их прямо так...))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bakushinskaya@lj
2010-07-13 17:27 (ссылка)
Да, и грибы я отличала съедобные от несъедобных. Кстати, полезный навык.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gribkish@lj
2010-07-14 00:38 (ссылка)
"Магазин" с травой и листьями, ммм)) У меня тоже такое было!! :-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vnevremeny@lj
2010-07-14 03:32 (ссылка)
А уж какая изобретательность, какое богатое воображение у нас было!:)) Ну, цветки красного клевера - "помидоры" и трава - "лук" это понятно. Но почему лопухи считались "капустой", а длинные листья каштанов... "селедкой", я до сих пор не поняла:))
А "секретики" в фантиками и прочими сокровищами делали?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gribkish@lj
2010-07-14 06:03 (ссылка)
Делали!)) Как же без этого! До сих пор во дворе под турником зарыты. :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]_madra_@lj
2010-07-13 17:19 (ссылка)
У Спока где-то есть - что игра с грязью, особенно жидкой, облагораживает детскую душу:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bakushinskaya@lj
2010-07-13 17:21 (ссылка)
Вот ведь... Надо Маше грязи развести в тазике. ))))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_madra_@lj
2010-07-13 17:25 (ссылка)
Глина годится. Заодно и слепит что-нибудь. Она у тебя уже большая, чтобы просто так в грязи варакаться:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]maria_kunigunda@lj
2010-07-13 17:49 (ссылка)
О, я тоже кувыркалась с велосипедом! Мордой об забор! И ничего, и ничего, и ниче....

"Гоша и Лёша" пели дивную песенку Митяева,
На кочках цветочки, за кочками лес,
> Am D7
На дальний глухой полустаночек,
> G C
Наладив пилу да рубаночек,
> Am C
С утра мы приехали строить навес
> Am H7 Em
На дачу к Евгений Иванычу.

А дачи-то, дачи и нет у него.
Купил он участок заброшенный,
Доплелся с посильною ношею,
И вот посреди барахла своего
Стоит он в тельняшечке ношеной.

> Em F#m7 H7 Em
Ах, Евгений Иваныч в полосочку!
> F#m7 H7 Em
Ох, да шкиперская борода!
> F#7 H7 C
Держит левой он детскую сосочку,
> Am Edim H7
Держит правой орудье труда.

Евгений Иваныч - морская душа,
И дочка его Маришанечка
Душою морскою в папанечку.
Расписывать всем, как она хороша,
Часами он может за чайничком.

Но нам не до чаю, мы рвемся скорей
Докончить навес с перемычками,
А то ведь беда с электричками,
Ведь спать как хозяин, без стен и дверей
На голой земле без привычки мы.

Залезает он в спальничек спаренный,
Каждый вечер себе говоря:
"Ничего, перетерпим, не баре, мол!
Будем греться пока изнутря."

Корежит и гнет его радикулит
Прохладною майскою ноченькой.
Но строит и строит он прочненько.
А дачи все нет, а мотор барахлит...
Плевать, не себе же, а доченьке!

> Am H7 Em
Я знаю - дача будет.
> Am D7 G
Я верю - саду цвесть.
> Am H7 C
Способны наши люди
> Am H7
Не спать, не пить, не есть,
> Am H7 Em
Таскать кирпич под мышкой,
> Am D7 G
Век путаться в долгах,
> Am H7 C
Чтоб свить гнездо детишкам
> Am H7 Em
У черта на рогах.

Долбая по пальцам, торопимся мы
Хозяйство Евгений Иванычево
Навесом укрыть, ибо мало ли чего,
Чтоб больше Евгений Иванычу
Не оборачивать пленкою на ночь его.

(Ответить)


[info]3off@lj
2010-07-13 20:26 (ссылка)
А нынче в Алешинских очень даже ничего. Хорошо когда есть куда выбраться из города, особенно если в этом месте нормально работает связь, есть несколько магазинов и парочка водоемов на выбор в шаговой доступности - а это все в Алешинских имеет место быть. Разве только что иногда выключается электричество, но как правило ненадолго и этого мало кто замечает.
Конечно мне хорошо рассуждать на эту тему, учитывая что я из поколения живущего на всем готовеньком, которое про строительства дачных товариществ в районе Храпуновских болот знает только по рассказам. Сейчас позвонил, заплатил и вуаля - через неделю стоит новый дом. Может быть если бы я застал те ужасы я любил бы это место меньше. А так я очень его люблю.

А канавы заболотились и по прежнему полны всякой живности. И ведь никогда не пересохнут - трубы водопровода дырявы и расточительны.

