Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет bbb ([info]bbb)
@ 2002-05-21 12:11:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Что (кто) противостоит образу врага?
Очень точное и верное наблюдение юзера [info]alexcohn@lj насчет того, что "образу врага" может противостоять как образ ДРУГОГО врага, так и образ ДРУГА.

И выбор между этими вариантами определяют очень многое в культуре и жизни вообще.


(Добавить комментарий)


[info]ipain@lj
2002-05-21 06:30 (ссылка)
интересно почему нет в вашем списке ДРУГОГО? enemies, friends and others.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bbb@lj
2002-05-21 07:03 (ссылка)
ДРУГОЙ - это не противоположность ВРАГУ. Другой существует рядом с врагом, параллельно.

Хотя, конечно, можно и добавить ДРУГОГО в картинку. Суть ведь не поменяется.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ipain@lj
2002-05-21 08:18 (ссылка)
хм, по моему в этом и есть камень угла дома. куда именно прибавляется ДРУГОЙ в картинку ВРАГ/ДРУГ. и по каким основаниям.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bbb@lj
2002-05-21 08:48 (ссылка)
Ну, попробуйте развернуть свое видение. Интересно ведь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ipain@lj
2002-05-21 09:55 (ссылка)
да я еще в предыдущем посте его пытался развернуть на 5 абзацев, стер все. если правда интересно, то попробую еще раз.
1. есть наш личный круг общения (люди которых мы с удовольствием (тратим время, которые могли бы тратить по другому) слушаем и которые слушают нас). есть наши вещи (и опосредовано люди которые их сделали).
2. в своем личном кругу общения мы подбираем людей по каждый своим критериям. у всех эти критерии примерно одинаковы (см. пункт первый). с берией любил общаться Авов, с тем Бэвов, с тем Вэвов, с тем bbb. и всегда возможно построить такую цепочку.
3. появление образа ВРАГА, дырка в такой цепочке. в какой то момент, узость личного круга общения, не позволяет представить образ мысли ДРУГОГО как интересный. чужость интересующему меня - есть главная характеристика ВРАГА.
4. а наши вещи (от шнурков и песен до журналов и границ) создавались кучами людей. у которых были чужие нам интересы. если мы не можем избежать общения с ними через вещи, то нам нельзя бежать уважения к их интересам. или ограничивать свой круг вещей (нет мехам) и друзей (нет фашистам).
5. так через отказ от использования вещей и категорий и строятся образы ВРАГА. через совместное использование появляется ДРУГ.
(о5 бы стер =)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]alexcohn@lj
2002-05-22 04:25 (ссылка)
Ну зачем же? Если человек от меня отличается, если он мне неинтересен - он совсем еще не враг. Враг, наоборот, не может быть неинтересен: это ж он там в темноте ножик точит, чтобы мою кровушку пустить. Я слежу за ним в темноте и для самообороны точу ножик. Он, конечно, замечает какое-то движение в темноте и слышит вжик ножика по наждаку. Его это нервирует, он сильнее сжимает пальцы на рукоятке. Ага! Нападать готовится! Ну так и я изготовлюсь... и так далее.

Я тогда юзеру [info]eremei@lj хотел продемонстрировать, что оппозиция восприятию "американца ВРАГА" - "американец ДРУГ", а не "русский ВРАГ". Об этом, кажется, [info]bbb@lj и написал. Но Вы немного запутались в этих оппозициях.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bbb@lj
2002-05-22 04:36 (ссылка)
Мне кажется, что эти подходы можно примирить, если допустить, что оппозицией рассуждению "американец - мой враг" могуть быть -

а) "мой враг - не американец, а китаец" (логика неизбежного поиска врага, в конечном счете приводящая к наблюдаемой у некоторых юзеров паранойе);

б) "американец - друг" (на самом деле это утверждение тоже излишне сильное, примерно такой же силы, что и "американец - враг");

в) "американцу до нас дела особого нет, если мы сами не начнем ему пакостить" (как исходный пункт - наиболее реалистичный вариант).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]alexcohn@lj
2002-05-22 04:44 (ссылка)
Ты прав, конечно, насчет реалистичности. Но мы с Мишей и Юлей беседовали совсем на другую тему, о мифологиии Дашиной сказки. От сказки девятилетнего ребенка вот уж чего, а реализма требовать не стоит.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bbb@lj
2002-05-22 05:54 (ссылка)
Мне все-таки кажется, что обсуждалась не сама Даша (нормальные люди стараются чужих детей не обсуждать), сколько те взрослые, которые вложили ей некую картину мира. После чего разговор вообще оторвался от дашиного рассказа как такового, и стал вращаться вокруг различных вариантов конструирования ПРОТИВОПОЛОЖНОГО рассказа, инициированных Мишей.

