cema - Мой товарищ, в предсмертной агонии... [entries|archive|friends|userinfo]
cema

[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Мой товарищ, в предсмертной агонии... [Mar. 5th, 2005|08:18 pm]
Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
Оказывается, найден автор этого стихотворения.

У нас на Брянском в ходу были две безымянные строфы, поражавшие своей беспощадной правдой об окопной повседневности, об остром ощущении ежеминутного гибельного риска, неотделимого от понятия воинского долга. Вслушаемся в эти суровые строки, выплеснувшиеся из многострадальной, но мужественной души:

Мой товарищ, в смертельной агонии
Не зови понапрасну друзей,
Дай-ка лучше погрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей.

Ты не плачь, не стони, ты не маленький,
Ты не ранен, ты просто убит.
Дай на память сниму с тебя валенки,
Мне ещё наступать предстоит.


Восьмистишие это могло поначалу шокировать, даже показаться циничным. Но людям, все время пребывавшим в зоне огня, эти строки были понятны. В них присутствовала необоримая истина.

Естественно, о публикации таких стихов тогда не могло быть и речи. Это понимал их автор, отнюдь не стремившийся обнародовать свое имя. Но, возможно, и против его воли, сочиненное им пошло, как говорится, по кругу. Самиздат существовал и в дни войны.

Впервые эти строки увидели свет много лет спустя. Василий Гроссман привел их в своем романе «Жизнь и судьба», чья трагическая участь общеизвестна.

Сама эта книга тоже являла момент грозной истины. Первое издание романа появилось на Западе. Но автор восьмистишия по-прежнему оставался неизвестным, ибо Гроссман при написании книги, естественно, тоже его не знал. А одиозные строки Василий Семенович услышал на сталинградском фронте. Значит, они были известны и там, как и на других участках великой битвы.

В 1988 году Евтушенко печатал в «Огоньке» с продолжением, составленную им поэтическую антологию «Муза XX века». В одном из номеров он опубликовал бродячий фронтовой шедевр, сообщив, что, по слухам, легендарные строки были найдены в планшете лейтенанта, павшего в бою. Имя автора всё еще оставалось загадкой. Составитель антологии высказал мнение, что стихи эти гениальны. Год спустя, в начале «перестройки» роман Гроссмана был, наконец, издан на родине. Безымянные стихи в третий раз увидели свет, обретя множество новых читателей.



И вдруг все прояснилось. В журнале «Столица» известный критик и литературовед, участник войны Л. Лазарев напечатал короткое эссе под названием: «Так бывает только в жизни». Воспользуемся выдержками из этой публикации: «Много лет назад Виктор Некрасов пригласил меня в Киев — отпраздновать десятилетие Дня Победы. Большая компания фронтовиков, душой которой был Некрасов, собралась 9 мая в корпункте «Литературной газеты». Компания довольно пестрая, не только писатели и журналисты, но и кинорежиссер-документалист, врач, архитектор… В воспоминаниях о Некрасове, опубликованных в 1990 году в «огоньковской» книжице я описал эту пирушку, вспомнив и молодого хирурга, фамилию которого мне или не сказали, или я запамятовал. Однако вскоре от него — он узнал себя — пришло письмо и его воспоминания о Некрасове. Как ни странно, моя книжечка дошла до Израиля, куда он уехал в 1977 году.

Одновременно журнал «Вопросы литературы», где я работаю, напечатал заметку смоленского литературоведа В. Баевского; он установил, кто автор одного знаменитого, долгие годы бытовавшего в литературной среде военного стихотворения: «Мой товарищ, в смертельной агонии…»

Так вот оказалось, что тот киевский хирург, с которым я праздновал День Победы в компании Некрасова и автор легендарного стихотворения — один и тот же человек. Зовут его Ион Лазаревич Деген. Как здесь не скажешь, что жизнь — плохой сценарист, она создает самые неожиданные, совершенно неправдоподобные ассоциации».