(Ответить)


[info]lady_tiana@lj
2010-07-13 21:47 (ссылка)
Читаю я тему и понимаю, что у детей моих было какое-то другое детство. :)) Во всяком случае, в грязи и лужах они у меня сидели по уши с того самого возраста, когда только-только ходить научились. Мамашки окружающие ужасались, конечно, это да. :)))

И гуляют они у меня одни с Митькиных семи лет, а уж на кемпингах лесных я вообще далеко не всегда знала, где дети носятся. Может, я неправильная мать? ;))

(Ответить)


[info]gribkish@lj
2010-07-14 00:40 (ссылка)
Спасибо Вам за воспоминания, Ольга! Приятно было почитать и свое детство вспомнить. Только торфа горящего у меня не было, а все остальное очень похоже))

(Ответить)


[info]lampa33@lj
2010-07-14 01:14 (ссылка)
А жаль , что у них нет детства в пиявках, лягушках, походах ночью на заброшенное деревенское кладбище , пересказов страшных историй, сидя на старой яблоне, прыжков с тарзанки в любимый пруд. Наши дети тревожные, у них так мало поводов для чистой искренней радости.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]shavu@lj
2010-07-14 04:05 (ссылка)
Ага, жаль. Что у них нет пиявок, лягушек, походов ночью на заброшенное... Вот у моих детей еще нет сбора до одури колорадских жуков с картошки, таскания торфобрикета, удобств в конце огорода зимой и летом и соответственных циститов, бани раз в неделю с грязными шайками, поездок в город по жаре в очереди за школьной формой, замерзших ведер с водой в зимних сенях. Не было у них и обязательных школьных проверок на педикулез и чесотку, не было "трудовых" осенних четвертей на сахарной свекле (дождь, грязь, ножи в красных руках для чистки этих свеклин). А еще до школы - счастливые летние деньки: мы действительно счастливы, что тепло и темнеет поздно, потому что в другое время работающие родители держат нас дома взаперти (детского садика нет), а свет часто гаснет, и в доме пахнет керосином от керосиновой лампы. А так можно гулять, копаться в песке и грязи, а потом усталые после работы родители кричат и шлепают - только что вот купили новые штаны и маечки, очереди в городе выстояли, а мы это все извазюкали и на нас не напасешься.
И очень чистая искренняя радость - шляемся без присмотра, а большие мальчики заманили в шалаш из льняных снопов и там стали показывать и говорить такое, а нам удалось убежать, но от страха трясемся.
И привозит мать нас к своей подруге в Москву, у них роскошное жилье - трешка-распашонка в Бескудникове, мы впервые видим ванну и унитаз, а московская тетенька только что в попу нам не заглядывает, когда мы в туалет идем, хотя не дурочки, сразу поняли, как воду спускать, да и в дневниках у нас одни пятерки, и английский учим самостоятельно...
А сейчас вот дети выросли. Урбанисты до мозга костей. И я их понимаю - в детстве тоже от бабушки досталось колорадских жуков - а что мне было делать с ними летом в 90-е годы, как не туда возить?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bakushinskaya@lj
2010-07-14 04:19 (ссылка)
В Москве сейчас эпидемия педикулеза в школах, так что на счет отсутствия обязательных проверок вы загнули. ))))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aneta_spb@lj
2010-07-14 04:26 (ссылка)
Сорри, сначала вошла с аккаунта моего мужа.
Педикулез - ужас. Про Москву слышала, вот только не могу понять, откуда там? У нас-то не было канализации, санузлов, баня раз в неделю... И то вшивость была частым явлением, но все же не всеобщим. И мамы мыли наши волосы каким-то мылом "К", очень ядовитым, и головы смотрели чуть не каждый день, а то в школе позору не оберешься.Там-то вроде все это у всех есть, в смысле мытья?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bakushinskaya@lj
2010-07-14 04:33 (ссылка)
Трудно сказать. Большое население, общественный транспорт, приезжие. В приличных европейских странах такая же фигня бывает. Плюс вшам пофиг чистые волосы или грязные, они на любые садятся. Так что медсестра периодически расплетает все косички и хвостики. Ну уж лучше так. Я в детстве подхватила вши в очень приличной московской школе. А средств тогда было мало, окромя керосина, а волосы длинные, стричь я отказалась. Жесть была короче.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aneta_spb@lj
2010-07-14 04:44 (ссылка)
Когда-то мой коллега написал в политическом обозрении "Коммунисты, как и вши, заводятся от бедности". Может, и наоборот, ну не грубо бедность, но что-то социальное?:-)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bakushinskaya@lj
2010-07-14 04:47 (ссылка)
Не все можно объяснить социальным. Вши аполитичны абсолютно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aneta_spb@lj
2010-07-14 04:55 (ссылка)
Клопы и тараканы тоже. Но вот в Петербурге с концом советской власти клопы исчезли, и молодое поколение даже не знает, что это такое. Тараканы дольше держались, но я уже давно ни одного не видела.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bakushinskaya@lj
2010-07-14 04:57 (ссылка)
Клопы исчезли раньше. Где-то в конце 70-х. ))))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aneta_spb@lj
2010-07-14 05:07 (ссылка)
В Питере держались дольше. Издержки романовского плана настроить множество рабочих общаг. До конца 80-х как грибы росли. Ну и плюс рекорд страны по коммуналкам.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lampa33@lj
2010-07-14 13:27 (ссылка)
Какое тяжелое было у Вас детство .

