Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет bars_of_cage ([info]bars_of_cage)
@ 2006-06-21 00:39:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Оправдание Ивана Ефремова
1. Ему "не нравилось” свое отчество, и он поменял его. Иван Антипович стал Иваном Антоновичем. Гремучая, как лист железа, эпоха. Родительское имя было для него пустой звук. В гражданскую отец ушел от матери, та в 1919 вышла за красного командира. Оставила детей тетке. Тетка умерла от тифа. Иван прибился к автороте. Дошел с ней, сыном полка, до Перекопа. Везде прибавлял себе год - когда родился? в 1907-ом.

2. Через 50 лет Ефремов получил письмо. Писал ему ветеринар. В Вашем рассказе "Сердце Змеи”, смущенно говорилось в письме, есть эпизод, где больной глотает стальную сколопендру-хирурга, та добредает до пораженного участка кишечника и проводит там операцию. Последовательность участков кишечника указывает на то, что больной вовсе не глотал сколопендру - а совсем наоборот... Ветеринар обнаружил то, чего не заметил никто из сотен тысяч читателей. В рукописи Ефремова сколопендра, действительно, запускалась через анус. Стыдливый редактор переменил место впуска - но позабыл выправить насекомому новый путевой лист.

3. “Хорошая порция рома, разбавленного апельсиновым соком, дала желаемое направление моим мыслям, и я погрузился в неторопливые размышления о чужой жизни и о том восхитительном праве неучастия в ней, которое всегда ставит зоркого странника на какую-то высшую в сравнении с окружающими людьми ступень” ("Встреча над Тускаророй", 1942). В таком черноморском стиле Ефремов начинал писать.

4. “Как вы успели выработать такой изящный и холодный стиль?” - спрашивал Ефремова Алексей Толстой. (Цит. по: Собр. соч. в 5 тт., т.1.- М.: Мол.гвардия,1986, с.536)

5.
Он был мрачноватым солидным мужчиной, палеонтологом, с недоверчивым, как это было принято тогда, лицом, и при этом он писал совершенно подростковые книжки. Не книжки для подростков, а книжки, написанные подростком. Сочетание абсолютно взрослых, серьезных намерений и детского пафоса выражения - освежает так же, как вид мужчины в костюме и завернувшемся на плечо галстуке, с увлечением катящего на складном велосипеде. Нет, не так. Лицо ребенка, катящего в жестяном мерседесе и примеряющего на себя мир взрослости, в виде нарочной угрюмоватости.

6.
Его краски - краски фресок, а не академических полотен. Дело не в скорости работы, к которой принуждает стремительность высыхания штукатурки. Пластичнейшие описания Ефремова двумерны. Это откровенно видно во всех “звездных эпизодах” "Туманности Андромеды" - но от своей размазанности-по-плоскости персонаж не может отделаться и на “земных” страницах, хотя автор безжалостно мажет его по контуру жирной светотенью, как лубочный художник Невского бульвара. Все это производит неизгладимое впечатление. Лубок на классический мотив, с выписанными античными телами (у которых правда не слишком согласуются члены и которые стоят в экспрессивных неустойчивых положениях), сам по себе любопытен - но особенно интересны телодвижения анимируемого наскального рисунка, пытающегося вспухнуть из своей двумерной могилы - не в третье, так хоть в какое-то добавочное второе измерение. На плоскость Ефремов налагает другую плоскость, и получается некая иллюзия объема, несогласованность, когда не знаешь, на какую из плоскостей смотреть. И это получается почти как жизнь - к которой тоже ведь не знаешь с какой стороны подступиться, хоть вся она распахнута и прозрачна. В "Туманности" Ефремов начинает каждый новый пассаж одним и тем же е2-е4. Скажем, "женские" сцены. Героини выспренно говорят, а потом автор чувственно и серьезно описывает их наряд. Получается коллаж, где на изящные сепиевые чресла эпоксидкой наклеен меховой треугольник. И, ощутив на мгновение подушечками чувства этот лоскут, живущий на картине по правилам плоскости, а не стереометрии женского бедра, потом скользишь по дальнейшему битумному зеркалу повествования уже без прежней слепоты и сонливости. Будто что-то вспомнил, и, вспомнив, живешь дальше уже по-другому, хотя это воспоминание ничего тебе не дало, кроме напомненной на миг возможности иной перспективы.
“Низа Крит стояла рядом в шубке из голубого меха и такой же круглой шапочке, из-под которой выбивалась масса темно-рыжих волос” (с.276). Все это происходит на краю антарктической пропасти, и Низой Крит зовут отважную космолетчицу, собирающуюся в столетнюю звездную экспедицию. И вот она стоит у бездны мрачной на краю в одеянии кокотки из кафешантана, а диалектический писатель на могучей волне своего восхищения и не подозревает, что волосы Низы крашены хной, и что роскошь голубого меха запросто объясняется его синтетической природой. Но как приятна угрюмая завороженность шестидесятилетнего палеонтолога юной красотой! и как здорово, что она не в джинсовом комбинезоне и не в скафандре, и что свободные волосы ее (неужто какой Лагерфельд введет моду на круглые шапочки в XXX веке?) не изведены в шедевр акрилового искусства безнравственными ножницами популярного парикмахера, какого не затруднится вообразить тороватая фантазия американского строгальщика science fiction.

7. Будущее, XXX век - а их там будто человек пять живет. Все друг друга знают, все друг друга на работу устраивают, случайно встречаются... все мужчины - знаменитые ученые и скульпторы, все женщины - великие певицы и художницы. Так, что им все хочется это исправить.

8. Дар Ветер... “...вызвал ближайшую станцию распределения работ. На экране возникло молодое лицо. Юноша узнал Дар Ветра и приветствовал его с едва уловимым оттенком почтения, что считалось признаком тонкой вежливости.
- Мне хотелось бы получить трудную и продолжительную работу,- начал Дар Ветер,- связанную с физическим трудом: например, антарктические рудники.
- Там все занято,- в тоне говорившего сквозило огорчение,- занято и на месторождениях Венеры, Марса, даже Меркурия. Вы знаете, что труда, где труднее, охотнее стремится молодежь.
- Да, но я уже не могу себя причислить к этой хорошей категории... Но что есть сейчас? Мне нужно немедленно.
- Есть на выработку алмазов в Средней Сибири,- медленно начал тот, глядя на невидимую Дар Ветру таблицу...”

