Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет bowin ([info]bowin)
@ 2005-02-04 17:28:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
К вопросу о параллелях в истории - если сопоставлять Царей Московских и Советских:
если фигуре Грозного со всей ясностью соответствует Коба-Джувигашвили, то Борис Годунов - это, очевидно, Михал Сергеич Горбачев
стоящий на сломе империи, желающий блага народного, а в итоге проклинаемый всем этим своим народом, и копеечку у царя никто не возьмет
Борис же Николаевич, понятно, это хитроумный Васька Шуйский, интриган и мастер подковерной борьбы, архитектор Смутных времен
Путин же не случайно ассоциирует себя с первыми Романовыми, с прекращением Смуты
иное дело, что России эти первые Романовы запомнились своей серостью и преходящестью; а вспомнить, сколько народных бунтов было при Тишайшем - так в 18 веке столько не наберется
и все равно, сотню лет пришлось ждать своего Петра, чтобы попробовал Россию сдернуть с обода Ордынской Московии; с возврашением на круги, как показал дальнейший ход событий


(Добавить комментарий)


[info]kozhev@lj
2005-02-04 11:40 (ссылка)
маму пополам! где эта смута? где иноземные армии в Москве? или хотя бы оные армии , окружающие Республику? прекращатель смуты...

можно упиваться имперскими амбициями сколько угодно, но Путин - просто вынужден играть эту роль.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bowin@lj
2005-02-04 12:01 (ссылка)
во-первых, бандитские 90-е, когда страну делили в основном ОПГ
во-вторых, желающих урвать кусок было и есть без всяких иноземных армий (да и не модно это, если есть другие способы)
в-третьих, Россия после смуты (и во время ее) империей считаться могла бы вряд ли
а вообще - ассоциирует не значит является

(Ответить) (Уровень выше)


[info]linguiste@lj
2005-02-04 11:47 (ссылка)
Ты забыл еще одного персонажа Лжедмитрия. Скорее уж тогда Ельцин - это Гришка, у которого все получилось, а ВВП - как раз интриган Шуйский, который конкурентов травил, пока самого не свели под белы руки олигархи.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bowin@lj
2005-02-04 11:57 (ссылка)
история покажет, конечно, более точную их роль :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kulichik@lj
2005-02-04 11:53 (ссылка)
а еще там были старообрядцы, которые в вертикаль не хотели встравиваться

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bowin@lj
2005-02-04 12:18 (ссылка)
и в итоге за 300 лет стали маргинальным явлением культуры
все зависит от того, чья вертикаль вертикалистее

(Ответить) (Уровень выше)

1: Грозный (немного оффтопик)
[info]ex_kolossal@lj
2005-03-16 20:40 (ссылка)
"Раздраканивание" истории по параллелям - дело весьма продуктивное, и я обеими руками "за". Только параллель Грозный~Сталин, несмотря на вроде бы общепризнанность, не катит. Точнее, в социальном аспекте общее есть, а вот в психологическом - практически ничего. Грозный был фантазёр-романтик, Сталин - 100%-ый практик (и довольно безблагодатный в смысле концептуальном). Настоящая параллель Грозному... братья Павловичи (Александр и Николай)! Если учесть, что Иван правил столько, сколько оба вместе взятые, то такое объединение допустимо. (Это, правда, не советские правители, поэтому и как бы оффтопик). Грозный был монахом на троне, как Александр 1-й, и рыцарем на троне, как Николай 1-й. Даже можно табличку нарисовать.
ИванАлександрНиколай крайняя религиозность; знаток Писаниякрайняя религиозность, не расставался с Библией бремя идеального православного государямиссия христианского монархамиссия поддержки христианских монарховпопытка организации союза христианских государейорганизатор Священного Союзаохранитель Священного Союзаопричнинавоенные поселенияжандармыедкий, остроумный харизматик харизматический монарх, герой многих анекдотоввёл Отечественную войну против КрымаОтечественная война 1812 г. международный жандарм: попытка подавления "лютеровской революции" в Ливонии подавление европейских революцийот Избранной Рады к самодержавиюот "избранной рады младореформаторов" к аракчеевщине создание параллельной церквинасаждение мистицизмакорпус жандармов - орган практического морального воздействияощущение вынужденности репрессий с государственно оформленным покаяниемпереход к аракчеевщине с личным покаяниемрепрессии против декабристов с нагнетанием атмосферы христианского смирения и верноподданничества
И т.д.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: 1: Грозный (немного оффтопик)
[info]bowin@lj
2005-03-17 12:25 (ссылка)
не совсем согласен. насколько я помню, военные поселения активно применялись все-таки Аракчеевым уже при Николае. И собственно переход к аракчеевщине случился в результате испытанного страха декабрьского переворота
параллели есть, но с Николаем 1 их больше, а у Александра как "прогрессивного монарха" их больше с отцом - Иваном 3?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: 1: Грозный (немного оффтопик)
[info]ex_kolossal@lj
2005-04-08 21:12 (ссылка)
Нет. ВП появились и начали распространяться именно во вторую половину царствования Александра.
Как раз сразу же при Николае Аракчеев потерял своё влияние (а в 1833-м вообще был уволен в отставку), а ВП существовали больше по инерции.
Думаю, Вы видите параллели Грозный~Николай больше потому, что нацелены на очевидную параллель "тирана" с "фельдфебелем". Но без параллели с именно с мистиком Александром Грозного нельзя адекватно понять.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: 1: Грозный (немного оффтопик)
[info]bowin@lj
2005-04-09 02:38 (ссылка)
я бы сказал так - Грозный в разные периоды своей долгой жизни и своего долгого правления был разный - т.е. у него был сильный мистический компонент, который его "равняет" с одним правителем, и сильный диктаторский, который "равняет" его с другими

