Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет bowin ([info]bowin)
@ 2006-03-10 00:01:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Источник мистического наслаждения
Давно известно, что между сексом и мистическими переживаниями существует определенная связь. Сексуальные переживания считаются "низшим" проявлением наслаждения, тогда как при сексуальном воздержании (и определенной "сублимации") можно начать испытывать более тонкие и более продолжительные наслаждения. Именно поэтому монастырские практики часто (не всегда и не во всех религиях) предполагают целибат. Иными словами, существует "градация" наслаждения, обязательно требующая "возгонки".

Мне кажется, я вскрыл наконец эту мучившую меня головоломку. Сложил еще один элемент паззла. Впрочем, не судите строго - не нейрофизиолог, хотя изложенную ниже гипотезу и хотелось бы проверить в контроллируемом эксперименте.

Посмотрим на механизм удовольствия. Действия, требующие подкрепления и важные для поддержания жизни (напр. еда), активируют циркуляцию специальных нервных клеток, производящих и регулирующих удовольствие. Одна важнейшая группа таких клеток, которая использует химический медиатор дофамин, находится на самом верху ствола головного мозга в вентрально-тегментальной области. Эти дофаминсодержащие нейроны передают сообщения об удовольствии через свои нервные волокна нервным клеткам лимбической системы, одной из структур лимбической системы, называемой nucleus accumbens. Другие волокна достигают определенной части лобной области коры головного мозга. Итак, круг циркуляции удовольствия, известный как мезолимбическая дофаминовая система, охватывает жизненно-ориентированный ствол головного мозга, эмоциональную часть лимбической системы и лобную область коры головного мозга.

Сексуальный оргазм обуславливается функцией симпатической нервной системы. В случае оргазма повышенная концентрация дофамина высвобождает гормон стресса эпинэфрин и гормон удовольствия норэпинэфрин. При достаточной интенсивности стимулирующих сигналов, достигающих мозга, гипофиз высвобождает сначала гормон оргазма окситоцин, а потом ингибирующий оргазм гормон пролактин, после того, как концентрация дофамина снижается.

"Блаженство", испытываемое нами в определенных "возвышенных" состояниях - несомненно физиологической природы. Схожие ощущения можно испытать принудительно с помощью определенных групп веществ – например, амфетаминов или психоделиков триптаминовой группы. Физиологический механизм действия метамфетамина или «экстази» основан на том, что он химически очень схож с дофамином и норэпинэфрином. Аналогичным образом, механизм действия ЛСД тоже связан с дофаминовыми рецепторами. Похоже, что дофамин и норэпинэфрин – два ключевых нейромедиатора, связанных с «экстатическими» переживаниями.

Соответственно, можно предположить, что медитативные состояния целенаправленно, а молитвенный экстаз спонтанно, могут активировать повышенное производство дофамина и норэпинэфрина в головном мозге. Регулярная половая жизнь, во-первых, снижает запас этих гормонов, а во-вторых, обучает мозг получать их только в процессе сексуальной активности. Далее, оргазм оказывается «толстым» или «низменным» удовольствием потому, что большая порция гормонов удовольствия высвобождается единовременно, а далее (естественно!) следует расплата в виде слегка ухудшившегося настроения: omnis animales post coitum triste sunt, «после совокупления всякое животное грустно». Аналогично, многие люди, пользующие ЛСД и псилоцибин, отмечают схожий эффект "отхода", сопровождающийся депрессией. Медитативная практика дает более «тонкое» удовольствие ровно потому, что организм обучается производить дофамин и норэпинэфрин в меньших количествах, но длительно. Кстати, вполне возможно, что техника «отложенного оргазма» (или «оргазменного плато»), известная практикам даосских сексуальных техник, соответствует спонтанному входу в режим повышенного производства гормонов удовольствия.

Теперь вопрос. Мы же не предполагаем божественного вмешательства каждый раз, когда испытываем оргазм? Мы понимаем, что это результат акта между нами и партнером, но одновременно реакция нашего, именно нашего, и ничьего больше, организма.

Почему же мы предполагаем божественное вмешательство, если переживаем молитвенный экстаз или наслаждаемся глубокой медитацией?