Тут много туфты дальше, Дар просматривает какие-то пленки про Сибирь, там “величественные лесные великаны” - кедры и секвойи, ему слишком комфортно на Колыму ехать и пр., но разнарядчик вдруг объявляется вновь.
“- Только что получено требование - освободилось место в подводных титановых рудниках на западном побережье Южной Америки. Это самое трудное из имеющегося сегодня... Но туда надо прибыть срочно!”
(Дар Ветер беспокоится, что у него нет санитарной книжки, но все улаживается, Ветер резервирует себе на руднике нары и собирается в путь (161)).
“Дар Ветер собрал все мелкие вещи, принадлежавшие ему лично, уложил в шкатулку пленки с изображениями и голосами близких и важнейшими записями собственных мыслей. Со стены он снял хроморефлексную репродукцию древней русской картины (каким-то образом ясно, что это “Над вечным покоем” Левитана), со стола - бронзовую статуэтку артистки Белло Галь, похожей на Веду Конг. Все это, с небольшим количеством одежды, поместилось в алюминиевый ящик с кругами выпуклых цифр и линейных знаков на крышке. ДВ набрал сообщенные ему координаты, открыл люк в стене и толкнул туда ящик. Он исчез, подхваченный бесконечной лентой. Потом ДВ проверил (почему-то прочитал: проветрил) свои комнаты. Уже много веков на планете отсутствовали какие-либо специальные уборщики помещений (чем вздумал удивить!). Их функции выполнялись каждым обитателем, что было возможно только при абсолютной аккуратности и дисциплинированности каждого человека...

Понятно, что такие слова мог написать только человек:
а) повидавший грязи;
б) слишком знающий жизнь, чтобы верить в эту аккуратность и дисциплинированность. Считающий их фантастикой. Стремящийся, однако, зафиксировать эту фантастику, выработать ей правила. Создающий силой мысли ее правила.
б) имеющий домработницу.

9.
“Мвен Мас вернулся в рабочую комнату, вызвал Институт Метагалактики, работавший ночью, и попросил прислать ему на завтрашнюю ночь стереотелефильмы нескольких галактик. Получив согласие, он поднялся на крышу внутреннего фасада. Здесь находился его аппарат для дальних прыжков. Мвен Мас любил этот непопулярный спорт и достиг немалого мастерства. Закрепив лямки от баллона с гелием вокруг себя, африканец упругим скачком взвился в воздух, на секунду включив тяговый пропеллер, работавший от легкого аккумулятора. Мвен Мас описал в воздухе дугу около шестисот метров длиной, приземлился на выступе Дома Пищи и повторил прыжок. Пятью скачками он добрался до небольшого сада под обрывом известняковой горы, снял аппарат на алюминиевой вышке и соскользнул по шесту на землю, к своей жесткой постели, стоявшей под огромным платаном. Под шелест листьев могучего дерева он уснул.” (179-180)

Как прекрасно думать, что в будущем, как и в прошлом, можно просто раскинуть ватник под деревом и спать! А дорога! Прохладный ветер хлещет в лицо, а ты летишь над землей, над вершинами платанов, как над зелеными кучевыми облаками. По дорожке ползет алюминиевая гусеница с японскими туристами, неярко и красно закатное солнце. И все разрастается впереди и внизу кафельная крыша Дома Пищи, и в миг, когда черные ступни Мвена Маса коснулись гудронированной посадочной площадки, его мощных ноздрей достиг густой аромат кильки в томате, распространявшийся над зданием. Нет, лгу - не смешно - а здорово. И Институт Метагалактики работает по ночам, как коммерческие палатки в городах эры Разобщенного Мира! Правда, редактор забыл вставить “в нем”, когда речь про то, что африканец “достиг мастерства”, но это неважно. Это мы перескочим и без аппарата. Счастливо вздохнешь и продолжишь читать. Удовольствие получая не постмодерн-, а самое натуральное, без консервантов. И, главное, как написать об этом, как передать это удовольствие так, чтобы поняли, не подумали упростительно, что дескать стеб по-черному? Дом Пищи. Предел мечтаний беспризорника.

“Праздник Пламенных Чаш получил свое название от известного стихотворения поэта-историка Зан Сена, описавшего древнеиндийский обычай выбирать красивейших женщин, которые подносили отправлявшимся на подвиг героя боевые мечи и чаши с пылавшей в них ароматной смолой. Мечи и чаши давно исчезли из употребления, но остались символом подвига. Подвиги же безмерно умножились в отважном, полном энергии населении планеты. Огромная работоспособность, в прошлом известная лишь у особо выносливых людей, называвшимися гениями, полностью зависела от физической крепости тела и обилия гормонов-стимуляторов. Забота о физической мощи за тысячелетия сделала то, что рядовой человек планеты стал подобен древним героям, ненасытным в подвиге, любви и познании” (180).

Определенно светлая сила счастья излучается из этой книжки. Все слова тяжелы, приблизительны, но что-то стоит за ними легко и просто. У меня недоверие к словам. Все философии языка сомнительны. А тут человек абсолютно без размышлений о словах обходился. Обходил слова как мины-ловушки. Сомнамбулой Ефремова не назовешь. Плотно, грубо-зримо ходил человек. Так уверенно ломил свою дорогу, что стрелы свистели уже сзади, мины разрывались за спиной. И все-таки странна эта уверенная, зашоренная слепота. Какие-то вещи свежи, какие-то перетащены из пыльнейших чуланов. И как всегда смешно, что прошла тыща лет, а люди все любят в 30 веке замшелую древность? Ладно, Есенина читают - Брюсова! Набоков смеялся: “В 2066 году представляю себе газетный заголовок: Никто не читает Набокова и Фулмертона! Страшный вопрос: кто такой Фулмертон?” Ефремов возможность фулмертонов исключал. Он мыслил бульдозером и не ожидал бомбардировщиков.

