Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет blackpost ([info]blackpost)
@ 2012-01-12 09:59:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Так они видят мир.


Сегодня для чтения и письма незрячие люди всего мира используют рельефно-точечную систему Луи Брайля. Чтобы понять ее уникальность и значимость, необходимо рассмотреть и рассмотреть предисторию ее создания, все иные попытки создания способов, с помощью которых незрячие люди смогли бы приобщиться к знаниями, обучиться грамоте и получить образование.


Уже издревле человечество задумывалось об изобретении шрифта, с помощью которого люди, лишенные зрения, могли бы обучаться наравне со зрячими. Среди таких первооткрывателей, которым были не чужды нужды слепых, можно упомянуть Араб-Эль Амида (1321 г.), арабского ученого, Франсиско Лукаса (1580 г.) из Мадрида, римлянина Рампазетто (конец 16 в.), философа Гарсдерфера, который в своих сочинениях описывает, как можно научить слепых чтению и письму грифелем на таблицах, покрытых слоем воска. Нельзя не вспомнить Франсиско Лана (1631–1687 гг.), иезуита из Италии, который изобрел точечный шрифт. Поле его знака делилось на девять частей, в зависимости от того, в какой части и в каком количестве находились точки, определялось значение знака. Но все попытки обучения слепых при помощи шрифтов вышеупомянутых изобретателей, к сожалению, были единичными. До тех пор, пока Валентин Гаюи, талантливый и авторитетный ученый, тифлопедагог, стоявший у истоков теории и практики обучения и воспитания незрячих, не предложил собственный вариант шрифта.

Валентин Гаюи (1745-1822гг.) родился в  семье ткачей во Франции. Став опытным лингвистом, и знавший несколько разных языков, он был одним из образованнейших людей своего времени. Фрагмент шрифта В. Гаюи (1786г.)Вдохновленный идеями гуманизма эпохи Просвещения, успехами аббата Л'Эпе (Abbé de l'Epée) в обучении глухонемых. В.Гаюи задумал обучать другую категорию людей с ограниченными возможностями – слепых. С именем В.Гаюи связано открытие первого учебного заведения для незрячих. Для того, чтобы обучить своих незрячих учеников грамоте, В.Гаюи изобрел рельефно-линейный шрифт, который в 1785г. он представил комиссии Парижской академии наук. Система письма Валентина Гаюи представляла собой обыкновенный шрифт для зрячих – "унциал", т. е. "равный одной унции" (29,86 грамма). Первоначально шрифт был передвижной, как типографский. Набирали его строками, вставляя в гнезда, проделанные в доске. После усвоения букв, слепой располагал их последовательно в специальном наборном ящике так, как это делают наборщики в типографии. Но такой шрифт нельзя было читать без помощи зрячих людей, которые помогали незрячим справиться со столь тяжелым оборудованием.

В связи с этим В. Гаюи, задумал печатать рельефом на бумаге, что значительно облегчало процедуру чтения. При печатании книг выпуклый шрифт вытеснялся на одной стороне влажной бумаги, затем листы склеивались чистыми сторонами, сшивались и переплетались в книгу. При помощи "унциала" помимо букв, можно было изображать так же цифры и ноты.  Шрифт был не менее 15 мм в высоту (в последствии высота букв варьируется) и вполне доступен для осязания, а рельеф после прочтения хорошо сохранялся. Буквы имели такое же очертание, как и при письме для зрячих людей, они были украшены различными завитками и имели курсивную форму, что, конечно, затрудняло их осязательное восприятие.

Первая книга, напечатанная "унциалом", увидела свет в 1786 году. Это был трактат Валентина Гаюи "О воспитании слепых детей". "Унциал" Гаюи не нашел практического применения в школах, несмотря на то, что в основанном им Парижском институте слепых, использовались для обучения книги, напечатанные рельефно-линейным шрифтом. Ученики Гаюи изучали алфавит при помощи букв, вырезанных из меди, воспроизводя их на бумаге карандашом.