(Добавить комментарий)


[info]sciuro@lj
2006-03-09 18:28 (ссылка)
Только все-таки "omnis animales post coitum triste sunt"; а то у Вас фигня какая-то получилась - особенно если учесть, что anima и animalis - совершенно разные вещи :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bowin@lj
2006-03-09 18:36 (ссылка)
прощения просим, не местные мы. благодарствуем зело за поправления.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bowin@lj
2006-03-09 18:39 (ссылка)
да, перечитал исходную фразу - похоже, кто-то переводил "в лоб" из остатков позабытой институтской латыни. вот и верь этому интернету проклятущему, пишут всякую ерундень!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sciuro@lj
2006-03-09 18:45 (ссылка)
Нет, ну в воздухе, конечно, тоже грусть иногда чувствуется, что есть, то есть...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bowin@lj
2006-03-09 18:53 (ссылка)
после совокупления в воздухе чувствовалась грусть?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sciuro@lj
2006-03-09 19:00 (ссылка)
Ну, если несколько вольно перевести исходный вариант... даже не в воздухе - в эфире :)))))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bowin@lj
2006-03-09 19:07 (ссылка)
какие мы тут с вами себе вольности позволяем, даже забавно :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sciuro@lj
2006-03-09 19:14 (ссылка)
О нет, это не мы - это неизвестный горе-переводчик; мы с Вами обсуждаем исключительно филологический аспект, не так ли?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bowin@lj
2006-03-09 19:44 (ссылка)
между Москвой и Нью-Йорком повисла многозначительная пауза :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]killarbee@lj
2006-03-09 20:03 (ссылка)
omnis animales post coitum triste sunt
насколько я помню, речь шла о самцах, но не самках, потому что теряя эякулят, самцы теряют те самые гормоны, тогда как самки в большинстве случаев остаются при своем ;)
а во-вторых, даосские практики, удлиняя половой акт, делают удовольствие раза в два меньше по силе. зато эти удовольствия можно испытывать чаще.

а вопрос отвечается просто - секс - касается тела, здесь греховодство одно (согласно христианской традиции, в рамках которой, как я понимаю, вы оперируете), когда же те же переживания-выделения гормонов достигаются посредством работы души, то тут у нас сразу божественное появляется, потому что греха избежали. ;)))
аминь ;)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bowin@lj
2006-03-10 11:32 (ссылка)
а. "те самые гормоны" не в эякуляте содержатся. так что вряд ли

б. даосские практики, удлиняя половой акт, делают удовольствие раза в два меньше по силе. зато эти удовольствия можно испытывать чаще.
совершенно верно. еще одно подтверждение моего тезиса

в. здесь не только "христианская традиция", но и иудаизм, и тантра правой руки, и буддизм в некоторых версиях, напр. гелуг

(Ответить) (Уровень выше)


[info]abax@lj
2006-03-09 20:03 (ссылка)
а мы предполагаем? я не специалист, но, насколько мне известно, православная (и, в общем, другие тоже) традиции учат относиться к "экстазам" весьма осторожно.

Мне кажется, что все способы изменения сознания (включая оргазм) в смысле достижения каких-то (положительных) "духовных" результатов стоят друг с другом рядом - т.е. могут способствовать, а могут и не. Просто во время секса думать о Боге довольно сложно и вряд ли полезно... а во время молитвы - значительно проще :) А экстаз - весьма неоднозначный фактор, в частности - соблазн перепутать истинное с приятным.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bowin@lj
2006-03-10 11:38 (ссылка)
в православной традиции - не все так просто. мэйнстримное православие оставляет это удовольствие монашествующим и удалившимся в пустыню. сектантское православие считает экстаз очень важной частью религиозного переживания. про католичество и говорить нечего. там экстаз - привилегия действительно "причастившихся" Духа Святого.

и в других религиях (ислам, иудаизм, индуизм) значение экстаза как ключевого религиозного переживания (прямого присутствия Бога, по сути) очень велико.

так что - не уверен насчет "осторожно".