10.
Тут мне лень курсивы вставлять.
"Следовательно, вопрос в основных путях эволюции, создающих мыслящее существо.- мыслит любимый герой Ефремова, его альтер-эго.- Каково оно? Что требуется для развития большого мозга, для его независимой работы, для мышления? (незаметно для самого себя подставляя здание под строительные леса) Прежде всего должны быть развиты мощные органы чувств, и из них наиболее - зрение, зрение двуглазое (а так хотелось цивилизацию циклопов), стереоскопическое, могущее охватывать пространство, точно фиксировать находящиеся в нем предметы (Ремизов говорил, что стал писателем потому, что был страшно близорук, а родители не догадывались сводить к окулисту), составлять точное представление об их форме и расположении. Излишне говорить (сейчас скажет!), что голова должна находиться на переднем конце тела (о!), несущем органы чувств, которые опять-таки (опять-таки: характерное ефремовское словцо, подчеркивающее угрожающую центростремительную природу его мира, в котором все насильственно-перекрестно опыляется и чудно сводится без остатка к одному знаменателю) должны быть в наибольшей близости к мозгу для экономии в передаче раздражения. Далее (опять далее? все, я прекращаю комментарии, иначе мы дойдем до материнских пород ефремовского рассуждения сивыми стариками), мыслящее существо должно хорошо передвигаться, иметь сложные конечности, способные выполнять работу, ибо только через работу (hi, энгель-с Вышинский!), через трудовые навыки происходит осмысливание окружающего мира и превращение животного в человека. При этом размеры мыслящего существа не могут быть маленькими (опять за свое!), потому что в маленьком организме не имеется условий для развития мощного мозга, нет нужных запасов энергии. Вдобавок (всякий ребенок знает, как опасно вовремя не остановиться, громоздя башню!) маленькое животное слишком зависит от пустяковых случайностей на поверхности планеты: ветер, дождь и тому подобное (слово пустяковый здесь обворожительно) - для него уже катастрофические бедствия. А для того, чтобы осмысливать мир, нужно быть в известном смысле независимым от сил природы (мне больше импонирует мыслящий тростник). Поэтому мыслящее существо должно иметь подвижность, достаточные размеры и силу, ergo - обладать внутренним скелетом, подобным нашим позвоночным животным. Слишком большим оно также быть не может: тогда нарушатся оптимальные условия стойкости и соразмерности организма, необходимые для несения колоссальной дополнительной нагрузки - м о з г а. Я слишком распространился... Короче (!), мыслящее существо должно быть позвоночным, иметь голову и быть величиной примерно с нас (Вот это славно сказано, просто и без ухищрений). Все эти черты человека не случайны. (Неужели опять?). Но ведь мозг может развиваться тогда, когда голова не является орудием, не отягощена рогами, зубами, мощными челюстями, не роет землю, не хватает добычу (чудно! чудно! прямо про нас! подождите, а что автор имел в виду?)” (...)

"Это изумительно! В такие минуты чувствуешь, как могуча наука, чудесно мышление человека...” - восхищенно пробормотал собеседник ученого (И.Ефремов, Звездные корабли, М.-Л.: Гос. изд. дет. лит., 1953, с. 66-68)

11.
Да, идол Ефремова на три четверти свинцовый, на четверть алюминиевый. Но слепленный с драгоценных скульптур и честно раскрашенный под них серебрянкой. Наш Пракситель не боялся возможного сходства с девушкой с веслом. Его больше отвращали деревянные, начиненные ураном троянские кони советской власти.
Но лучше бы он оставлял свой свинец в изначальном виде погруженных в щелочь аккумуляторных пластин, а не отливал из него античных статуй.

12.
Вот как пишет о свойствах атмосферы энциклопедия: “Земная атмосфера прозрачна для электромагнитного излучения, приходящего извне, в сравнительно узких интервалах длин волн (“окнах прозрачности”): оптическом - в диапазоне от 0,3 мк (3000А) до 5,2 мк и радиодиапазоне - от 1 мм до 30 м. Непрозрачность атмосферы для волн другой длины определяется поглощением излучения молекулами, атомами и заряженными частицами, входящими в состав атмосферы. В инфракрасной области спектра поглощение определяется в основном парами воды и углекислым газом. Меньшую роль играют молекулы O3, CH4, N2O и O2. Область 1,2 мк - 8 мк состоит из многих узких полос пропускания, разделенных полосами поглощения перечисленных газов. Для волн длиной 5,2-8 мк атмосфера совершенно непрозрачна. В области более длинных волн (8-14 мк и 17-22 мк) имеются окна прозрачности” и т.п. (Физика космоса, гл. ред. проф. С.Б.Пикельнер, М.: Сов.энциклопедия, 1976, с. 438, автор статьи В.Г.Курт).
Чувствуете, где легкая мощь поступи? Здесь знание, не смягченное (не сгорченное) провинциальными литературными нравами (стареющими скорее чем голова одуванчика), идет во всей своей спокойной славе. Здесь человек говорит, по библейскому завету, да, да, или нет, нет, а не по наущению публициста: “да-да-нет-да”.

13.
Там же, где Ефремов хочет писать беллетристику - “красивую литературу” - у него получается ужасно, ужасно настолько, что перекрывает все возможные пародии на советский стиль.

“Шатров быстро вошел в свою комнату, окинул взглядом размещенные во всех углах “бронзюшки”, как он называл свою коллекцию художественной бронзы, уселся за покрытый черной клеенкой стол, на котором бронзовый краб нес на своей спине огромную чернильницу, и раскрыл альбом.
Прекрасный художник-самоучка, он всегда находил успокоение в рисовании. Но сейчас даже хитро задуманная композиция не помогла ему справиться с нервным возбуждением. Шатров захлопнул альбом, вышел из-за стола и достал пачку истрепанных нот. Вскоре старенькая фисгармония заполнила комнату звуками брамсовского интермеццо.” “Необычайно ясные глаза Шатрова блестели под густыми бровями. Высокий лоб мыслителя, квадратные челюсти и резко очерченные ноздри усиливали общее впечатление незаурядной умственной силы, придавая профессору черты фанатика”
(Звездные корабли, с.6)

“Художественная бронза”, подменявшая искусство еще у набоковского Чернышевского (“вот эта-то изящная бронза многое и объясняет”), пугает и подавляет бедного соглядатая всего этого процесса, пока наконец свербящее читательское возбуждение не разрешается, в унисон фисгармоническому Брамсу, здоровым смехом.

