Деятельность ОУН-УПА, как она есть. Продолжение.
После установления контакта ОУН с полицией Безопасности, ГЕРАСИМОВСКИЙ с санкции Центрального «Провода» ОУН объехал все отряды УПА в Галиции, где обратил строгое внимание командиров отрядов на необходимость лойяльного отношения к немцам и чтобы был положен конец всем трениям и стычкам со стороны отдельных отрядов.
ГЕРАСИМОВСКИЙ при переговорах с немцами делал ссылку на, якобы, изданный Центральным «Проводом» ОУН по этому поводу приказ.
В результате этих мероприятий, как явствует из сообщений Полиции Безопасности, деятельность банд УПА против немецких интересов была сведена почти к нулю.
Об этом характерно свидетельствует доклад тайной Государственной Полиции – Гестапо гор. Тарнополя командиру Полиции Безопасности и СД Галиции доктору ВИТИСКА от 22 мая 1944 года.
«За отчетный период в местном служебном округе политическое положение заметно успокоилось, нападений на райхсдойче не было. Также прекратились убийства поляков. УПА издало распоряжение о прекращении нападений на райхсдойче. Это указание проводится теперь в жизнь…».
Из документов Полиции Безопасности и СД устанавливаются многочисленные факты, когда банды ОУН и УПА вступали в контакт с командованием различных немецких воинских частей, получали от них оружие и совместно вели борьбу с Красной Армией.
ххх
Заслуживает внимания … циркуляр «Об обращении с членами УПА», изданный 12.2.44г., так называемой боевой группой ПРЮЦМАННА :
«Начавшиеся в районе Деражни переговоры с руководителями националистической Украинской Повстанческой Армии продолжаются теперь также в районе Верба.
Договорились: члены УПА не будут нападать на немецкие воинские части. УПА посылает в настоящее время разведчиков, преимущественно девушек, на занятую врагом территорию и докладывает результаты 1-ц – ( представителю разведывательного отдела) боевой группы. Пленные красноармейцы, а также попавшие в плен лица, состоящие в советских бандах, будут доставлены представителю разведывательного отдела для допроса, а пришлый элемент будет передан боевой группе для направления на разные работы. Чтобы не мешать этому необходимому для нас сотрудничеству, приказывается:
1. Агентов УПА, которые имеют удостоверения за подписью некоего «капитана Феликса», или выдают себя за членов УПА, пропускать беспрепятственно, оружие оставлять им. По требованию агенты должны быть немедленно приведены к 1ц (представителю разведывательного отдела) боевой группы.
2. Части УПА при встрече с немецкими частями для опознания поднимают к лицу левую растопыренную руку, в таком случае они не будут атакованы, но это может случиться тогда, если с противоположной стороны будет открыт огонь.
3. Часто со стороны УПА имеются жалобы, что немецкие полицейские и армейские части проводят самовольные реквизиции, особенно птицы. В связи с этим указывается на приказ от 11.2.44 г., согласно которому, командиры единиц отвечают за прекращение реквизиций всякого рода.
Подписал: БРЕННЕР
Генерал-майор и СС – бригаденфюрер».
ххх
В изъятой нами докладной записке Разведывательного Отдела 4-й немецкой танковой армии от 22.5.1944 года «О положении банд в районе действия армии» отмечается, что: «…Войсковая группа «Украина-Север» ведет переговоры с областным руководством УПА и расценивает их, как перспективные.
Абверкоманда 202 уже достигла практического сотрудничества с УПА и получает агентурные сообщения секретных осведомителей и активистов, которые используются для боевых действий за вражеским фронтом» (с Абверкомандой 202 непосредственно сотрудничал Роман Шухевич – примечание наше).
ххх
В захваченном нами секретном наставлении «Поведение по отношению к УПА» Комиссариат Пограничной Полиции в гор. Дрогобыче от 26 мая 1944 г. также подчеркивает необходимость сотрудничества с УПА и использование для воинских нужд услуг, предоставляемых УПА.
В этом наставлении подчеркивается, что в случае необходимости разрешается поддержка и подкрепление банд УПА, находящихся в советском тылу.
Наряду с этим, имеющиеся в нашем расположении официальные документы Полиции Безопасности и СД, свидетельствуют также и о том, что члены ОУН и УПА в широких масштабах, повсеместно, использовались различными германскими разведывательными органами для шпионской и диверсионной работы в тылу Красной Армии.
19.4.44 года в гор. Львове состоялось информационное совещание руководителей Абверкоманд 101, 202 и 305 армейской группы «Юг» по обмену опытом разведвательной работы и использованию в этих целях членов УПА.
Из выступлений на этом совещании руководителей Абверкоманд следует сделать вывод, что основной базой немецкой разведки на территории Галиции являлись члены ОУН-УПА.
На совещании было единодушно констатировано, что немецкая агентура, забрасываемая в тыл Красной Армии из числа членов ОУН-УПА, успешно выполняла даваемые ей немцами задания, предоставляя весьма ценные разведывательные данные.
В этой части заслуживают внимания выступления руководителей Абверкоманд, судя по протоколу совещания, захваченного нами, а именно:
«1. Абверкоманда 101 (подполковник ЛИНДГАРТ)
Подполковник ЛИНДГАРТ раньше проводил свою агентурно-разведывательную деятельность главным образом через военнопленных. В результате быстрого продвижения русских, на сегодняшний день почти невозможно стало вербовать их для использования в немецких целях. Исходя из этого, ему остается единственная возможность использовать членов УПА. Для его разведывательной службы могут быть использованы годные к военной службе и решительные лица, которые в Галиции, как правило, объединены бандеровской группой и УПА. Без связи с УПА его агентурно-разведывательная деятельность была бы вообще невозможной. Представленный в его распоряжение со стороны военного сектора УПА материал исключительно обширен и в большей своей части годен для использования армией в военном отношении. Кроме того, в некоторых случаях соединения украинских банд УПА вместе с немецкой армией сражались против Красной Армии и большевистских партизан. Хотя соединения УПА имели большие потери, но на некоторых участках в критический момент они оказали немецкой армии услуги, которых нельзя недооценивать.
2. Абверкоманда 202 (подполковник ЗЕЛИГЕР)
Подполковник ЗЕЛИГЕР подобного мнения. Его задача – организация проведения подрывной работы за линией фронта, может быть выполнена только при помощи УПА. В районах, занятых русскими, УПА является единственным противником. Поэтому ее укрепление, путем снабжения УПА оружием и обучение соответствующего количества людей, лежит в интересах армии. Однако связь с отрядами за линией фронта может быть установлена только посредством частей, находящихся на немецкой территории. Поэтому он должен практически охватить членов УПА на территории Галиции и после обучения и вооружения их перебрасывать с самолетов на русскую сторону или же пропускать большие группы через фронтовые бреши. Для этого есть согласие берлинских инстанций. Он уже продолжительное время имеет связь через посредника с ШУХЕВИЧЕМ и уже получил несколько человек для обучения. Предложение ШУХЕВИЧА вооружить все отряды УПА Галиции и постепенно перебросить их на сторону русских, он из-за предосторожности не принял. Все же он, по договоренности с Берлином, в ближайшее время на участке фронта Делатин-Станислав, непосредственно на переднем крае обороны, вооружит около 100 человек и при помощи действующих там немецких частей перебросит их за линию фронта».
ШУХЕВИЧ Роман, о котором речь шла на совещании, является главнокомандующим УПА и членом Центрального «Провода» ОУН и практически его возглавляет» (примечание: выделено нами).