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_kolossal@lj
2005-05-02 21:28 (ссылка)
Да нет. Я-то уверен, что в нём, конечно эти черты были одновременно.
А разделения внесены недалёкими историками по модели: "хороший" ранний Сталин — "плохой" поздний Сталин.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bowin@lj
2005-05-26 03:55 (ссылка)
были одновременно - возможно
но раскрывались постепенно
как есть, скажем, ранний и поздний Шолохов - две принципиально разных личности. А черты позднего были в раннем, и наоборот

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_kolossal@lj
2005-06-25 21:16 (ссылка)
Ну да. Но дело было, видимо, не в возрастных изменениях, а в вызовах времени.

(Ответить) (Уровень выше)

2: неполные параллели
[info]ex_kolossal@lj
2005-03-16 20:40 (ссылка)
Параллели Годунов/Горбачёв и Николай 2-й/Горбачёв кажутся очевидными, но хромают по очевидной причине: Годунов скорее всего, а Николай уж точно не были убеждёнными сторонниками разрушения вверенной им "империи зла", как Горбачёв; они действительно не справились с управлением и привели страну к смуте, тогда как Горбачёв сделал всё возможное, и выход событий из-под его контроля - дело вполне очевидное.
Есть одна совершенно неочевидная и тоже неполная параллель между Горбачёвым и... Екатериной "Великой"! Параллель полная в психологическом плане: "лучший немец года" и "лучшая немка столетия" совершенно сознательно занимались демонтажом системы и приведением страны к колониальному состоянию (именно после екатерининского правления Российскую империю можно было в полной мере считать полуколонией). И отсутствует в государственном плане: эпоха Екатерины (к сожалению) осталась в памяти победами в (агрессивных) войнах, да и, несмотря на определённый александровский разброд, разрушения государственности после неё не произошло.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: 2: неполные параллели
[info]bowin@lj
2005-03-17 12:29 (ссылка)
насчет Горбачева и Е2 - действительно, скорее психология. Лучшие немцы и прогрессивные монархи, ведущие переписку с лучшими умами столетия... Только Е2 вела ее на троне, а Горби из Горбачев-фонда...

м-да. А разброд и шатание в умах, фаворитизм узких групп и закрытость власти - равняют Путина с Николаем 2, последним монархом?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: 2: неполные параллели
[info]ex_kolossal@lj
2005-04-08 21:13 (ссылка)
Посмотрим, чем кончит Путин... ((=:]

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: 2: неполные параллели
[info]bowin@lj
2005-04-09 02:35 (ссылка)
да, чтобы выстраивать параллели с современностью, недостаточно данных :)

(Ответить) (Уровень выше)

3: ещё параллель
[info]ex_kolossal@lj
2005-03-16 20:41 (ссылка)
А вот есть ещё одна интересная параллель: Алексей Тишайший/Хрущёв.
Первый с большой вероятностью, а второй несомненно, - оба были сознательными "демонтёрами" системы, маскировавшимися под "ревнителей благочестия".
процессТишайшийКукурузник насаждение комплекса национальной виныреабилитация митр. Филиппа и жертв опричниныразоблачение "преступлений Сталина" и реабилитация "жертв политических репрессий" атака на комплекс мирового авангардацерковный раскол22-й съезд КПСС практика массовых заимствованийнеофициальная политика заимствований с Запада под вывеской "экспериментов"неофициальная политика заимствований с Запада под вывеской "экспериментов" идеологическая маскировкатишайше-благочестивыйправоверный коммунист личная маскировка"живой такой, всем интересуется""живой такой, всем интересуется" практика индивидуальных репрессий"вспыльчивый характер""вспыльчивый, непредсказуемый характер", "волюнтарист"

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: 3: ещё параллель
[info]bowin@lj
2005-03-17 12:23 (ссылка)
отлично! можно еще предположить, что это закономерная фигура после смут и годов репрессий?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: 3: ещё параллель
[info]ex_kolossal@lj
2005-04-08 21:13 (ссылка)
Да что Вы: Тишайший воцарился-то в 1645-м, через сколько десятилетий после смуты (и тем более репрессий, который остались в прошлом столетии)!
Это просто аберрация расстояния, обычная при рассматривании дальних событий.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: 3: ещё параллель
[info]bowin@lj
2005-04-09 02:36 (ссылка)
да, конечно же, Михаил был на троне довольно долго. Дату знал, но не соотнес :)

(Ответить) (Уровень выше)