Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет bbb ([info]bbb)
@ 2006-05-19 16:25:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Нынешние дискуссии о роли нефти в политике и "концепция Покровского"
Сообразил, что мне напоминают эти модные в последнее время разговоры о том, как нефть, ее запасы, цены и т.д. неправильно (или, наоборот, правильно) влияют на политику, свободу, демократию и все такое прочее.

Вообще-то эти разговоры представляют собой, как мне кажется, по большей части искусственное выдергивание фактов. Скажем, случился в Венесуэле Чавес - очень удобно привязать его к росту цен на нефть. Почему такой же Чавес не появился в Мексике - никто и не спросит. Или, скажем, появились проблемы с Ираном - тоже можно нарисовать картинку с ценой нефти по оси ординат и каким-нибудь показателем нехорошести по оси абсцисс. Опять же - о том, что одновременно Ливия полностью нормализовала отношения с Америкой (которые отношения были близки к нулю и при высоких когдатошних ценах, и при низких) можно не вспоминать. И так далее.

Так вот, мне это все напоминает "концепцию М.Н.Покровского". Точнее, даже не концепцию Покровского в том виде, как она видна в его работах, а карикатурное изображение этой концепции, нарисованное бывшими учениками Покровского, превратившимися в конце 30-х годов в его критиков.

Сам-то Покровский был человеком очень неординарным. Как администратор от науки он в 20-е годы немало накуролесил (хотя по меркам последующих десятилетий все это было детским лепетом); его курсы русской истории сейчас читать почти невозможно - в то же время его сборники статей по дипломатической истории и сейчас читаются как захватывающий роман. Да, конечно, привязывать политическую и идейную историю России к динамике мировых (европейских) хлебных цен было его коньком и слабым местом, но его посмертные критики из этого конька сделали просто жупел. Карикатурный Покровский, вырисовывавшийся из работ этих критиков, объяснял хлебными ценами просто все подряд.

Соответственно, многие нынешние популярные западные статьи о "петрополитике" иногда кажутся мне чем-то вроде карикатур на карикатурного, оболганного Покровского...


(Добавить комментарий)


[info]igordaily@lj
2006-05-19 17:38 (ссылка)
не могу сдержаться - полностью, полностью согласен!
интересно, стоит ли что-то за этим искусственым связыванием двух показателей - цены на нефть и "свобод" - или же это просто непреодолимое желание казаться мудрым...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bbb@lj
2006-05-19 18:06 (ссылка)
За этим стоит прежде всего очень простое житейское наблюдение: если есть некто, делающий нечто, по мнению наблюдателя, неправильное и нехорошее, то попадание в руки некты дополнительных бесплатных ресурсов увеличивает возможности некты делать свое нехорошее дело.

Этим нектом может быть кто угодно - диктатор, буржуй-олигарх, демократически избранный президент, король и т.д.

Наблюдение тривиальное. Но из двух факторов новой ситуации - наличия нехорошего некты и возросших ресурсов в его руках - именно второй легче измерим, нагляден, "экономичен" (в смысле "научен", "объективен"). Объяснить, почему вдруг именно здесь появился этот некто, почему он хочет делать именно так, а не иначе - гораздо сложнее, модель с графиками тут не нарисуешь. Поэтому и получается поиск под фонарем.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gegorov@lj
2006-05-19 18:31 (ссылка)
Да. Но в нашей истории некто может быть вполне беневолентным и делать (в меру возможностей) хорошее. Просто хотеть остаться у власти и обеспечить стабильность и преемственность.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]filin@lj
2006-05-20 12:16 (ссылка)
Наблюдение на самом деле совершенно нетривиальное при всей видимой простоте: неявно предполагается, что цели и намерения некты никак не зависят от количества денег, имеющихся в его распоряжении.

Что вроде как многими экономическими и социальными теориями будет отвергнуто как ересь :-)

"Это я потому вредный был, что у меня велосипеда не было!" (с) почтальон Печкин.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]shubinskiy@lj
2006-05-19 17:56 (ссылка)
В сравнении с нынешними поп-историками вроде Анисимова Покровский кажется просто богом. У человека была концепция, был свой аналитический принцип, пусть и ошибочный.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bbb@lj
2006-05-19 18:18 (ссылка)
Так ведь свет клином на Анисимове не сошелся. И у Покровского халтуры хватало.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gegorov@lj
2006-05-19 17:57 (ссылка)
В Мексике запасы нефти снижаются, в Венесуэле - нет или даже растут. Про отношения Ливии или кого бы то ни было с Америкой вообще речи не идет - а в 2004 году свобода СМИ в Ливии достигла минимума среди имеющихся данных. И так далее.

Вообще, странный разговор. Мы говорим: есть страны где такой pattern, - Вы отвечаете, что это объясняет не все. Ну да, не все. Но общий pattern в регрессиях показывается. Особенно с fixed effects. Собственно, все.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bbb@lj
2006-05-19 18:17 (ссылка)
Мне трудно судить о ваших регрессиях, потому что вы не приложили табличек с данными, которые вы использовали, включая страны попавшие в выборку, не попавшие и т.д. Поэтому я не знаю, какая была динамика свободы прессы в Ливии, Кувейте, Катаре (где расположена Аль-Джазира), ОАЭ, Анголе, Казахстане, Мексике, Индонезии, Англии, Норвегии, Иране. Для меня, например, совершенно не очевидно, что в Иране, Саудовской Аравии, Казахстане, Мексике или Индонезии свобода прессы существенно уменьшилась по сравнению с периодом низких цен (допустим, 1998 годом или даже концом 80-х, если брать существовавшие на то время страны). Поэтому в существовании единого паттерна я не убежден. Если же в половине стран паттерн есть, а в другой половине нет - то надо говорить о каком-то новом, неучтенном факторе, который и играет решающую роль.

Кстати, запасы нефти в данном контексте кажутся мне ненадежным индикатором дополнительных ресурсов. Лучше считать дельту экспортной выручки от роста цен. Ведь величина запасов в нефтедобывающих странах - это прежде всего функция затрат на разведку; разведка запасов на слишком далекий горизонт времени просто-напросто бессмысленна и не окупается.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gegorov@lj
2006-05-19 18:40 (ссылка)
Да, в том драфте summary statistics действительно нет, ok.

Как раз запасы нефти (мы об этом говорим) лучше. Потому что добыча, а тем более экспортная выручка и ее дельта, зависят от уровня развития страны. Например, Штаты добывают примерно столько же нефти, сколько Россия (т.е на душу населения всего в два раза меньше). Так что это очень эндогенно. Кстати, поэтому неудивительно, что тоже отлично работает в регрессиях. :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gegorov@lj
2006-05-19 18:02 (ссылка)
Да, чуть не забыл - насчет последнего абзаца: мне тоже. Но мы вроде стараемся исправить хоть часть недостатков. В меру возможностей / способностей / желания.

(Ответить)