Руслан: Erstem, мы надеемся, что все-таки проблема репатриации черкесов на Кавказ к Олимпиаде будет решена, а геноцид черкесов будет признан как Россией, так и всем мировым сообществом. Что касается технической возможности организации живой мирно протестующей цепи, то эта возможность есть у черкесского народа, а не у Черкесского Конгресса. Если такое решение будет принято, все организации сделают все возможное.
°¹ ADIGA°¹: На сегодняшний день за кем может пойти черкесская молодежь? Кому ей доверять?
Руслан: Рустам, если брать систему лидерства в ее обычном понимании – то, на мой взгляд, такая система лидерства не подходит к нашему народу. Такого никогда не было в Черкесии. Именно в этом и была гарантия независимости страны, и преемственности ее самобытности.
Кто не верит, может назваться лидером в Черкесии – и посмотрим, что из этого выйдет))
Мне лично это слово претит. И даже когда пишут в СМИ «Лидер Черкесского Конгресса КБР» - у меня возникает внутренний протест. По необходимости, связанной с российским законодательством, мы в «Черкесском Конгрессе» КБР ввели слово «председатель». Однако работаем мы все вместе, решения принимаем коллегиально. Я бы предпочел слово «координатор» или как-то еще. Должно работать убеждение, обсуждение, а не указания.
На мой взгляд, у нас должно быть не лидерство человека, а лидерство идеи! На каждом этапе истории идея может быть своей, вытекающей из той ситуации, в которой находится наш народ на данном этапе.
К примеру, сейчас самой актуальной является задача воссоединения народа на исторической Родине, восстановления Черкесии, возрождения Хабзэ.
Исходя из этого, каждый черкес и должен действовать, в соответствии с Хабзэ, с принципом Шу закъуэ – не надо никого ждать, не надо дожидаться ничьих указаний. Надо действовать самому – делать все, что можешь. Это самый эффективный способ достижения цели, И конечно, координировать по возможности свои действия, чтобы действовать согласовано.
А сидеть и ждать, пока появится лидер – это путь, который никогда не был характерен для нашего народа.
Руслан: Аида, инициативы от самих стран ждать не нужно. Рассматривался вариант с Польшей, странами Балтии, Скандинавии, центральной Европы. Заинтересованность высказывали несколько стран, и с ними идет работа.
Руслан: Соломон. Вопрос геноцида черкесов - это не чисто историческая проблема, как это пытается представить некий Плиев из так называемой Южной Осетии. Черкесский вопрос это, прежде всего вопрос возвращения на родину изгнанного народа, на земле которого хотят провести Олимпиаду, но при этом не хотят вернуть на родину коренной народ этой земли. И народ оказался в изгнании в результате геноцида, совершенного Российским государством в 19 веке. Именно поэтому тематика Олимпиады настолько болезненна для черкесов во всем мире, и потому, что именно в Красной поляне, именно в 2014 году исполнится 150 лет со дня символического парада победы над Черкесией. Именно это - причина болезненной реакции черкесов во всем мире на Олимпиаду в Красной поляне. То есть дело обстоит совсем не так, как пытается уверить всех некий Плиев.
Руслан: Рашид, доверять надо только своему разуму. А поскольку идеальных людей нет, идти надо не за человеком, а за идеей.
Руслан: Рашид, самая активная черкесская диаспора – конечно американская, несмотря на ее малочисленность. Они сыграли основную роль в вопросе признания геноцида черкесов Грузией, они организаторы акций протеста у Русского дома на Олимпиаде в Ванкувере, локомотив и «генератор идей» в вопросе признания геноцида черкесов мировым сообществом. Последнее мероприятие - обсуждение геноцида черкесов в Аргентине, тоже их заслуга. Достаточно активны Хасы Германии, Израиля. В Турции, из того, что есть, мы надеемся на «Патриотов Черкесии». Остальные организации там носятся с непонятными идеями Горской республики, и никак не могут понять, кто такие черкесы.
Черкесы – это адыги и убыхи.
Евгении: Какие дальнейшие планы у Черкесского Конгресса?
Руслан: SPQR, попытка сохранения в России тоталитарной вертикали власти может закончиться ее развалом, как это случилось с Советским Союзом. Альтернативы демократизации просто не существует. По какому бы сценарию не развивалась ситуация, мы, черкесы должны быть готовы к любому развитию событий. Наша задача - восстановление Черкесии, и у нашего народа хватит для этого силы и воли. Черкесия всегда была доминирующей страной Кавказа, фактором его стабильности.
