Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет bars_of_cage ([info]bars_of_cage)
@ 2005-05-06 18:18:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Газданов: бой бутылками, "что-то, что не было землей"
"И когда я думаю об упорстве этих людей, я не могу не вспомнить историю лейтенанта Василия Порика. Я называю его полным именем потому, что его нет в живых: он был расстрелян немцами 22 июня 1944 года. (...) На фотографии, где он снят в своей лейтенантской форме, он похож на гимназиста последнего класса: у него юношеское лицо, короткие волосы и - что меня особенно поразило - очень добрые карие глаза . Общее впечатление - это мягкость его широкого, типично русского лица. Если бы я видел только его карточку и ничего другого не знал бы о нем, я склонен был бы предположить, что это немного ленивый русский молодой человек, который, наверное, любит рыбную ловлю, тихие летние вечера на юге России, откуда он был родом, и разговоры по душам. Может быть, это и было так - до тех испытаний, через которые он прошел. Но все остальное противоречит такому представлению с начала до конца. (...) он отличался огромной физической силой и выносливостью. (...) (Плен, потом шахты на севере Франции. Побег - b.o.c.)
Его давно искало гестапо, ему удавалось каждый раз ускользать, пока однажды целый отряд SS не окружил тот дом, в котором он находился. И тогда началось неправдоподобное сражение, одного беглого описания которого достаточно, чтобы понять, почему народ, создающий таких партизан, не мог проиграть войну. Бой продолжался три часа, до наступления темноты. Порик был один - против 30 человек; у него было автоматическое ружье и ограниченное количество патронов. Но приблизиться к дому было невозможно. Он не промахнулся ни разу; на различных расстояниях от него лежали трупы немецких солдат, имевших неосторожность сделать несколько шагов в том направлении, где их ждала смерть. наконец оттуда перестали стрелять: у Порика больше не было патронов. Но первый же солдат, полошедший почти вплотную к окну, был убит бутылкой, которая со страшной силой была брошена ему в лицо. И Порик продолжал бой бутылками: в доме их случайно оказалось очень много.
Становилось темно. Немцы потеряли 11 человек убитыми. Когда они ворвались, наконец, в дом, там никого не оказалось, только на полу были большие пятна еще не запекшейся крови. Порик, с четырьмя тяжелыми ранами в теле, нашел в себе достаточно сил, чтобы взобраться на крышу. Он, может быть, был бы спасен, но его выдала соседка (...)
(В течение 3 недель его допрашивали - b.o.c.)
Часовые, зная, что он тяжело ранен и почти не способен передвигаться, не заглядывали в его камеру. Тому из них, кто стоял на посту в эту ночь, такая неосторожность стоила жизни.
Порик работал около суток, стараясь ржавым гвоздем, найденным на полу камеры, выковырять кирпич у окна, куда был впаян поперечный прут решетки. Наконец кирпич был вынут. Тогда он разорвал на узкие полосы одеяло и рубаху и свил из этого довольно длинный жгут. Потом он лег на койку и пролежал около часу, собираясь с силами. (...) Он, наконец, позвал часового. (...) Как только тот показался в двери, Порик всей тяжестью своего тела бросился на него прямо с койки, оттолкнувшись ногами от стены (...) через минуту его труп лежал на полу. Штыком от его винтовки Порик отделил еще несколько кирпичей и вынул решетку. Затем еще одним усилием он выдернул продольный прут и согнул его так, чтобы получилось нечто вроде крючка. Он привязал к нему веревку, спустился вниз, потом перелез через вторую стену и, наконец, через третью. Третья стена была высотой в 7 метров. Когда он спрыгнул с нее вниз - за этой стеной была свобода - он упал, как он рассказывал, на что-то, что не было землей. И, скользя в этом темном пространстве, он судорожно уцепился за первое, что ему попалось под руку. Через минуту он понял, в чем дело.
Он упал на то место, где перед этим были расстреляны русские. Их трупы лежали у подножья стены; и то, за что он ухватился в своем падении, были окровавленные волосы на голове одного из расстрелянных.
И тогда он заплакал.
(...)
Он был расстрелян 22 июня 1944 года, его арестовал отряд SS, переодетый в костюмы французских рабочих. Как сказал мне об этом старший товарищ Порика, командир его партизанского батальона - смерти уже некуда было отступать перед ним. Но, конечно, никто из тех людей, которые его знали, не забудет никогда огромную тень этого человека. И во всем трагизме его мгновенного исчезновения есть беглый отблеск той неудержимой и неумирающей силы, которая создала его родину и остановила, как стена, в течение долгой ее истории, все волны иностранных нашествий".