14.
Но все не так просто для вынесения приговора. Смехотворность соцреалистических жанровых сценок незаметно заменяется иной, более авторской, хотя и не менее тягомотной, речью, в которой время от времени от авторского экстаза выскакивают более-менее внятные выражения вполне ясных переживаний. Первоначально установленные ориентиры рассказов Ефремова скоро расплываются, повествование идет наперекосяк, не туда. Это напоминает языковую интригу Сорокина, где секретари обкомов, благопристойно начав заздравной речью, через некоторое время ожесточаются и принимаются срать на столы. Языковое развитие стилистики Ефремова более традиционно. Воодушевившись, ученые Ефремова забываются, скидывают пиджаки и отстегивают галстуки, перестают приглаживать волосы и не замечают более изящества бронзюшек. Целые страницы просто наблюдают звездное небо. Целые страницы просто думают о безмерности мирового пространства. Тот читатель, кто прежде смеялся, либо закрывает книгу, либо перестает смеяться. Соцреалист ли Ефремов? Да никогда. Все граждане в эпоху москвошвея ходят в топорщащихся пиджаках. Напротив, тихой сапой в сером как у все пиджаке в 40-е годы Ефремов прошел сквозь проходную и пронес в кульке никем не замеченное, смешанное с цементом гексагеновое сообщение: есть мир и по ту сторону вонючей калитки. Там, может, люди более прекрасны, умны и счастливы. Может, они обходятся там без “Краткого курса ВКП(б)”.

15.
Тяжеловатая, втайне имеющая египетскую, а не эллинскую, природу, красота Ефремова, имела все качества, кроме легкости, веселости, смеха - то есть жизни. И это понятно. Идеальная красота была рассчитана ученым, жившим в душно-детерминированном миресоветской власти и пытавшимся высечь фонтан из скалы штангенциркулем, заневозможностью использовать моисеев жезл. А все воссоздания и реконструкции отличаются всегда отсутствием каких-то легких последних черт, улыбки что ли,нехваткой жизни во всех своих, в общем-то, верных силуэтах. Но Ефремов расчислил и воссоздал идеал иной, большей красоты, отметая метростроевок с перфораторами и бритозатыльных коммунаров - удивительно, что своими проржавевшими домодельными инструментами он вообще сумел определить местонахождение потерянного мяча. Удивительна не мера его приближения к далекойистине, запущенной как мяч для гольфа через дальнее озеро, а то, что ему вообще удалось сквозь колючие проволоки и охрану прорваться на зеленый газон мировой культуры.

16.
В мир будущего Ефремова веришь, потому что он насквозь земной и близкий. Техническими изысками и “усовершенствованиями” плохо скрыты все те же рамы и редукторы, которые скрипели и кряхтели в его геологических экспедициях.

“Сильный ветер завивал вбок редкую пыль, трепал густые, коротко остриженные волосы девушки-водителя. Они едва уселись на узком трехместном сиденье - громоздкое тело бывшего заведующего внешними станциями стеснило его спутниц”. (107)

Женский пол автомедона и его короткая стрижка не обманут нас - перед нами полуторка или 51-й ГАЗон, грохочущая по степи, и полусонные экспедиторы в ватниках, глядящие вперед в мутные маленькие стеклышки, истертые изъеденными дворниками, держась за железные поручни. Но это мир иной, светлый, где ГАЗон не грохочет, а сладко и ровно льется вперед, где вместо стеклышек, мутных как бычий пузырь, прекрасная перспектива, где не нужно спорить с завскладом, где не полетит через десять километров задняя полуось, где будущее еще что-то обещает, кроме повторения прошлого. Сил нашей человеческой фантазии хватает только на исправление ошибок, а не на прокладывание новых совершенных путей, и Ефремов мечтает о все том же человеческом мире, свободном от самых отъявленных перекосов и самых назойливых гадов, с той же степенью страсти и убедительности, как детдомовец, украшающий будущее полными пайками пшена и сонливыми надзирательницами. Эта близость писательской фантазии к нашей повседневной жизни делает его утопии, конечно, особенно убедительными, особенно сладкими и особенно берущими за сердце своей несбыточностью. Этой иллюзорной сцены, навоображенной себе самому, я никак не могу избежать: человек освободился из лагеря, добрался на товарняках домой. Сталин подох, мир как выгоревший барак, в котором больше нечему вызывать пожара. В его руках роман Ефремова. Каждое слово о счастье болезненно отзывается в сердце, привыкшем к уголовному мату и битью в рельс у штабного барака и в морду у любого другого. Каждое НЕ/упоминание про вождя на некоторых очевидных местах романа (полного такими мысленными лакунами), едко и мстительно толкает в душу, при том что общая необходимое пустословие коммунистической риторики проходит мимо как содержание газеты, которой подтираешься. Роман, в котором НИЧЕГО НЕТ! Разве это мало? Да он весь - убежденное творение насквозь “ревизиониста”, иллюмината, обскуранта! В каждой строчке - кукиш ГБ! Люди свободны, люди вольны, им нет управы - чего вам боле? Да за одно на Колыму!

“Внутри колпака, в розовато-серебряном свете, неподвижно вытянувшаяся Низа казалась погруженной в спокойный, счастливый сон. Много поколений здоровой, чистой и сытой жизни предков отточили до высокого художественного совершенства гибкие и сильные линии тела женщины - самого прекрасного создания могучей жизни Земли” (140-141) - такие заявления, сказанные в жизни больной, грязной и голодной, не кажутся ни прописями, ни банальностями, а только исполненными тоски.

Кстати, идеальный рост женщины, (вы)считал Ефремов - 162 см.

17.
Сегодня (писано, видимо, в день смерти Раисы Горбачевой - boc) был у N., а по телевизору шли новости - и появился Горбачев с красными глазами и каким-то налитыми опухшими веками, и сказал общими словами, с прежней своей повадкой задорного вскидывания головы: “переживания, конечно, захлестывают” - и видно стало вмиг, и как он потрясен, и как он жалок в своем вскидывании головы, и как не отпускают его, даже в самые страшные минуты, затверженные пустые формулы, ставшие им самим, и как не мешают эти пустые формулы вырываться тому, что заполняет сердце. Так и Ефремов, был честный человек, и писал ужасно, но понимаешь сквозь все его слова, что он думал честно перед собой, хотя и негодно выражался. Мычал, как все мы мычим, с той или степенью успеха, зависящей от того, насколько умела декодировать окружающая среда. Запеленутая мумия, отчаянно в тугих простынях извивающаяся - вот что такое Ефремов и вот что такое мы. Хотим ли мы понять такого узника слов?

18. Своего сына Ефремов назвал Алланом - в честь Аллана Квотермейна, героя Хаггарда.


(Добавить комментарий)


[info]yellow_rat@lj
2006-06-20 19:08 (ссылка)
Очень грустная история.
В 12, что ли, лет, я читал его запоем где-то не дома, но не дочитал. А через год в том же месте уже не смог: не покатило.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2006-06-21 03:55 (ссылка)
Да, сейчас, чтобы Ефремова читать, нужно себя немножко заставлять (поверх еще и легкого стыда перед окружающими).

