Советский суд о Подрабинеке
Хроника текущих событий №50
лето 1978 года
Александр ПОДРАБИНЕК был арестован 14 мая 1978 года, накануне начала суда над Юрием ОРЛОВЫМ, на квартире своих друзей. Арест сопровождался обыском. А.ПОДРАБИНЕКА поместили в следственный изолятор МВД на ул. Матросская Тишина.
Александр Пинхосович ПОДРАБИНЕК родился в 1953г. в г. Электросталь Московской области. В 1970г., по окончании средней школы, он поступил в медицинский институт, но после 1 курса ушел из него. В 1974г. А.ПОДРАБИНЕК окончил фельдшерское училище. В 1974-77гг. он работал в "Скорой помощи", перед арестом несколько месяцев работал медбратом в больнице. А.ПОДРАБИНЕК - один из организаторов Рабочей комиссии по расследованию использования психиатрии в политических целях
На следующий день после ареста по его делу было проведено еще 4 обыска - у Татьяны ВЕЛИКАНОВОЙ, у члена Московской группы "Хельсинки" Татьяны ОСИПОВОЙ, у члена Рабочей комиссии Вячеслава БАХМИНА и у Леонарда ТЕРНОВСКОГО. Дело против А.ПОДРАБИНЕКА, как стало известно после его ареста, было возбуждено Московской областной прокуратурой по ст.190-1 УК РСФСР в конце декабря 1977г. (В те же дни был арестован брат Александра Кирилл ПОДРАБИНЕК - Хр.48.) Следователь - В.М.ГУЖЕНКОВ. Вскоре после ареста ГУЖЕНКОВ сказал, что обвинение А.ПОДРАБИНЕКА связано только с его книгой "Карательная медицина".
15 августа выездная сессия Московского областного суда под председательством заместителя председателя Московского облсуда Р.В.НАЗАРОВА рассмотрела в г. Электросталь (Ногинский р-н Московской области) дело Александра ПОДРАБИНЕКА, обвинявшегося по ст.190-1 УК РСФСР. Обвинителем на суде выступил зам. прокурора Московской области СУВОРОВ, защитником был адвокат ШАЛЬМАН. Суд начался в 9 час. утра, но уже с 6 час. часть здания, в которой находится суд, была окружена цепью милиционеров и людей в штатском. Друзьям ПОДРАБИНЕКА, приехавшим за полчаса до начала процесса, сказали, что мест нет. "Мы уже заполнили зал, чтобы сохранить порядок", - заявил с провинциальной откровенностью молодой милиционер. Накануне В.БАХМИН обратился к судье НАЗАРОВУ с просьбой, чтобы его, как доверенное лицо подсудимого, пустили в зал суда. НАЗАРОВ выразил недоумение: это - обычное уголовное дело, присутствовать может кто угодно. Однако на следующий день самому НАЗАРОВУ пришлось стоять перед охраной под дождем и искать в портфеле удостоверение, пока выбежавший "в штатском" не провел его через оцепление. За несколько минут до начала процесса в зал пропустили отца подсудимого П.А.ПОДРАБИНЕКА с женой (в середине дня она ушла, чтобы покормить ребенка, и больше в зал ее не пустили). Больше никого из родных и друзей А.ПОДРАБИНЕКА в зал суда не пропустили. В 10 час. 30 мин. друзья ПОДРАБИНЕКА позвонили с почты, которая находится в том же здании, что и суд, в Москву - после этого связь с Москвой прекратилась.
В начале заседания А.ПОДРАБИНЕК обратился к суду с рядом ходатайств. Каждое из ходатайств А.ПОДРАБИНЕК мотивировал, почти все ходатайства поддержал адвокат. Суд отклонил все ходатайства. Затем А.ПОДРАБИНЕК сказал, что он отказывается от адвоката ШАЛЬМАНА и будет защищать себя сам. После некоторых препирательств суд удовлетворил это ходатайство. Далее А.ПОДРАБИНЕК заявил, что в судебном заседании не соблюдены ст.18 ("Гласность судебного разбирательства") и ст.20 ("Всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела") УПК РСФСР; прокурор и члены суда приверженны коммунистической идеологии и вынуждены выполнять задания партии, чтобы не потерять работу; таким образом, они - люди, заинтересованные в данном деле. На этом основании А.ПОДРАБИНЕК дал отвод всему составу суда. Суд отклонил отвод. Тогда А.ПОДРАБИНЕК сделал следующее заявление:
Я не желаю иллюзии правосудия. Адвокат на самом деле лишен возможности защищать меня, и по этой причине я отклонил его в суде как своего защитника. Более того, с этого момента я и сам не принимаю участия в суде. В такого рода спектаклях я не участвую. У меня нет артистических способностей, и поэтому даже в роли статиста участвовать в этом спектакле я не буду. Требую, чтобы меня вывели из зала суда
Суд пробовал игнорировать требование А.ПОДРАБИНЕКА, но тот демонстративно повел себя так, что, когда начался допрос свидетелей, судья был вынужден на основании ст.263 УПК РСФСР удалить его из зала. При этом судья предупредил, что в любой момент А.ПОДРАБИНЕК может подать ходатайство и вернуться в зал. ПОДРАБИНЕК сразу же заявил, что хочет вернуться, когда настанет время произносить последнее слово. Однако в зал его вернули только на чтение приговора.