Система В.Гаюи послужила толчком для дальнейшего исследования проблемы письма и чтения слепых с помощью рельефа. Так, Франсуа Лезюэр (1767-1827 гг.) –первый  незрячий ученик Гаюи, который до встречи с учителем занимался попрошайничеством, продолжает дело своего учителя. Франсуа оказался талантливым учеником и быстро усваивал знания. В.Гаюи учил мальчика читать, используя деревянные буквы, Франсуа овладел также счетом, игрой на рояле. Впоследствии Валентин Гаюи добивается приглашения продемонстрировать успехи своего подопечного в Версале, а затем и в Академии наук. Фрагмент шрифта Ф. ЛезюэраМонарх и члены академии по достоинству оценили успехи В. Гаюи и его ученика Лезюэра. Идея о возможности и необходимости обучения незрячих была воплощена в жизнь. При покровительстве короля в 1784г. в Париже была открыта первая школа для слепых. Лезюэр становится помощником Валентина Гаюи в обучении слепых детей и пытается видоизменить его шрифт. Так появился прямой латинский шрифт Лезюэра. Шрифт Лезюэра также, как и шрифт Гаюи,был рельефно – линейным и не годился для самостоятельного рельефного письма, а печатную продукцию  также можно было издавать лишь типографским способом. Достоинство шрифта Франсуа Лезюэра заключалось в том, что он убрал все украшения и выпрямил буквы, что значительно облегчило осязательное восприятие текста. Однако шрифт все равно требовал дальнейшего упрощения, либо видоизменения, так как не вполне соответствовал осязательным возможностям слепых. Такие попытки в дальнейшем предпринимались, в основном, тифлопедагогами различных европейских стран.

Совершенствования рельефных шрифтов для слепых шло по линии вытеснения рельефной линии рельефной точкой, наиболее удобной для осязательного восприятия слепых. Именно к такому  выводу пришел и австрийский тифлопедагог, директор Венского института слепых Иоганн Вильгельм Клейн (1756-1848 г.). Иоганн Клейн вносит огромный вклад в развитие тифлопедагогики, обогащает теорию и Фрагмент шрифта И.Клейна (1809г.)практику обучения незрячих разнообразными приемами и методами обучения. Помимо того, что он впервые в своем "Учебнике для занятий со слепыми" описал идею тренировки собак-поводырей, Клейн  для чтения и письма незрячих изобрел свою "игольчатую" рельефную систему. В процессе разработки шрифта Клейн опирался на существующий практический опыт Гаюи. Знаки "игольчатого" шрифта повторяли очертания букв латиницы, т. е. сохранили форму "унциала" Гаюи, однако изображались пунктирной линией. Каждая буква состояла из большого числа точек. В связи с этим некоторые исследователи считают, что изобретение Клейна является переходным этапом от рельефно-линейного шрифта к рельефно – точечному. 

Книги Клейна печатались тем же способом, что и книги Гаюи и Лезюэра. Однако и этот шрифт не полностью удовлетворял потребности людей с глубокими нарушениями зрения.

Не менее интересным является шрифт французского военного Никола Мари Шарля Барбье де ля Серр (1767–1841 гг.). Барбье был далек от нужд слепых, занимался изучением тайнописи, работая в военном ведомстве. В 1808г. Шарль де ля Серр, используя наработки иезуита Франсиско Лана, изобрел свою шифровальную рельефно-точечную систему для сохранения военных тайн и для чтения секретных донесений ночью. Поэтому шрифт Барбье был назван "письмо в темноте". Его знак состоял из двенадцати точек, расположенных в два столбика, по шесть в каждом. Также была разработана таблица, состоявшая из 36 звуков и звуковых сочетаний. Таблица имела шесть строк, на каждой из которых можно было записать по шесть звуков, букв. Первый столбик по количеству точек обозначал порядковую строку, второй — порядковый звук в строке.
                
Для письма Барбье предложил свой прибор - деревянную линейку с бороздками по всей длине, на Фрагмент шрифта Барбье (1821г.)которую накладывался лист, и подвижную металлическую скобу, крепившуюся сверху на лист и линейку. С помощью пуансона в бумаге проделывались выпуклые точки и создавались рельефно-точечные буквы.  Однако изобретение Барбье не пригодилось военным, и в 1821 году он представил свое изобретение воспитанникам Королевского института слепых, среди которых был двенадцатилетний Луи Брайль. В 1821-1822 гг. эта система была введена в Парижском институте слепых и изучалась параллельно с системами Гаюи и Лезюэра. Главным недостатком системы Барбье было то, что она была фонетической, т.е. слова писались так, как произносились, знаков препинания не было, ноты и математические знаки не могли записываться. Шрифт был сложным и громоздким. Знак состоял из большого числа точек и попадал под подушечку осязающего пальца не полностью,  поэтому скорость чтения такого шрифта была невысока, даже по сравнению со скоростью чтения рельефно-линейного шрифта.

Несмотря на имеющиеся недостатки, система Барбье используется в практике обучения слепых. Особое значение данной системы письма заключается в том, что изобретение Барбье натолкнуло юного Луи Брайля на мысль о создании своего уникального рельефно – точечного шрифта и прибора для письма, прототипом которого послужил прибор Барбье.
(Автор: Звоненко А 1 апреля 2010)

А теперь это выглядит так:









(Добавить комментарий)

Так они видят мир.
[info]pingback_bot@lj
2012-01-12 04:01 (ссылка)
User [info]hulilulu@lj referenced to your post from Так они видят мир. saying: [...] Оригинал взят у в Так они видят мир. [...]

(Ответить)