Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет beloyar ([info]beloyar)
@ 2007-05-11 00:14:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Реакция отрицания и прочие мыслишки
Самый простой пример:
- Почему у тебя шрифт такого цвета?
- А тебе что, не нравится?!

Сразу сделаю оговорку, что подобная реакция часто встречается не только в очной беседе, но и в переписке, когда невозможно уловить какой-либо эмоциональный окрас в вопросе первого человека. Как Вы заметили, изначально был задан вопрос, который вовсе не подразумевает отрицательной реакции. Ну действительно, можно ведь сказать, что "у меня сегодня хорошее настроение, поэтому я пишу зелёненьким" или "мне поставили новую программу, я пробую оформить свои сообщения более оригинально". Вариантов ответа может быть много, так нет же, отвечающему обязательно нужно заподозрить какой-то подвох, подумать, что вопрос уже выражает какое-то скрытое недовольство или раздражение. Вполне возможно, что и так, но далеко не факт, зачем же тогда гадать...? Как обычно отвечают на встречный вопрос, хотя бы в нашем примере? "Да нет, почему же, нравится…" То есть человек из активной позиции вопрошающего сразу же переходит в пассивную и уже сам начинает отвечать на встречный вопрос, всё ещё не получив внятный ответ на свой первый. Он попался в нехитрую словесную ловушку, сам того не желая, хотя ему достаточно было бы сказать примерно следующее: "мой вопрос о шрифте вовсе не подразумевает отрицательной или положительной реакции, поэтому я ещё раз прошу на него ответить…" Вежливо, деликатно, убедительно? Вполне. Всё довольно просто, хотя для такой беседы нужно тренироваться. Людям вообще свойственно неумение вести конкретные беседы. Они легко перескакивают от частного к общему, вводя русло беседы в непроходимое болото. Например, в разговоре о каком-то деле, с которым человек не справился, другой собеседник может вспылить – "да ты вообще ничего не можешь сделать!". Что такое это "вообще"? Это ничто, беспредметность. Как можно переходить к обсуждению беспредметности, если не решён вопрос о конкретном деле? Таких примеров можно привести великое множество и если внимательно следить за разговорами близких или за своими собственными разговорами, то каждый может насобирать массу таких незамысловатых уловок общения. Как с одной, так и с другой стороны. Мы в массе своей разговариваем эмоционально, а особенно в процессе споров, эмоции сбивают нас с предметного, конкретного и уважительного разговора. Что интересно, сейчас доступно огромное количество книг по межличностному взаимодействию: об умении вести спор, контролировать свои эмоции, убедительно строить доказательства, логические цепочки т.д. Думаю, что польза от прочтения этих изданий невелика, ведь любое полученное знание нужно не только прокрутить в голове ещё и ещё раз, но и закрепить усвоенное на практике. Для этих целей, например, устраиваются тренинги и семинары. Не знаю, может быть кому-то они и помогают. Тому, кто действительно горит желанием поработать над собой. А у того, кто имеет такое желание, есть самый лучший наставник - он сам. Но воспитать в себе такого наставника - задача не из лёгких...


(Добавить комментарий)


[info]beansi@lj
2007-05-10 17:15 (ссылка)
Не исключено, что подобный ответ на вопрос выражает агрессивную позицию человека, желающего поругаться, раздуть конфликт из ничего. В принципе безобидный вопрос используется как зацепка для конфликта.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]beloyar@lj
2007-05-11 11:24 (ссылка)
Может и не только агрессивную позицию. Бывает, что подобная реакция выдаёт мнительность человека, которому везде мерещится скрытая угроза.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]los_oxuenos@lj
2007-05-10 17:21 (ссылка)
Мышление - процесс нелинейный.
Умение мыслить последовательно - результат большого труда.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]beloyar@lj
2007-05-11 11:24 (ссылка)
Труда и терпения.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]astra_nat@lj
2007-05-10 17:22 (ссылка)
В споре может быть движение по форме и по содержанию. Приведенные Вами примеры - это движение по форме, и отсутствие движения по содержанию

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]yulia_sergeevna@lj
2007-05-10 18:09 (ссылка)
Изначально это не было спором. Отвечающий превращает обычный диалог в спор.