Деген шестнадцатилетним подростком ушел добровольцем на фронт, стал танкистом, не раз был тяжело ранен, горел в танке. На войне стал писать стихи. Но после победы, оказавшись двадцатилетним инвалидом, предпочел поэзии медицину. Видимо, искусство и самоотверженность врачей, спасавших ему жизнь, оказали влияние на выбор дальнейшей судьбы. К тому же, его попытки опубликовать написанное на фронте кончались неизменной неудачей. Редакторы обвиняли его в «очернительстве» и «дегероизации».

Журнал «Столица» опубликовал и давний портрет Дегена. Открытое юношеское лицо, танкистский шлем. Под фотографией дата — лето 1944 года, 3-й Белорусский фронт.

Деген — человек скромный. Гением себя отнюдь не считает. Больше того, к литературе долго не возвращался. Сейчас, на склоне лет, стал писать короткие новеллы и воспоминания. Но основное занятие — травматолог-ортопед. Доктор медицинских наук, профессор. Одно время был вице-президентом израильского Совета ветеранов Отечественной войны.

Сейчас он по праву может найти своё имя не только в медицинской энциклопедии, но и в любой поэтической антологии.



…Когда этот мой очерк был опубликован в одной из московских газет, Деген прислал мне свой сборник, вышедший в Израиле, «Стихи из планшета». Издана книга по настоянию друзей, сам Деген по скромности на это не решался.

Сейчас мы с ним дружески переписываемся.


Предыдущее о том же: раз, два.

Update 2009/01/08. У Миши Мазеля.
LinkLeave a comment

Comments:
[User Picture]
From:[info]ge_m@lj
Date:March 5th, 2005 - 11:42 pm
(Link)
Спасибо, интересно очень.
И, вроде, жив до сих пор.
[User Picture]
From:[info]cema@lj
Date:March 6th, 2005 - 01:05 am
(Link)
А что случилось с журналом «Вестник»? Неужели он кончился?
[User Picture]
From:[info]russhatter@lj
Date:March 6th, 2005 - 04:24 am
(Link)
Нет. Издается в Балтиморе нашими семейными друзьями.
[User Picture]
From:[info]cema@lj
Date:March 6th, 2005 - 01:21 pm
(Link)
А почему на сети доступен архив только до сентября? У них проблема с сайтом?
[User Picture]
From:[info]russhatter@lj
Date:March 6th, 2005 - 02:03 pm
(Link)
Организационые проблемы. Но журнал печатается и распространяется по подписке.
[User Picture]
From:[info]cema@lj
Date:March 6th, 2005 - 03:21 pm
(Link)
В DC он много где. А в Бостоне его как достать? Одно из немногих непротивных местных русскоязычных изданий.
[User Picture]
From:[info]russhatter@lj
Date:March 6th, 2005 - 04:06 pm
(Link)
Я уж не знаю. Напиши, позвони. Можешь подписаться, они в основном сейчас по подписке работают. Я его в Бостоне тоже не видел.
А обновляют сайт - редко. Но, думаю, обновят.
[User Picture]
From:[info]cema@lj
Date:March 6th, 2005 - 05:49 pm
(Link)
Да, пожалуй, напишу.
[User Picture]
From:[info]suku_vse@lj
Date:March 10th, 2005 - 05:56 am
(Link)
Ага, и я фанатею. Правда, они один раз премэрзко наехали на мусульман, но ах .... кто ж сейчас ....

Даже хотела им написать, но обломилась.
[User Picture]
From:[info]cema@lj
Date:March 10th, 2005 - 06:29 am
(Link)
Ну не бывает так, чтобы со всем целиком удалось согласиться. Даже instapundit. :-)
From:(Anonymous)
Date:March 5th, 2005 - 11:46 pm

(Link)
Спасибо! Очень интересная информация в статье.
From:[info]dimrub@lj
Date:March 6th, 2005 - 02:10 am
(Link)
В 1988 году Евтушенко печатал в «Огоньке» с продолжением, составленную им поэтическую антологию «Муза XX века». В одном из номеров он опубликовал бродячий фронтовой шедевр, сообщив, что, по слухам, легендарные строки были найдены в планшете лейтенанта, павшего в бою.