Согласно Обвинительному заключению,
Подрабинек А.П.... обвиняется в том, что в 1975-1977гг., проживая в г. Электросталь Московской области и работая в Москве, он изготовил в нескольких экземплярах и распространил документ под названием "Карательная медицина". В нем Подрабинек клевещет на советскую демократию, внутреннюю политику страны, отождествляя власть в СССР с тоталитарным фашизмом, высказывает утверждения о применении в нашей стране "психиатрических репрессий", о преднамеренном помещении в психиатрические больницы заведомо здоровых людей за их убеждения, заявляет об их истязании в психиатрических учреждениях. Изготовленный документ Подрабинек адресовал международным организациям, распространил в Москве среди знакомых. Документ был использован империалистической пропагандой для разжигания клеветнической кампании против Советского Союза.
В Обвинительном заключении приводятся утверждения из книги "Карательная медицина", которые якобы не соответствуют действительности. В книге сказано, что в июле 1975г. пациент Сычевской СПБ Анатолий Иванович ЛЕВИТИН по приказу врача Н.П.СМИРНОВА был убит, после того как был схвачен при попытке к бегству. В Обвинительном заключении об этом говорится: "Материалами дела, однако, установлено, что такого больного в Сычевской СПБ никогда не было". Главврач Сычевской СПБ М.М.ФЕДОРОВ, выступая на суде в качестве свидетеля, заявил, что в Сычевской СПБ не было случаев убийства больных и больного ЛЕВИТИНА в ней не было. Выступая непосредственно после него, врач-ординатор Сычевской СПБ В.В.МОСКАЛЬКОВ сказал, что в 1975г. при попытке к бегству был убит один больной, но его фамилии он не помнит. В книге приведено письмо М.КУКОБАКИ, в котором он рассказывает, что в Сычевской СПБ санитар Саша ДВОРЕНКОВ садистски избивал больных. В Обвинительном заключении об этом говорится: "На стр.141 упоминается некий Саша Дворников, который якобы избивал больных. Из справки, полученной из Сычевской СПБ, следует, что такой человек в больнице никогда не работал."
В качестве свидетелей в суде были также допрошены главврач Ленинградской СПБ В.Д.СТЕШКИН (он сказал, что "в больнице применяются обыкновенные методы лечения, другие методы не применяются, если в них нет нужды"), начальник Смоленской СПБ АБРОСИМОВ, начальник одного из отделений Орловской СПБ Т.А.КОТОВА, бывший главврач Черняховской СПБ Ф.СВЯТСКИЙ и главврач Днепропетровской СПБ А.Г.СЕМИРЯЖКО, а также В.Г.ВВЕДЕНСКИЙ и его жена Г.И.ЖАБИНА, после доноса которых 14 марта 1977г. был проведен обыск на квартире Е.В.БОБРОВИЧ и рукопись книги "Карательная медицина" впервые попала в КГБ. В отсутствие защитника и подсудимого суд допросил свидетелей очень быстро. Прокурор кончил свою речь словами:
Следовало бы его приговорить по высшей мере, установленной по ст.190-1 УК РСФСР. Ему, конечно, очень бы хотелось быть политическим. С этой целью он и разыграл спектакль, который мы здесь видели. Он думал получить по ст.70 семь лет, но даже мера наказания его подвела. Не 7, а 3 года ему положено. Однако, учитывая, что преступление совершено им впервые, что ему всего 25 лет, я прошу приговорить его к ссылке на 5 лет, чтобы он в трудовом коллективе мог перевоспитаться.
После двухчасового перерыва был объявлен приговор: с применением ст.43 УК РСФСР 5 лет ссылки.
(добавление: в якутской ссылке Подрабинек все же был снова арестован и получил еще три года лагерей.)