Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет bey ([info]bey)
@ 2005-08-09 18:19:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Шестнадцатая годовщина взятия Ташкента
Южаков Ю. Д. Шестнадцатая годовщина взятія Ташкента. (Воспоминаніе стараго туркестанца)

Улицы, переулки, сакли и дома по всей дороге, которою шел Краевский, были опять заняты неприятелем — и снова пришлось брать баррикады и сакли, очищать улицы и переулки. Окончив поручение, Краевский вернулся к Камеланским воротам, куда, между тем, явилась снова депутация от торгового сословия с просьбой, прекратить огонь и с заявлением, [14] что город сдается и если еще неявились с покорностию все аксакалы и почетные граждане, то лишь потому, что заняты возстановлением порядка, успокоением черни и обезоружением забравшагося в город с разных сторон всякого сброда. Черняев прекратил огонь — и на другой день 17-го июня, явились к Черняеву аксакалы и все почетные жители и сдали городь безусловно — и в городе водворилось полное спокойствие, так что на другой же день, Черняев со своим штабом и с конвоем только из 5 казаков спокойно проехал по некоторым улицам, был в центре, на базаре, и даже посетил нескольких именитых и особенно влиятельных ташкентцев. Такое доверие, такая смелость поразили и совершенно обезоружили ташкентцев — в их глазах Черняев стал уже непобедимым и сказочным героем!

Итак, отряд в 1.300 штыков и сабель при 10 орудиях взял штурмом громадный город 24 версты в окружности (не считая городских садов) с стотысячным населением, вооруженный 63 орудиями, обороняемый 30 тысячами защитников, из коих до 5 т. регулярной пехоты и до 10 т. коканской кавалерии{4}, затем два дня дрался на улицах города, взял штурмом до 40 баррикад, до 10 барбетов — и потерял убитыми 25 нижних чиновъ; ранеными 3 офицеров и 86 нижних чинов, контуженными 4 офицеров и 24 нижних чиновъ; кроме того ранено и контужено около 15 человек милиции — всего 157 человек, взято 63 орудия, 16 больших знамен, множество ружей, 2.000 пудов пороха и 10.000 разных снарядов. [15]

С покорением Ташкента, доносил тогда Черняев, мы приобретаем положение в Средней Азии, сообразное с достоинством империи и мощью русского народа. Да, взятие Ташкента послужило началом, основанием могуществу и высокому значению России в Средней Азии и открыло двери в этот неведомый и таинственный уголок мира!

16 лет прошло с тех пор! Рядом, смежно с туземным Ташкентом вырос и с каждым годом более и более растет русский Ташкент, и служит центром этой части Азии в политическом и торговом отношениях. А это геройское дело столь славное само по себе и столь богатое по своим последствиям и до настоящаго временп не увековечено на память и назидание потомству, и ничем не почтена память убитых в этом деле{5}. Вспомнили было в Ташкенте соучастники этого дела о геройском взятии города и подняли вопрос о сооружении памятника. Начальство, весьма несочувствовавшее всему черняевскому, стеснилось однакож отказать в разрешении открыть в пределах Туркестанского края подписку, и разрешило, но так, чтоб сбор производился почти в тихомолку и потом прекратился до поры до времени. [16] Собрано не много более 1.000 рублей. Теперь, надо надеяться, вопрос о постройке памятника дождался лучшаго и благоприятного времени и снова будет поднят бывшими сподвижниками Черняева.


Наверное все помнят цикл телепередач Парфенова "Российская империя".
В передаче о покорении Средней Азии Парфенов показал памятный камень, поставленный в 19-м веке по указанию генерал-губернатора Кауфмана где-то в окресностях Самарканда.

После показа этой серии по ТВ памятник снесли.