(Ответить) (Уровень выше)


[info]eufrosinia@lj
2006-06-21 02:04 (ссылка)
Спасибо.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2006-06-21 03:57 (ссылка)
я понял: это медаль к 50-летию "Туманности Андромеды"!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-06-21 02:10 (ссылка)
6 - описанья женской красы и отношения с дамами - параллель с Вяч. Ивановым, женитьба на дочках просто так не бывает.

10 - отмеченные странности стиля предопределены - это узнаваемый и сложившийся стиль написания эволюционных сценариев. когда от сравнительной анатомии делают выводы к образу жизни, объясняя строение. Школа Северцова, Шмальгаузена - великих сарвнительных анатомов. Умиляющая Вас простота объяснений (голова спереди и т.п.) - это нормальная редукция, так и сейчас в учебниках пишут - это просто кусок зоологической прозы; можно видеть - биологи ищут, как свести многообразие строения к внятным банальным рассуждениям, вкус же литератора - коробит эта немудрящая простота.

13 - тут и очевидно, кто вышел из Ефремова. Головачев и какой-нибудь Петухов - тоже наследники. Но любим мы его не за это. Как любой популяризатор - а он и в литературе был популяризатором, потому и фантастику писал - легко отдавал стиль за простоту. Навстречу массовому читателю. И искать стоит - в том, что именно он считал простотой. Ведь многие отдают - вон сколько их - но простота разная получается. Вот это бы сравнить - что И.А. считал простотой, к чему редуцировал - моджет, тогда и понятнее будет. Не текст - человек.

Кстати - это читали? http://iae.newmail.ru/about/Rautian.htm

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2006-06-21 04:27 (ссылка)
6: признаюсь, что не разгадал "женитьбу на дочках"
10: спасибо за разъяснение - все встало на свои места.
13: не текст - человек, этот подход мне нравится, но кажется мне будто запретным. Вот почему? Что и зачем его простота - это мне надо сообразить. Вы вот так умеете неожиданно поворотить - ваш фирменный стиль.

Биография отличная, и каким слогом написана замечательным.! спасибо. Придется много чего исправлять - а и нечего легкомысленно постить непроверенное.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-06-21 04:44 (ссылка)
"Первая жена ДАРЬЯ МИХАЙЛОВНА ДМИТРИЕВСКАЯ (1864-1933), дочь АЛЕКСАНДРА ((1887-?). Вторая жена ЗИНОВЬЕВА-АННИБАЛ ЛИДИЯ ДМИТРИЕВНА 1866-1907. Дочери ЕЛЕНА (умерла в младенчестве), ЛИДИЯ (1896-1985). Третья жена - падчерица ВЕРА КОНСТАНТИНОВНА ШВАРСАЛОН (1890-1920)." - у Ефремова была та же история.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2006-06-21 07:34 (ссылка)
а, понял. Сначала было подумал, что Ефремова и Вяч.Иванова связывало то же родство, как Розанова и Достоевского, через Аполлинарию Суслову. Тут проще, пожалуй. Чужая по крови молодая женщина, которую видишь в своем доме постоянно. Хотя это и ужасно. (Задумался: вот если бы я и *? ужасно. Но потому, что ее 4-летней узнал. Как бы было, будь ей 20? все равно мрачновато). Нынче, насколько слышал, "в кап.странах" Au Pair-девушки - главный соблазн и причина разводов.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_niece@lj
2006-06-21 08:21 (ссылка)
Опять Щеголев! Чувствуете трагедию Достоевского?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2006-06-21 09:30 (ссылка)
не сразу и понял. Думал, П.Е. Щеголев, который "Дуэль и смерть Пушкина" написал. Да ну ее, эту трагедию. Там главное топливо в том, что понимаешь, что грех совершаешь, вот руку даю на отсечение. На дискотеку и в метро всех писателей, нечего им разжигаться.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]_niece@lj
2006-06-21 03:02 (ссылка)
Какой ужас. Но то, что вы один во всей вселенной читаете это - вам зачтется.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]antipode@lj
2006-06-21 03:31 (ссылка)
Полноте. Барс не одинок в космосе Ефремова. Хотя нынче понять причины таких путешествий сложно, согласен.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_niece@lj
2006-06-21 04:13 (ссылка)
Я, помнится, прочитала На краю Ойкумены, чудовищную повесть о борьбе рабов за свои права из серии Библиотека приключений, в больнице в восьмилетнем возрасте, и взялась было за Таис Афинскую из серо-зеленого шеститомника, который был у бабушки с дедушкой - но будущий юзер [info]_moss@lj сказал мне со всею авторитетностью, на какую был способен - не читай, тебе будет жалко потраченного времени. Времени у меня в те годы было больше, чем нужно, поэтому формулировка показалась мне особенно лестной, и с тех пор Ефремова я в руки не брала.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-06-21 05:09 (ссылка)
Надо ж... Я читал в более позднем возрасте. Признаюсь, поскольку застеснялся.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]antipode@lj
2006-06-21 07:44 (ссылка)
Вам несказанно повезло с будущим (и отменно настоящим) юзером [info]_moss@lj! У меня была та же история, и до Ефремова я дорвался будучи лет шести, еще в старой "Библиотеке приключений" - тот самый томик, где соседствовали "На краю Ойкумены" и "Звездные корабли". Но не было под боком мудрого [info]_moss@lj-а, и я пытался одолеть и Таис, и муторный "Час быка", который тогда был доступен только порционно в ежемесячной поганого качества брошюрке "Техника - молодежи". А тут как раз подоспело издание "Библиотеки современной фантастики", и Иван Антоныч мгновенно и туманно увял со своей Андромедой под напором Шекли, Саймака, Азимова. И серо-зеленого шеститомника, похоже, уже просто не застал. Или пропустил с чистой совестью - когда уже было время Ефремова разбрасывать, а собирать приходилось ксерки, или ардисовские набоковские томики, среди которых особенно любимы те, что получены прямо из рук статной Эллендеи Проффер во времена глухого отказа.