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aneta_spb@lj
2010-07-14 14:24 (ссылка)
Почему у меня (извините, в том комменте нечаянно зашла с мужнина аккаунта)? Наверно, у 60 процентов советских детей, ну еще у 20 чуть-чуть полегче. И у 20 совсем ничего даже.
Бывали и радости. Например, когда уложили в больницу, родственники посылку с апельсинами из Москвы прислали. И еще одну посылку с гречневой крупой. Полезно для гемоглобина было.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]aneta_spb@lj
2010-07-14 14:28 (ссылка)
И у нас еще школа была в 10 минутах ходьбы, а не в 12 км, как для многих одноклассников. И местность была с неплохим климатом. И население в общем не запьянцовское, как где-нибудь в средней полосе России.
Так что мы жировали, можно сказать.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]nadezhda_nsk@lj
2010-07-14 02:50 (ссылка)
канава с пиявками и отмывание коленок - замечательно))
я была уверенна, что летом мои дети будут так же не вылазить с островов нашего маленького моря, как и я когда-то (у отца моторка была)... а они чаще из интернета, увы, не вылазят.

(Ответить)


[info]jointpoint@lj
2010-07-14 04:32 (ссылка)
Я из "Юбилейных", мимо Алёшинских регулярно хожу).. Там и сейчас полно детишек, у которых будет что вспомнить о дачном отдыхе. поскольку участки старые (больше 40 лет), люди друг друга уже поколениями знают, детей-внуков соседских тоже ...поэтому можно отпускать гулять детей зная, что они, по-любому, под присмотром). "Дворцов" там как не было так и нет, есть, правда, добротные домики, но участки всё равно по шесть соток, ну, можт, кто соседский прикупил. В лесу полно черники, в канавах и прудиках пожарных - тритоны, ужики, головастики и пиявки. Совята пищат, кошки хозяйские бродят по участкам и не теряются). И дети всех возрастов ( с 2, 5 до 16-17) получают свою порцию удовольствия от такого дачного отдыха).

(Ответить)


[info]uncleslu@lj
2010-07-14 05:37 (ссылка)
А у меня, как всегда, ассоциации иронически-литературные.
Говорят, что за чтение упомянутого стихотворения Маяковского
даже посадить могли, если интонацию изменить:
Я знаю? город будет?
Я знаю? саду цвесть?

А ещё Иващенко и Васильев пели:
Таскать кирпич под мышкой,
Век путаться в долгах,
Чтоб свить гнездо детишкам
У чёрта на рогах...

(Ответить)


[info]alicebrown@lj
2010-07-14 11:38 (ссылка)
До сих пор помню лицо отца, когда он меня увидел впервые на велике, на шоссе. Как он испугался. Но при этом на речку меня одну отпускали и в лес мы ходили одни по грибы, за ландышами, за земляникой. На велике гоняли, рыбу удили, даже на байдарках ходили, бадминтон и казаки-разбойники - это были наши заурядные игры.

Электричество и вода были, но воду надо было носить из колодца или из колонки. Газ появился позднее и в моей обязанностью, как только подросла, было ходить за керосином. По понедельникам машина приезжала. :)

Был А еще мы с бабушкой ходили на речку белье полоскать.

(Ответить)


[info]johanajollygirl@lj
2010-07-15 17:04 (ссылка)
у нас раньше было все тоже самое, так как дача была под Орехово-Зуево. змеи, медведки, лягушки, полчища комаров... правда чтобы горело не помню, так как меня вечно куда-то усылали типа лагеря или крестниной деревни.

(Ответить)