Офигеть! Я в том Огоньке это стихотворение видел - и запомнил навсегда!
[User Picture]
From:[info]cema@lj
Date:March 6th, 2005 - 01:22 pm
(Link)
А я у Эренбурга.
[User Picture]
From:[info]tambov@lj
Date:March 6th, 2005 - 09:05 am

мой товарищ и с любимыми

(Link)
вообще такие вещи надо печатать как можно шире
кажется, я всё это знаю "с раньшего" времени

а про эти вот стихи прочла недавно у б.сарнова в книге"скуки не было"
[User Picture]
From:[info]cema@lj
Date:March 6th, 2005 - 01:23 pm

Re: мой товарищ и с любимыми

(Link)
Вообще да. Но как "моего товарища" преподавать в школе, например?
[User Picture]
From:[info]tambov@lj
Date:March 6th, 2005 - 02:52 pm

а что такое?

(Link)
в школе можно всё преподавать
достоевский - что, проще?

я лично говорю обо всём
аукается потом так или иначе
за 30 с лишним лет проверено
[User Picture]
From:[info]cema@lj
Date:March 6th, 2005 - 03:25 pm
(Link)
Я не считаю, что Достоевского следует преподавать в школе.

Дело в том, что Ваши коллеги могут засушить любую книжку. Вопрос, конечно, спорный, поскольку что-то ведь преподавать надо.
[User Picture]
From:[info]tambov@lj
Date:March 6th, 2005 - 03:42 pm

вопрос не спорный

(Link)
мои коллеги вот как раз и стоят на фронтовых рубежах
в то время как некоторые... не засушивают и не замокряют
а просто смотрят со стороны
и треплются
а потом будут стенать
да поздно уже будет

кто бы за нас сделал всё...
[User Picture]
From:[info]tambov@lj
Date:March 6th, 2005 - 03:43 pm

Re: вопрос не спорный

(Link)
б.слуцкого на вас нет!
[User Picture]
From:[info]cema@lj
Date:March 6th, 2005 - 05:51 pm

Re: вопрос не спорный

(Link)
Вот как раз Слуцкого учить можно.
[User Picture]
From:[info]cema@lj
Date:March 6th, 2005 - 05:50 pm
(Link)
Своих детей учить дело одно, чужих другое, а в рамках школьной программы совсем другое.
[User Picture]
From:[info]tambov@lj
Date:March 6th, 2005 - 02:54 pm

и ещё

(Link)
ритм какой-то знакомый
не могу вспомнить
[User Picture]
From:[info]cema@lj
Date:March 6th, 2005 - 03:25 pm
(Link)
Из романса какого-нибудь?
[User Picture]
From:[info]tambov@lj
Date:March 6th, 2005 - 03:30 pm
(Link)
нет
из стихотворения
[User Picture]
From:[info]vadim_i_z@lj
Date:March 6th, 2005 - 04:13 pm

Re: и ещё

(Link)
"Прощание славянки".
[User Picture]
From:[info]tambov@lj
Date:March 6th, 2005 - 04:27 pm

Re: и ещё

(Link)
нет
не песня
стихи именно
[User Picture]
From:[info]tambov@lj
Date:March 6th, 2005 - 04:31 pm

Re: и ещё

(Link)
вспомнила
"сестра милосердия" о.митяева
одна из самых любимых песен у него

но это такая песня-стихи
[User Picture]
From:[info]cema@lj
Date:March 6th, 2005 - 05:53 pm
(Link)
Митяева я совсем плохо знаю. Из бардов люблю классиков и Ивасей.

[User Picture]
From:[info]ada22@lj
Date:January 9th, 2009 - 01:03 am

Рукописи не горят

(Link)
и имя автора всплывает...
[User Picture]
From:[info]cema@lj
Date:January 9th, 2009 - 01:19 am

Re: Рукописи не горят

(Link)
Хорошо, что он жив. Хотя, конечно, уже стар.