(Ответить) (Уровень выше)

...
[info]d_pankratov@lj
2007-05-11 00:02 (ссылка)
в большинстве случаев отсутствие эмоциональной нагрузки в тексте заставляет человека проецировать свой эмоциональный фон на сообщение собеседника
так что здесь - "зеркало своих эмоций"

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: ...
[info]beloyar@lj
2007-05-11 02:20 (ссылка)
Да, такое тоже бывает. По себе и своим типичным реакциям судят об окружающих.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_bulgar_h@lj
2007-05-11 04:39 (ссылка)
Злободневная тема
+1 согласен с автором

(Ответить)


[info]ex_blacksch@lj
2007-05-11 04:56 (ссылка)
да, точно, следить за собой нужно.
А так можно построить разговор, что собеседник только будет оправдываться...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]beloyar@lj
2007-05-11 05:00 (ссылка)
Оправдывающийся человек уже наполовину виноват. Да, допустимо вводить в такое состояние своего идеологического противника (ибо такая позиция изначально проигрышна), но недопустимо, чтобы противник вводил в это состояние вас.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]pycu4_poa@lj
2007-05-11 07:47 (ссылка)

Ненавижу людей, которые не умеют справляться со своими эмоциями(девушкам/женщинам делаю скидку). Речь про реал. Что-то у них не ладится, какие-то проблемы...а тут я ни о чём не подозревающий, спрашиваю что-то своё, и на меня рявкают/грубят - А Я-ТО ТУТ ПРИ ЧЁМ? Хуле на меня-то орать, я чё виноват что-ли в чьих-то проблемах?
Я ни на ком не срывался и не срываюсь, ибо здраво мыслю, что мои проблемы должны остаться моими...или мои приятели(возвращаясь к прошлому сообщению), с которыми я всегда хорошо обращаюсь, прочитавшие по моему лицу, что у меня проблемы - помогут.
Истерика - слабость и малодушие.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]beloyar@lj
2007-05-11 11:25 (ссылка)
Истерика - это ещё и неуважение к себе. Истеричный человек выглядит смешно, но сам зачастую этого не понимает.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]pycu4_poa@lj
2007-05-11 07:56 (ссылка)

А интернет-общение...
С провоцирующими - груб.
С вежливыми и здраво рассуждающими(и делающими выводы) оппонентами - вежлив.
С вежливыми, но тупыми оппонентами - постепенно скатываюсь на грубость, ибо не люблю "заевшую пластинку"!

(Ответить)


[info]_ghash_@lj
2007-05-11 09:55 (ссылка)
Точное наблюдение. Я фразу "Да ты вообще ничего не можешь" воспринимаю как грубость и шулерство.

(Ответить)

Вообще, любопытно
[info]rean1mator3@lj
2007-05-11 11:01 (ссылка)
Замечали, что нечто подобное происходит, когда А говорит, к примеру, что венчание пидоров - грех. Б сразу же переводит дискуссию в "формальное" направление: Гитлер тоже начинал с гонений на пидоров! И А, вместо того, чтобы аргументировать свою позицию, вынужден открещиваться от Дедушки.
Для большинства наблюдающих за дискуссией этот трюк проходит незамеченным; поэтому я думаю, что его, действительно, можно и стоит использовать и нам.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Вообще, любопытно
[info]beloyar@lj
2007-05-11 11:22 (ссылка)
Да, показательный пример, стоит в одном ряду с навешиванием ярлыков. Стоит только кого-нибудь назвать, например, "фашистом", так сразу этот кто-то начинает оправдываться. А тем временем разговор уходит от предмета обсуждения.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]axel_z@lj
2007-05-11 12:07 (ссылка)
А ещё один недостаток общения, связанный с описанным, выражается в том, что ведя беседу на какую-то тему, люди небольшого ума всегда скатываются на обсуждение личностей. (раз ты так считаешь, значит ты такой-то).

(Ответить)


[info]yonsson@lj
2007-05-11 17:25 (ссылка)
Я стараюсь следить за собой. И очень люблю, когда мне на ошибки в разговоре указывают...

(Ответить)


[info]wedmack@lj
2007-05-11 18:16 (ссылка)
Приведённый пример очень хорошо показывает почему лица известной национальности очень любят отвечать вопросом на вопрос.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]beloyar@lj
2007-05-11 18:23 (ссылка)
Да, весьма распространённый среди "одесситов" метод ведения разговора, широко популяризированный одним известным юмористом. Отвечая вопросом на вопрос можно перехватить инициативу (о чём я писал выше), заболтать собеседника (уход от темы обсуждения) или просто перевести разговор в плоскость шуток/юмора ("выпуск пара").

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pycu4_poa@lj
2007-05-14 02:48 (ссылка)

"А, таки, пАчиму вИ спГашиваете?"(с) - классика жанра

(Ответить) (Уровень выше)