Да ну его, Ефремова... Мужлан.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bars_of_cage@lj
2006-06-21 07:51 (ссылка)
На краю Ойкумены у меня была в издании конца 50-х годов, с тремя разноцветными товарищами на обложке, и нельзя сказать, что мне не нравилась. Лет мне было, когда читал, думаю, 12-13, и я тоже болел дома - помню, что меня рвало все время: делал себе чай, и он снова оказывался в миске чистеньким, хоть снова пей. Борба_рабов? нет, там есть настоящие идеалы, это не иллюстрация к политэкономии варварства. Не травестирование истин, а их воссоздание по косвенным признакам в абсолюной пустоте. Помните, как текучие роботы XXXX века воссоздают расу людей из единственно уцелевшего (выкопанного из льда) робота на транзисторах, людей видевшего лично?

(Таисия Афинская, увы, мне не понравилась совсем. Впрочем, как и Саламбо)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Мадам Саламбо
[info]_niece@lj
2006-06-21 08:17 (ссылка)
Трудный жанр. Приличный роман из античной жизни назовите мне (написанный дальними потомками, разумеется)? Ретро-этнография всех губит. Юлиан Мережковского, Фараон Пруса, даже Иосиф Манна - все какая-то неполноценная литература.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Мадам Саламбо
[info]bars_of_cage@lj
2006-06-21 09:27 (ссылка)
уж и не назову. Впрочем, про Иосифа Флавия (?) какой-то роман читал кого-то (Фейхтвангера?), вроде был ничего. Лежал выброшенный томик 30-х годов сальный на почтовом ящике. Как было не прочесть. Хотя древнееврейские страсти как-то понятней, ближе. А античность - там же саспенсу не было. В чем он там был? и не поймешь. Нашему началу тоже стволовая интрига как-то не придумана.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Мадам Саламбо
[info]_niece@lj
2006-06-21 09:39 (ссылка)
Это была Иудейская война Фейхтвангера, она в трех томах (о мое праздное детство!). Вопрос тут, как мне кажется, не в античности - исторический роман вообще жанр порочный, с ним что-то не так. Что? Стеснение творческой фантазии автора архивными необходимостями, чрезмерное утяжеление условий писательского труда?

Вот вам, впрочем, опровержение всего этого: Старый управитель повел его в вивлиофику, где осмотрели мы несколько свитков и вошли потом в спальню хозяина. Она убрана была просто. В ней находились только две семейные статуи. Одна изображала матрону, сидящую в креслах, другая — девочку, играющую мячом. На столике подле постели стояла маленькая лампада. Здесь Петроний остался на отдых и нас отпустил, пригласив вечером к нему собраться. Но ему все удается.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]donor_darom@lj
2006-06-21 06:40 (ссылка)
j_pinchikov отлично знает эти тексты, они обсуждались во время ее визита в Москву.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2006-06-21 07:53 (ссылка)
спасибо, вы меня успокоили. А то мне неловко - притащил в приличное общество слепого музыканта.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]donor_darom@lj
2006-06-21 08:08 (ссылка)
В "Пирогах", обсуждался рассказ про серебристое какое-то озеро. Потом пришла Нис и говорит: "А, пиво, пьете". А что еще и про Ефремова говорили - так и не узнала, мы примолкли вовремя.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_niece@lj
2006-06-21 08:20 (ссылка)
Да, уж я умею создать теплую атмосферу. Вот думаю сегодня вечером в Кофеманию заглянуть (http://i-shmael.livejournal.com/1893323.html), напугать гостей [info]i_shmael@lj'я - вдруг тоже пьют что неподобающее или иначе уклоняются от соблюдения?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]donor_darom@lj
2006-06-21 08:26 (ссылка)
Низа Крит из Антарктиды, типа.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2006-06-21 09:20 (ссылка)
порой чувствуешь себя эргом ноором во льдах, или как там звали сумрачного эстонца-навигатора.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bars_of_cage@lj
2006-06-21 09:17 (ссылка)
О, привет Ишмаэлю. Я, к сожалению, уже разобран сегодня, иду в Дом Кино на что-то про Соловки, ну и там еще встреча. А в этой кофемании вчера присутствовал на деловой встрече жж-френда и офф-лайн-знакомой: попытка свести-таки коня и трепетную лань в пустыне реальности.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]aruta@lj
2006-06-21 03:26 (ссылка)
с утра читаю диагонально... - отличная статья!
в ефремове чудился платонов, которому запретили писать собственным стилем.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]pipa_surinamska@lj
2006-06-21 03:30 (ссылка)
А в божьем даре - яичница.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aruta@lj
2006-06-21 03:45 (ссылка)
он хотел всех нас спасти будущим:) пусть неумелым, но прозревающим. это высокое свойство. разве он не советский пророк, не Век плоть от плоти?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pipa_surinamska@lj
2006-06-21 04:08 (ссылка)
И плоть, как и век, с душком.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aruta@lj
2006-06-21 04:09 (ссылка)
может, устроить соревнование, чей век воняет гаже?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pipa_surinamska@lj
2006-06-21 04:10 (ссылка)
Много чести.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]pipa_surinamska@lj
2006-06-21 04:10 (ссылка)
Вот и следом, подтверждая, об приключениях посмертного тела. Там русский дух, там Русью пахнет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aruta@lj
2006-06-21 04:15 (ссылка)
русофобия - серьезная болезнь. от нее выворачивает наизнанку и колотит желчными массами по гортани.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pipa_surinamska@lj
2006-06-21 04:16 (ссылка)
Сколопендра нам поможет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aruta@lj
2006-06-21 04:18 (ссылка)
но не будем же забывать и о молитве.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bars_of_cage@lj
2006-06-21 09:23 (ссылка)
мне кажется, Платонов знал, чем владеет, и отстранялся от этого, чтобы нашарить нечто новое в пустоте - как гусеница отстраняется ветки и водит, водит в воздухе половиной туловища - а Ефремов как будто из наличия ветки выводил наличие земли и корней. Обратный ход стремления. Непонятно как-то говорю...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_niece@lj
2006-06-21 09:29 (ссылка)
Бог знает, за него что выдумали вы, чем голова его ввек не была набита!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]aruta@lj
2006-06-22 03:28 (ссылка)
отчего же, понятно. ефремов пытался писать так, как выведено традицией, быть классиком хотя правильного построения понятной всем фразы, чуть не буквоедом в добротной соцреалистической оболочке, а платонов плевал на пристойность, поскольку его оболочка была, как казалось ему, лучшей, правдивейшей, счастливо найденной.
в обоих, если присмотреться, есть дерзновение самостоятельной логики. оба ученые, оба договаривались до ересей и оттого мрачнели и мрачнели, но не могли вылететь во враги. отсюда Ефремов ненавидит Китай (Час Быка), а Платонов - США (дневники).