Руслан: SPQR, казаков и черкесов связывает общность происхождения - известно, что черкесы основали Запорожскую Сечь, и в культуре казаков долгое время сохранялись элементы черкесской материальной культуры, в поднепровских диалектах существует большое количество адыгизмов - слов, восходящих к черкесскому языку.
Да и вплоть до начала Русско-Черкесской войны Украина даже называлась Черкасией, что отражало роль черкесов в этногенезе украинцев. Запорожцы также оказывали героическое сопротивление Империи, и также были изгнаны, переселившись в Турцию. А остатки запорожцев были переселены на реку Псыж (Кубань) для войны против черкесов. Сегодня казаков пытаются опять использовать как военное сословие, но система казачества в том виде, в каком она существовала в Российской империи, возможна только при наличии имперского центра. Поэтому сегодня развитие казачества в этом направлении является тупиковым. Что касается будущих взаимоотношений с казаками, да и не только – со всеми народами, населяющими историческую Черкесию, мы просто обязаны будем найти общий язык, раз хотим построить свободное демократическое общество.
Дыщэнэ: Вопрос от SPQR: Давайте представим, Москва в силу каких-то причин пошла на объединение всех искусственно изолированных черкесских анклавов, это респ. Черкесия, либо скажем гипотетический Черкесо-Казацкий край. Вы назначены или выбраны главой. Каковы были бы Ваши первые шаги?
Руслан: SPQR, Я хочу сделать одну поправку: Черкесия - это необъединенные современные черкесские анклавы. Это территория исторической Черкесии - к северу от р. Дон от границы с Украиной (Тэн и щ1ыб) южная часть Ростовской области с г. Ростов-на-Дону, Краснодарский край, Ставропольский край, Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, а также территории Черкесии, переданные российской администрацией соседним народам и входящие сегодня в состав Чечни, Ингушетии, Северной Осетии, Абхазии (от р. Псоу до р. Бзыбь).
Я не претендую быть главой - у меня пока еще нет мании величия, и я надеюсь, что не будет. Но первые шаги - это репатриация диаспоры, изучение черкесского языка, строительство культурных центров Хабзэ.
а также демократизация общества, создание развитых институтов гражданского общества, максимальное снижение налогов, поддержка бизнеса, ликвидация всех паразитирующих на бизнесе государственных организаций, реформа полиции.
Заур: Скорее всего, признание геноцида не является вашей самоцелью, а чего именно Вы и "Черкесский конгресс" хотели бы добиться своей работой? Какова конечная цель?
Руслан: Заур, наша цель – восстановление нашей страны - Черкесии в ее исторических границах, и восстановление единства черкесского народа на Кавказе.
Руслан: Евгений, сформулировать национальную идею и создавать на нее основе сетевые организации. Это самый эффективный вид организаций, которые работают не под лидера, а под идею.
Заур: Уважаемые участники он-лайн конференции, благодарим вас за активное участие и за интересные и актуальные вопросы!
Объявляем завершение подачи вопросов!
Руслан: Тхьэм фигъэпсо, си гуапэт сынывдэпсалъэну. Ди лъэпкъым и къэк1уэныр махуэ Тхьэм ищ1. Адыгэ Хэкур зыф1эувэжауэ Тхьэм дигъэлъагъу. Ф1ык1э Тхьэм дызыхуигъазэ! Узыншэу фыщыт.
Аида: Тхьэм уигъэпсо, Руслъан. Япэ дыщызэхуэзэ ди Хэкур зэтеувэжауэ Тхьэм дызэхуигъазэ.
Adyghe (Rustam): Узыншэ ухъу, Руслъан. Тхьэр арэзы къыпхухъу! Тхьэм дыригъэфlакlуэ! Адыгэ Хэкур икlэщlыпlэкlэ нэрылъагъу Тхьэм ищl!
Евгении: Тхьэм уигъэпсо Руслъан! Уи мырадыф1хэр Тхьэшхуэм къуигъэхъул1э.
Заур: Иджырэ зэ Тхьэгъэпсэушхуэ бжызэ1э Руслъан, мы пщыхьэщхьэр къызэрыддэбгуэшамк1э!
Зэрыжып1ауэ, пщыхьэщхьэ дахэ тхуэхъуауэ солъытэ! Уи мурадхэр Тхьэм къыуигъэхъул1э! Иугъащ1э Адыгэ лъэпкъыр, Иугъащ1э Адыгэ Хэкур... Адыгэ Уей-Уей
* El *: Национальная идея, безусловно, нужна и важна, но и лидеры необходимы, чтобы нести эту идею в мир. И хотите вы не хотите... на данный момент вы лидер, а председатель и некто то еще. И не вижу необходимости этого стесняться. Чем больше эффективных образованных умных лидеров, тем крепче нация.