Военный коллаборационизм напрямую зависел от развития политического сотрудничества населения с оккуп
Готовя войну против Советского Союза, руководство Германии рассматривало его как "искусственное и рыхлое объединение" огромного числа наций, как "этнический конгломерат, лишенный внутреннего единства". Поэтому одной из главных задач германского военно-политического руководства после начала войны с СССР было разрушение его как многонационального государства путем привлечения на свою сторону представителей нерусских народов и национальных меньшинств. При этом нацисты считали, пишет современный российский историк И. Гилязов, что "для борьбы с большевизмом стало возможным привлечь на свою сторону многочисленные мусульманские народы Советского Союза", на сотрудничество с которыми делалась особая ставка.
Одним из способов осуществления такого сотрудничества стало создание "национальных" добровольческих формирований из тюркских и кавказских народов СССР (т.е. военный коллаборационизм).
Военный коллаборационизм напрямую зависел от развития политического сотрудничества населения с оккупационными властями. В основе этого сотрудничества лежали в целом те же причины, что и в других оккупированных Германией государствах. Однако в СССР оно имело ряд особенностей, которые заключались в следующем.
Во-первых, если на Балканах власть принадлежала военной оккупационной администрации при практически полном отсутствии каких-либо гражданских оккупационных учреждений, то на оккупированных территориях СССР одновременно сосуществовали военная, гражданская и полицейская администрации. Все эти три формы администрации, естественно, должны были сотрудничать между собой. Однако на деле это сотрудничество было пронизано непримиримым соперничеством. Каждая из этих администраций на местах и их руководство в Берлине претендовали на свою, единственно правильную, концепцию национальной политики.
Во-вторых, в процессе проведения оккупационной политики на территории СССР немаловажную роль сыграл и тот факт, что немцам перед началом войны так и не удалось создать здесь дееспособную "пятую колонну" по примеру Западной или Юго-Восточной Европы. Поэтому уже в ходе войны им пришлось приспосабливать свои довоенные взгляды на национальный вопрос в СССР под конкретные условия и несколько корректировать методику его использования.