(Ответить) (Уровень выше)


[info]antipode@lj
2006-06-21 03:36 (ссылка)
А еще занятно было бы припаять к Вашим чудесным экзерсисам посмертные приключения тела Ивана Антоновича. Я, кстати, слышал эту историю (по свежим, еще дымящимся следам) от Аркадия Стругацкого в его великолепном изложении и при очень забавных обстоятельствах.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2006-06-21 09:39 (ссылка)
я слышал только про обыск в доме, еще когда тело не увезено было в морг. Может, расскажете? Хотя изначально я не хотел вообще личность Ефремова к его текстам припаивать - боюсь, он утянет своим весом личности все мои поплавки в тяжелые глубины...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]_niece@lj
2006-06-21 04:47 (ссылка)
Да, самое-то главное - черт с ним, с Ефремовым. Энгель-с Вышинский - это чудесно. Сраза вспоминается рассказ Занятой человек. How good to have that type of talent!

(Ответить)


[info]nell0@lj
2006-06-21 04:50 (ссылка)
А я вот до сих пор нежно люблю "Таис Афинскую" и (особенно) "Лезвие Бритвы".

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2006-06-22 00:03 (ссылка)
интересно = мне именно эти романы "не покатили", если воспользоваться выражением yellow_rat

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vinopivets@lj
2006-06-21 06:00 (ссылка)
Отличный текст. А 162 - это, я думаю, он не вычисли, а померил. "Имеющий домработницу" - чудесное. Таис Афинская - домработница Ефремова.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]m_bezrodnyj@lj
2006-06-21 07:15 (ссылка)
служанка Серафима

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bars_of_cage@lj
2006-06-21 09:40 (ссылка)
Таисия Иосифовна была женой Ефремова, не домработницей!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vinopivets@lj
2006-06-21 10:05 (ссылка)
Да. Но не сразу.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2006-06-21 10:25 (ссылка)
я не знал. Но (может быть) характерно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vinopivets@lj
2006-06-21 11:11 (ссылка)
Так мне рассказал А.Н.Стругацкий. У меня нет оснований не верить.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vinopivets@lj
2006-06-21 10:07 (ссылка)
Должен оговориться: у меня нет отрицательного отношения ни к домработницам, ни к романам с домработницами, ни к женитьбе на домработницах.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gloomov@lj
2006-06-21 13:53 (ссылка)
Хорошо, но это взгляд из сегодня. Из тогда - Ефремов смотрелся и читался совершенно иначе. Популярность и значение этих книг были невероятны. Долгая тема, много там всякого - и загадочного тоже, обыск этот чуть ли не с переворачиванием урны с прахом
и шамбалистскими легендами.
Документы по этому делу я когда-то публиковал: доносы, мимикрировавшие под НФ, письмо Стругацких в СП и так далее.
А читать у Ефремова, на самом деле, нужно ранние рассказы, может быть трилогию ("Ойкумену") и прежде всего "Дорогу ветров" - о монгольских экспедициях.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2006-06-22 00:01 (ссылка)
А ведь правда, всякая "стилистика" - появилась позже. И пора ее опять отправить на свалку. Все хочу написать о том, как пошло нынче слово "пошлость".

(Ответить) (Уровень выше)


[info]scholar_vit@lj
2006-06-21 14:32 (ссылка)
Замечательно

(Ответить)


[info]evr@lj
2006-06-25 18:55 (ссылка)
Поражена хором согласных. Наверное, несогласные сюда просто не стали лезть, зачем бы. Не убеждать же.
Вопрос вкуса, как его докажешь и чем обоснуешь. Хотя вы и думаете, что это возможно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2006-06-28 11:07 (ссылка)
я не понял, в чем согласие согласных. В том, что Ефремов хорош? а несогласные сказали бы, что он ужасен и не стоит чтения?
Иллюзий по поводу моих записок у меня нет. Типичный полуфабрикат с фабрики-кухни.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]evr@lj
2006-06-28 18:35 (ссылка)
"В том, что Ефремов хорош?"

Вы ничего не путаете?
Я еще раз перечитала пост и все комменты, все наоборот.

--
Родительское имя было для него пустой звук
Героини выспренно говорят
в одеянии кокотки из кафешантана
диалектический писатель на могучей волне своего восхищения
Тут много туфты дальше
Но все не так просто для вынесения приговора
Смехотворность соцреалистических жанровых сценок


Впрочем, достаточно только сказать, что обсуждение писателя, которое сводится к тому, не добработница ли его жена, видимо, и не начиналось как разговор о литературе.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2006-06-28 18:42 (ссылка)
Обсуждение-то пошло не так, как я ожидал. Но, впрочем, я и не ожидал, что эта тема вообще кого-то взволнует.

"много туфты" - ну должен же я был сохранить хоть остатки здравомыслия. Потому что как быть с писателем, который пишет УЖАСНО. А вместе с тем волнует. Вот я и высмеиваю собой, и себя щиплю, чтоб проснуться.
Знаете, подбирание цитат из текста, чтобы доказать правильность или ложность его мысли - это вообще тупиковый путь.
Вот до сих пор люди и думают, что "Прогулки с Пушкиным" - это стёб.
И что Набоков ненавидел Чернышевского.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]evr@lj
2006-06-28 18:50 (ссылка)
"подбирание цитат из текста, чтобы доказать правильность или ложность его мысли"

