Настроение: | busy |
Музыка: | Alexei Aigi - Musique de funerailles |
ПОЛИТИКА ЭСТЕТИКИ. ЖАК РАНСЬЕР. Конспект.
Распределение чувственного: политика и эстетика
..Говорящее существо, согласно Аристотелю, есть политическое существо... раб, однако, понимает язык хозяев, но не владеет им. Платон:..ремесленники не могут нести ответственность за общественные элементы... потому что не имеют времени ни на что иное, кроме своей работы...должны быть где-то в другом месте...работа не будет ждать. Обладание какой-либо профессией, т.о. определяет способность/неспособность нести ответственность за общественное благо... определяет что есть видимо или нет в общем пространстве, облеченное общим языком и т.д. Имеет место эстетика в центре политики, которая не имеет ничего общего с обсуждением Бенджамином эстетизации политики специфичной для века масс... политика вращается вокруг того, что видно и о чем можно говорить, вокруг того, кто имеет способность видеть или талант говорить, вокруг свойств пространств и возможностей времени.
...на основе этой первичной эстетики можно задавать вопрос об эстетических практиках... художественные практики есть способы делания и производства которые вмешиваются в общее распределение способов делания и производства так же как и в отношения, которые они устанавливают со способами бытия и формами видимости...с платонической точки зрения, сцена, которая есть одновременно место общественной активности и выставочное место для фантазий, нарушает четкое разделение идентичностей, действий и пространств. Тоже справедливо и в отношении письма...Платон тем самым выделяет две главные модели, две основные формы существования и чувственной эффективности языка - писания и театра - ... структурно-образующие формы режима искусств вообще... однако, эти формы оказываются предрассудочно сцеплены с самого начала с определенным режимом политики, основанном на неопределенности идентичностей, делегитимизации положений речи, дерегуляризации распределения пространства и времени.
... три способа разрушения чувственного, которые структурируют способы которыми искусства понимаются сообществом: поверхность изображенных знаков, расколотая реальность театра, ритм танцующего хора... определяют формы, в которых произведения искусства или исполнения заняты в политике... когда Мадам Бовари и Воспитание чувств были опубликованы, они немедленно были признаны демократией в литературе, несмотря на аристократизм Флобера и его политический конформизм...из-за его решения изображать, а не учить.
...репродукция оптической глубины была привилегией истории. в Ренесанс, репродукция в трехмерном пространстве образовывала прибавочную стоимость картины и утверждением ее способности отражать акт живой речи, решающий момент акта и значения... противоположность Платонической деградации мимезиса, классическая поэтика репрезентации желала придать плоскости речь или жизнь, с глубиной, как проявлением действия, выражения внутренности, передачи смысла.
... была заложена основа для антирепрезентативной революции полотна плоской поверхностью страницы, в изменении в том как литературные образы функционируют или изменение дискурса картины, в том как печать, постеры и декор переплетались... тип живописи неудачно названный абстрактным, и который возвращен назад к своему собственному носителю завязан в в общем видении нового человека, поселившегося в новых структурах, окруженного другими объектами... его анти-репрезентационная чистота вложена в контекст, который непосредственно отдается политическому обозначиванию... этот контекст не есть революционная лихорадка, которая сделала Малевича... певцом новой формы жизни, не какой-то театральный идеал нового существа, который моментально скрепляет печатью альянс между революционными художниками и политикой. Он изначально в интерфейсе, созданным между различными носителями - поэмами и их печатью или иллюстрациями, между театром и его сценическим дизайнером или дизайнером постера, между декоративными объектами и поэмами... Этот интерфейс политичен в том, что он отбираетдвойную политику логики репрезентации... с триумфальной победой страницы романа над театральной сценой, эгалитарное сплетение образов и знаков на живопосных и печатных поверхностях, поднятие работы ремесленника до статуса великого искусства, и новое обещание принести искусство в декор каждой жизни, вся хорошо-упорядоченное распределение чувственного опыта было перевернуто.
..Политика разыгрывает себя в театральной парадигме как отношение между сценой и зрителем.. пример трагедии.. одновременно несет в себе, по Платону, синдром демократии и силу иллюзии. Изолирую мимезис в его собственном прострастве и включая трагедию в логике жанров, Аристотель переопределяет ее политичность... в классической системе репрезентации, трагическая сцена станет сценой видимости для упорядоченного мира, управляемого иерархией ее субъекта и адаптацией ситуаций и типов говорящих с этой иерархией... последние исследования открывают метаморфозы, через которые прошла Лабановская запись движения. Эта запись была создана в контексте благоприятном для освобождения тел и стала моделью больших нацистских демонстраций, прежде чем вернула себе в контексте исполнительского искусства анти-истэблишмента новую подрывную невинность. Объяснение Бенжамином через фатальную эстетизацию политики в эру масс не учитывает, возможно, длительную связь между единогласным консенсусом гражданства и экзальтацией свободного движения тел. В городе, враждебном театру и писанному закону, Платон рекомендует постоянно пеленать грудных младенцев.
..в этой перспективе возможно рассматривать политические действия художника, начиная с романтических литературных форм, направленных на дешифровку общества, символистскую поэтику снов, или дадаистское и конструктивистское исключение искусства, и продолжить до современных способов представления и инсталляции... критиковать большинство воображаемых историй о художественной современности и пустые дебаты об автономии искусства или его подчинение политике... искусства отдают проектам доминирования и эмансипации только то, что могу им дать, говоря простыми словами, то, что они имеют с ними общего: положения тел и движения, фунцкии речи, разграничивание видимого и невидимого. Более того. независимость, которую получает искусство, или подрывность, которую оно заявляет, зависит от политики на той же самой основе.