В феврале 1947 г. вышел указ «О воспрещении браков граждан СССР с иностранцами». В марте того же года были созданы так называемые «суды чести», призванные повести «непримиримую борьбу с низкопоклонством и раболепием перед западной культурой».
На практике, утверждая в сознании людей известный тезис о том, что «Россия – родина слонов», партийные идеологи намеревались воспитывать у советских граждан, особенно у молодежи, национальное высокомерие и презрительное отношение ко всему зарубежному.
Оборотной стороной этого «державного курса» неизбежно стали традиционные поиски «внутреннего врага» и, как следствие, нагнетание антисемитизма.
Уже в 1946 г. тогдашний глава МГБ В.С. Абакумов начал сбор компрометирующих материалов на членов Еврейского Антифашистского комитета (ЕАК), созданного в 1941 г. с целью получения финансовой помощи Советскому Союзу со стороны еврейских организаций США.
В январе 1948 г. во время поездки в Минск председатель ЕАК С.М. Михоэлс был убит, а его тело брошено под грузовик, чтобы инсценировать несчастный случай. В ноябре Еврейский Антифашистский комитет был распущен, его члены арестованы и в дальнейшем расстреляны.
В январе 1949 г. началась позорная кампания по борьбе с «космополитизмом». Под ударом оказались, главным образом, представители еврейской интеллигенции, которых «клеймили позором» на партийных и профсоюзных собраниях, изгоняли из редакций газет и журналов, научных институтов и государственных учреждений.
Кульминацией небывалого разгула шовинизма и мракобесия стало «дело врачей-убийц».
Большая группа врачей, работавших в Лечебном управлении Кремля, была арестована по обвинению в убийстве высших партийных руководителей – А.С. Щербакова, А.А. Жданова, М.И. Калинина, Г. Димитрова. Единственным аргументом следствия стало сообщение врача кремлевской больницы Л. Тимашук о «неправильном лечении» умершего в 1948 г. Жданова. Арестованные подвергались жестоким избиениям и пыткам.
В «Правде» появилась передовая статья «Подлые шпионы и убийцы под маской профессоров-врачей», подготовленная под непосредственным руководством Сталина. Через несколько дней Л. Тимашук, возведенная в ранг национальной героини, была награждена орденом Ленина. Вслед за этим по стране прокатилась волна новых арестов.
Дело врачей сопровождалось почти неприкрытой антисемитской пропагандой в печати. В стране воцарилась обстановка всеобщей мании преследования. Распространялись слухи о скорых погромах, о том, что готовится публичная казнь врачей и поголовная депортация евреев на Дальний Восток.
Пропагандистским оправданием этой акции должно было стать письмо от имени евреев – ученых, писателей, общественных деятелей, в котором говорилось, что в СССР нет антисемитизма, но еврейское население заражено духом «буржуазного национализма» и несет ответственность за преступления врачей-убийц.
«Дело врачей» рухнуло мгновенно и неожиданно: 5 марта 1953 г. страна узнала о смерти «великого вождя и учителя». Через три недели дело о «врачах-вредителях» было прекращено, а ещё через несколько дней арестованные по нему были реабилитированы.
Довести до конца свое последнее злодеяние Сталин не успел.