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lnvp@lj
2006-03-10 04:13 (ссылка)
Дофамин активно изучают последнее время, по-моему. Я недавно читал забавную книжку Satisfaction: The Science of Finding True Fulfillment (http://www.amazon.com/gp/product/080507600X/qid=1141974135/sr=1-1/ref=sr_1_1/103-9663221-7292636?s=books&v=glance&n=283155); по воспоминаниям о том, что там написано - дофамин выделяется для "ресета", активизирующей встряски нервной ситсемы, приведение её в состояние боевой готовности. По-моему, там складывался такой рецепт достижения "чувства глубокого удовлетворения": предчувствие трудностей - "мандраж" (выделяется кортизол, стимулирующий надпоченики на выделение адреналина, норадреналина); преодоление препятствия - получение порции новых ощущений - важную роль играет стриатум, довольно глубинный отдел мозга, который фильтрует новые ощущения от обкатанных - и, наконец, даёт сигнал на выделение дофамина, дающего своеобразный high интенсивного, сфокусированного переживания (bullet time :^) )

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bowin@lj
2006-03-10 11:29 (ссылка)
вообще, эти нейромедиаторы нам еще покажут "двери восприятия"

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-03-10 04:13 (ссылка)
Получив молотком по лбу, мы можем наблюдать в глазах искры. Отчего же, видя фейерверк, мы не ищем ударивший в лоб молоток?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bowin@lj
2006-03-10 06:25 (ссылка)
есть существенная разница. в одном случае мы чувствуем резкий тычок в лоб и боль от удара. в другом только искры в визуальном поле.
если мы идем по какому-то делу в сарай, и вдруг происходит тычок в лоб, нам очень больно и в глазах у нас искры - вероятно, нам следует искать если не молоток, то грабли, на которые мы в очередной раз наступили.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]z_u_m_a@lj
2006-03-10 05:08 (ссылка)
вот ведь. какая обыденность. гормоны, вещества. а любовь где, где любоф, спрашиваю?
отречение так соблазнительно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]z_u_m_a@lj
2006-03-10 05:09 (ссылка)
хо, мне нравится тэг)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bowin@lj
2006-03-10 11:33 (ссылка)
ото ж

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bowin@lj
2006-03-10 11:25 (ссылка)
любоф - на другом онтологическом уровне :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_kosilova@lj
2006-03-10 05:47 (ссылка)
Сексуальный оргазм обуславливается функцией симпатической нервной системы. В случае оргазма повышенная концентрация дофамина высвобождает гормон стресса эпинэфрин и гормон удовольствия норэпинэфрин. При достаточной интенсивности стимулирующих сигналов, достигающих мозга, гипофиз высвобождает сначала гормон оргазма окситоцин, а потом ингибирующий оргазм гормон пролактин, после того, как концентрация дофамина снижается.
Это, выражаясь на мягком албанском, БОЯН

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bowin@lj
2006-03-10 06:23 (ссылка)
разумеется. а эта часть и не предполагала никаких откровений. вы, например, знаете физиологический механизм, а кому-то надо и пояснить.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]its_probably_me@lj
2006-03-10 08:55 (ссылка)
Ну почему же - не предполагаем. Я сейчас не процитирую, но есть множество поэтически-возвышенных описаний. Из которых вспоминается только не совсем подходящая к моменту "маленькая смерть".

Кроме того, медитация - это тоже реакция именно нашего организма. Не могу сказать за молитвенный экстаз, но подозреваю что для достижения экстаза тоже надо приложить определенные усилия.

Но, опять таки, все упирается в восприятие. С точки зрения буддизма, где всякий человек - потенциальный просвтленный - все проще. По поводу христианства - разве что могу вспомнить "Царство Божие внутри вас есть".

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bowin@lj
2006-03-10 11:44 (ссылка)
а кроме поэтически-возвышенных - есть еще тантра левой руки и сексуальная магия Алистера Кроули

медитация, несомненно, не совсем "реакция" - это поведение, вызывающее определенные физиологические и нейрофизиологические процессы (медитация относится к этим реакциям, как секс к получению удовольствия и оргазму)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]its_probably_me@lj
2006-03-10 14:34 (ссылка)
Да, есть еще карецца, Камасутра и Ксавьера Холан. :)

Медитация, как по моему, включает в себя и поведение и процессы (реакции).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bowin@lj
2006-03-11 20:21 (ссылка)
йес оф кос

(Ответить) (Уровень выше)