Юлю же обсуждать я, честно говоря, не вижу смысла. Тем более, что почти ничего про нее не знаю.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ipain@lj
2002-05-22 13:05 (ссылка)
вообщем я где то это и пытался сказать. вариант в) вполне передаваем любому маленькому ребенку. в естественной форме, что другие люди не хуже, не хотят плохого, и не будут вредить без необходимости (что уже не вред, а противоречия в понимании счастья). как только ребенок говорит о группе плохих людей, которых никогда не видел, то это родительские заморочки.
а вообще очевидно вроде что америка в русском политическом и культурном дискурсе занимает раз в 100 больше места, чем россия в американском. так что дела особого нет - достаточно точно описывает ситуацию.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bbb@lj
2002-05-22 15:21 (ссылка)
Да, я вот вспоминаю себя, в совсем каком-то десятилетнем, что ли возрасте, или раньше - в голове крутились иногда туманные мысли о том, какие я совершаю партизанские подвиги, когда Ленинград оккупирован американцами. Более того, даже критическое отношение к советским властям вовсе не исключало представления о том, что американцы хотят нам напакостить. Когда в 79-м году началась оккупация Афганистана, неофициально распространялась версия, что мы, мол, успели буквально за неделю до американцев - которые, мол, совсем уже собирались поставить в Афганистане свои ракеты и базы. Мол, это была наша успешная превентивная оборонительная акция. Не дали замкнуть кольцо агрессивных баз. И прочая такая же чепуха. Так вот, я - верил или склонен был верить. Стыд сказать, да?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ipain@lj
2002-05-22 18:09 (ссылка)
'безнравственно не менять своих убеждений" - как писал достоевский. я тоже лет в пять хотел быть летчиком-разведчиком. летать ну сверхзвуковом самолете в америку и с парашютом высаживаться. долго решал проблему как бы и на самолете потом летать, а то только разведчиком было скучно.
вера все таки от узости. ее глупо стесняться, ее надо расширять. что у вас вроде получилось лучше некуда :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bbb@lj
2002-05-23 03:26 (ссылка)
Стыдно мне, конечно, не детских фантазий о подвигах, а глупостей, которым я верил уже в 18-летнем возрасте.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]cema@lj
2002-05-21 12:53 (ссылка)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bbb@lj
2002-05-22 04:26 (ссылка)
Да, через что-то подобное все мы прошли когда-то. Слава богу, сейчас вот дети в России от этого избавлены.

Офтопик - неужели у вас никак не получается писать кириллицей? Уж больно тяжело читать кракозябрицу.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cema@lj
2002-05-22 10:52 (ссылка)
Brauzer otkazyvaetsya dazhe kopirovat' (cut-n-paste) kirillicheskij tekst. Ruki ne doxodyat etim zanyat'sya. A ya privyk i sam chitat'-pisat' latinicej, i chto drugie legko chitayut. Vremena uzhe ne te, konechno.

Kogda auditoriya pozvolyaet, pishu po-anglijski, no mnogim eto esche neudobnee. Tak chto vybirayu men'shee iz zol. Uzh izvinite. :-)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]cema@lj
2002-05-22 11:23 (ссылка)
Vy uvereny, chto izbavleny? Ya by ne poruchilsya. Problema zhe ne v tom, chto v zhurnale napisano, a chto v golovax. Ya ne poruchus', chto nikto v detskom sadu bol'she ne vyyavlyaet vragov po cvetu mochi, evreev ili chechencev -- ne tak vazhno.

A vot esche iz tex vremen.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bbb@lj
2002-05-22 11:42 (ссылка)
Нет, конечно, я вовсе не имел в виду, что в России настала идиллия и никто нигде не питает национальных предубеждений.

Имел в виду другое - наверно, больше не бывает таких случаев, чтобы еврейский ребенок обнаружил, что он еврей, случайным образом в школьном возрасте. Чтобы родители старались как можно дольше не раскрывать ему эту страшную тайну.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cema@lj
2002-05-22 12:56 (ссылка)
V etom Vy, pozhaluj, pravy.

(Ответить) (Уровень выше)