Ну, не знаю насчет правильности и ложности, но я вот на скорую руку надергала цитат, чтобы прояснить ваше отношение к предмету. Ничего не поделаешь, я чувствую в вашем тексте язвительное презрение к отжившему, устаревшему элементу, произведенному социалистической культурой.
А по мне так это оскорбительно по отношению к любому писателю (поэту, композитору, мыслителю), который есть явление вневременное. Потому что назначение его - волновать и трогать, и сообщать нашей душе то, чего сейчас у нее нет, а не владеть стилем, признаками эпохи или от рождения данным отчеством.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2006-06-28 19:05 (ссылка)
Вот странно - мне очень нравится то, что вы говорите, про вневременной характер. Но и не знаю, как можно было уйти и от временнОго в авторе. Хорошо, с отчеством - это был перебор. Но про "стиль эпохи" - ведь Ефремов из него выкарабкивался, как из змеиной шкурки, и этим мне и кажется хорош. Если скрыть эту пустыню, из которой он (в моей версии) вылезал мересьевым, так и подвига не останется...
Как я отношусь к Ефремову, я и сам не знаю. По-разному. Думаю, в моем тексте можно отыскать и много цитат, которые подтвердят мое к нему восхищенный пиетет. Начиная с заголовка. Я ведь хочу его _оправдать_ - может быть, и в собственных глазах. Но, наверное, вы правы в том, что в записки мои прокрался оттенок интонации "свысока", а это плохо, даже ужасно. Извините.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]evr@lj
2006-06-28 19:25 (ссылка)
Если смотреть на него как на выкарабкавшегося Мересьева, то, конечно, нельзя не упомянуть о том из чего он, собственно, выкарабкивался. Мне в этом отношении проще, я бы пожалуй, так же читала его будь он другого века и принадлежи другому народу. Как я сейчас читаю Гомера и не нахожу для себя оправданий в его почтенном возрасте, но просто читаю и все. Он хотел сообщить мне о великих подвигах, небывалых событиях, любви, жизни и смерти, ну так он мне и сообщил. А стоит ли у него слово в правильном падеже и хорошо ли согласовано, так это важно совсем для другого, для лингвистики или истории литературы.

Еще хочется добавить, что в жизни человек непременно привязан к своей эпохе, к обычаям своего круга и наследует свойства своей сварливой бабки или, скажем, манеры своего интеллигентного отца. Но... как бы это сказать... если его личные черты и свойства просачиваются в его творчество, то они несут там совершенно иную нагрузку, может быть вовсем не такую, как нам кажется. В творчестве человек от них освобождается, они перестают довлеть над ним, они становятся просто красками, материалами из набора доступных. И если писатель упомянет век, в котором живет, правителей своей страны или быт своей коммуналки, то может статься, что в отличие от нас он ничего к ним не чувствует, не бунтует, не освобождается, не мучается, не протестует, может быть он занят вовсе другим - пишет о жизни и смерти, о красоте и правде, о том, что ему близко и понятно. Ведь если он остался спустя многие годы фигурой такого размера, значит, ему тогда удалось именно о чем-то другом, а не о диалектике и социализме. Если другим в его книгах близки и понятны только приметы той эпохи, значит, это просто не для них, в мире много книжек, необязательно эти. В других книжках они найдут себе что-то ради чего стоит читать и жить. Но эти-то не становятся от этого плохи.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]evr@lj
2006-06-28 19:26 (ссылка)
Эка, я расписалась. :)
И хорошо, что не тогда, никто не влезет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2006-06-28 19:33 (ссылка)
спасибо, что расписались! я давно хотел вот так с вами горячо поговорить...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]evr@lj
2006-06-28 19:38 (ссылка)
И я, да ведь все повода не было. Но вы вот скажите, если писатель сумел в своем тексте запечатлеть нечто большое, что волнует, печалит и радует, то ведь все остальное уже неважно?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2006-06-28 19:45 (ссылка)
нет, у нас был подход дня три тому назад. Но не получился, потому что я уснул, а наутро как-то разнесло.

Это правда, все доказательства - это всего лишь реконструкции. Когда думаешь: а вот почему это меня волнует? ну, и находишь что-то полуправдивое. А наоборот - не получается. Как сделать, чтоб взволновать? а никак.
"Жизнь прекрасна, жизнь печальна, вот и все, что вам нужно знать". Что-то часто вспоминаю эти слова последние недели.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]evr@lj
2006-06-28 19:52 (ссылка)
Почему волнует? Я в этом вопросе наивна до безобразия, я говорю себе - здесь есть живое биение жизни, вот оно, у меня в пальцах, оно у меня мурашками по коже, слезами, готовыми пролиться, радостью, выше всех радостей, и криком, застывшим в горле. Что тут еще понимать.
Жизнь прекрасна. Жизнь печальна.

Мне приятно было с вами поговорить.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2006-06-28 19:59 (ссылка)
а, вы о Пушкине, не о Ефремове.
Я, кстати, сурово задумался вечером над вашим последним постом - про "если остался час".
Как вот если себя убедить вдруг, что именно так. И выйти из дверей срочно. И пойти куда глаза глядят, отмечая все вокруг и исповедуясь тополям и фольксвагенам. Главное, не позабывать эту страшноватую веру.
Это будет похоже на то, о чем вы пишете тут.
Спокойной ночи! очень был рад. Давайте еще встречаться.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]demushkin@lj
2006-06-28 10:29 (ссылка)
Пункт номер 2. Похоже на вранье...

http://fictionbook.ru/author/efremov_ivan/serdce_zmei/efremov_serdce_zmei.html
=================
Афра придвинула прозрачный куб. В синеватой жидкости лежал членистый металлический аппарат, похожий на крупную сколопендру. Афра извлекла из жидкости аппарат и из другого сосуда вытащила коническую втулку с присоединенными к ней тонкими проводами, или шлангами. Легкий щелчок зажима – и металлическая сколопендра зашевелилась, издавая едва слышное жужжание.
Свет Сим кивнул, и аппарат исчез в раскрытом рту астронавигатора, продолжавшего спокойно дышать. Засветился полупрозрачный экран, косо поставленный над животом больного. Мут Анг придвинулся ближе. В зеленоватом сиянии серые контуры внутренностей были совершенно отчетливы, и по ним медленно двигался членистый прибор. Легкая вспышка мелькнула, когда прибор дал импульс запирающей мышце – сфинктеру желудка, проник в двенадцатиперстную кишку и стал ползти по сложным извилинам тонких кишок. Еще немного – и тупой конец сколопендры уперся в основание червеобразного отростка.
==============

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2006-06-28 11:09 (ссылка)
об этом случае писал сам Ефремов. В сети сейчас нет времени искать то предисловие к какому-то сборнику. Но не доверять ему причины нет.
Вы же приводите, вероятно, уже исправленный вариант.

(Ответить) (Уровень выше)

голос яркий соловья
[info]_niece@lj
2006-10-05 04:20 (ссылка)
Ум человеческий ограничен, безумее же безгранично. Хотите новость про вашего Ефремова? Он - британский резидент.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: голос яркий соловья
[info]bars_of_cage@lj
2006-10-05 04:48 (ссылка)
благодарствую! приятно так вот начать день с глазуньи...
"Звездолет, зарытый под землю" - сильный образ, понравился.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]happy_end_of@lj
2007-05-19 09:57 (ссылка)
А какие ещё произведения Лиона Фейхтвангера (http://www.feuchtwanger.ru/) Вы читали?

(Ответить)