(Добавить комментарий)


[info]alya_kulya@lj
2005-05-06 05:05 (ссылка)
Спасибо за текст.
Ничего сильней перед Праздником не читал.
Спасибо.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2005-05-06 05:15 (ссылка)
Именно "сильней". Как хотелось бы обладать той же силой (выражения? смысла? правды?), которая физически бьет в грудь, как струя из брандспойта.
Газданов - писатель.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]yasha@lj
2005-05-06 05:21 (ссылка)
Как хотелось бы обладать той же силой
духа, что и Порик.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2005-05-06 05:27 (ссылка)
Об этом уже как-то нельзя говорить, и думать нельзя. Думать, как поведешь себя в таких обстоятельствах - невозможно и как-то почти безнравственно, как о самоубийстве или смерти близких. Как-то очень уж по ту сторону. И нужно немного быть другим человеком. Там дальше Газданов в т.числе о "советских людях" рассуждает, но у меня пальцы уже отвалились...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]yasha@lj
2005-05-06 05:38 (ссылка)
Думать и правда не нужно. Нужно себя с ними соотносить.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sv4@lj
2005-05-06 09:11 (ссылка)
потрясающе! спасибо.

(Ответить)


[info]bonny_clyde@lj
2005-05-06 09:19 (ссылка)
жутко
как надо любить жизнь
Bonny

(Ответить)


[info]dejavu_smile@lj
2005-05-06 16:51 (ссылка)
да, были люди.

(Ответить)


[info]leonid_b@lj
2005-05-08 00:07 (ссылка)
Газданов - мой любимый писатель. Интересно, смогут ли когда-нибудь так писать писатели, живущие в России? Конечно, может быть, что "у них" там чего-то не хватает, я и сам так считаю. Но я думаю также, что у нас тут есть что-то лишнее, мешающее осознавать и формулировать.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2005-05-08 01:09 (ссылка)
я тоже думаю часто, что вот мы все результат отрицательной выборки - и одна надежда на дух, который ввет где хочет и пр.пр. Я почему-то хорошо представляю себе глаза людей из первой волны эмиграции, и через них тех, кто населял "Россию до" - они, конечно, были вдумчивы, мыслили, думаю, более комплексно (это у Газданова несколько даже гипертрофированно выражено), пытались понять, хочу думать, явление целиком, а не навесить ярлык для удобства пользования, и вообще, были людьми, достойными даже на синтаксическом плане выражения (ведь синтаксис - это такая сложная грибница, не зря одесско-Бабелевская школа, да и революция вообще, первым делом начала с манеры краткого письма, "новой ясности" - прочь дворянскую "метафизику").
А Газданов - мой любимый писатель тоже. Как и Набоков. Просто они разные, при всем таксонометрическом сходстве. Поэтому тут я даже не знаю, с какого конца Вам спеть ответную песнь :)

(А про "писателей" - мне скучно писать, скучно. Пока писатели "пишут", ничего не будет. Вообще, поражает, что людям нужна какая-то "литература", когда а) уже есть на русском прекрасная, над которой хохотать и лить слезы можно до скончания века - б) люди пишут воспоминания про войну, которые сильней и лучше любых гадких "повестей" и "стихов", и в) эссе и статьи, где прямо выражают свои интересные мысли, (которых уж конечно, не доищешься в "худ.лите"). Вот такая система: когда авитаминоз и цынга, надо жевать придорожную траву и пить рыбий жир из банки)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]severr@lj
2005-07-26 01:56 (ссылка)
это из Газданова "На Французской земле"??

у Вас её в электроннном виде нет случайно?

про Порика
http://www.livejournal.com/users/severr/29464.html
http://www.livejournal.com/users/severr/1589.html

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2005-07-26 04:40 (ссылка)
да, это именно эта работа Газданова, как я выше указал.
Спасибо за ссылку - с интересом прочитал.
Вы не хотите ссылки прибавить на другие куски из "Франц.земли"? - я кусков 6-7 перепечатал, один другого мощнее, хотелось бы, чтоб люди прочли.
К сожалению, эл.версии нету, я пальцами перепечатывал - был такой мой маленький вклад в 9 мая ))
ну, и рад знакомству!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]severr@lj
2005-07-26 07:33 (ссылка)
спасибо за знакомство! :)
жаль, что нет... уже давно безуспешно пытаюсь найти эту книгу в любом виде...
перепечатки Ваши я потом обнаружил и содрал:)
будет время обработаю и размещу...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]severr@lj
2005-10-03 01:38 (ссылка)
http://dsvv.pochta.ru/France/t/Gazdanov.htm

(Ответить) (Уровень выше)