договаривая Ги Дебора

Oct. 12th, 2011 | 12:44 pm

Про ситха Джобса и аборигенов, продающих почки за религиозное наслаждение обладания айфоном или айпадом вполне достаточно сказал Ги Дебор, я лишь процитирую для памяти, с небольшими поправками на современность.

67
Удовлетворение, которого уже невозможно достичь потреблением избыточного товара, теперь найдено в признании его ТОВАРНОЙ ценности как таковой, как самостоятельной "вещи в себе". Потребление товара становится самодостаточным; потребитель исполнен религиозного рвения по отношению к суверенной власти товара. Волны энтузиазма по поводу того или иного продукта молниеносно разносятся и поддерживаются средствами массовой информации. Стиль одежды приходит из фильма, журналы создают славу ночным заведениям, которые в свою очередь раскручивают свои разнообразные продукты. Размножение суперстильных ГАДЖЕТОВ отражает тот факт, что масса товаров становится все более абсурдной; сама абсурдность становится товаром.

Ранее, к примеру, к дорогому автомобилю вместе с ключами прилагались брелоки. Для выражения высокого социального статуса необязательно было ЕЗДИТЬ на дорогом автомобиле, достаточно было ВЕРТЕТЬ в руках брелок, изображающий престижную модель. Такие гаджеты становились предметами коллекционирования и особо оживленной торговли.
Сегодня телефонная компания прилагает к дорогому контракту, который клиенты оплачивают своей кровью и потом, мобильные телефоны, блестящие папуасским стеклом и никелем. Когда-то в веке прошедшем переносные телефоны стоили дорого, как автомобиль, лишь немного уступали автомобилям по размерам и весу, и были строго подчинены одной объявленной функции, то есть были собственно телефонами.
"Мобильники" же производятся не столько для того, чтобы потребители общались через их посредство , но главным образом для того, чтобы ими любовались, хвастались друг перед другом, обозначали им свой социальный статус и лояльность. Часы и дни могут проходить без всякого общения, но мобильник поминутно ощупывается и оглаживается.
Экспериментально установлено, например, что новый айфон, айпод или айпад вызывает чувства (то есть сигналы среди нейронов мозга) идентичные тем, которые религиозные символы вызывают у верующих. Неудивительно, что потребители разделяются на верующих в гаджет марки "А" и на верующих в гаджет "Г" и между ними ведутся настоящие религиозные войны. Правильный гаджет (в отличие от неверного) становится священной реликвией, обозначающей присутствие особой благодати среди его верных сторонников. Недаром вернейшим сторонником айпада, айфона и макбука является Егор Холмогоров, который одинаково горячо любит и святые мощи, и школьниц в чулочках, и японский суп с черепнокожими, и ключи с брелоками от лексуса.
Розничная цена гаджета существенно превышает действительную стоимость его производства, а спрос на гаджеты настолько высок, что его совершенно невозможно объяснить естественными потребностями; - аналогичным образом в средневековой экономике папские индульгенции, а также мощи и реликвии, изготавливаемые при каждом монастыре, были самым выгодным товаром и предметом оживленнейшей торговли, "менявшей лицо" всего мира. Товарный фетишизм доводит людей до состояния нервной лихорадки, чем мало отличается от религиозного фетишизма былых времён: такой же экстаз, конвульсии и восторг чудом исцелённых, такой же агрессивный взгляд свысока на всех представителей иных религий; православный смотрит на протестанта, как яблочник на линуксоида. Вместе с тем, как публичная религиозная атрибутика вытесняла собой личную религиозность, так и навязчиво демонстрируемые гаджеты вытесняют собой важные общественные функции, например личное общение; люди отучаются общаться, разговоры становятся поверхностными и односторонними.
Развивается также индустрия производства товаров, абсурдных во второй степени, как то прикладная бижутерия к мобильникам, всяческие кошелечки и обложечки, в которые вкладываются предметы поклонения современников ради вящего сохранения и раздувания товарной ценности, придания 4564566й копии айфона уникального личного статуса, - вполне соответствующие уникальным золотым окладам и ковчежцам с драгоценными каменьями, в которые вставлялись бесконечно воспроизводимые иконы, частицы святых мощей и гвозди распятий.

Избыточная приятность, "прикольность" товара, его способность приковывать к себе внимание помимо выполнения необходимых функций, рвет на части органическое развитие общественных потребностей. Механическое накопление приколов и фенечек высвобождает нечто безгранично искусственное, перед чем меркнет вся жизнь. Розанов писал, что во Христе весь мир прогорк, от сладости Его, - но в сравнении с современностью, средневековая религиозность придавала жизни лишь изысканную горчинку. В современности же совокупная сладость айпадов и айфонов ведет к полной фальсификации общественной жизни. Этот тезис всесторонне иллюстрирует общественная жизнь в современной России - обществе спектакля par excellence.

59



За сиянием всех этих великолепных приколов, всеобщая тенденция опошления довлеет над миром.


60


Знаменитость, звезда - великолепный образчик живого человеческого существа, которое проецирует эту всеобщую банальность в художественный образ, один из ряда дозволенных обществом ролей. Таков Стив Джобс, который воплощал в сгущенном виде всю ту пошлятину, о которой мечтали миллионы рядовых потребителей айфонов. Звезда не только отражает мечты, но и указывает миллионам путь, по которому следует идти - например, стоит выдумать очередной гаджет поприкольнее и продать его миллионам таких, как ты - и ты станешь таким же прекрасным и великим, и даже ранняя смерть от рака только подчеркнет твое пошлейшее величие.


Link | Leave a comment {21} | Add to Memories