Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет chipstone ([info]chipstone)
@ 2012-02-24 17:26:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Размышления на тему государства -4. Демократия и либерализм

В 21-м веке вроде бы неприлично замахиваться на демократию. Можно говорить о «неполноценной демократии», «суверенной демократии», «либеральной демократии». Оценивать достоинства и недостатки конкретных общественных проявлений или работы конкретных государственных институтов. Но сама демократия это как «священная корова», на которую нельзя покушаться.

В каком-то смысле это оправдано. Ни одной успешной диктатуры или Империи в современном мире нет, те, что есть, настолько уродливы, что нетрудно поверить в справедливость этого лозунга. Тем более, что ярлык  «настоящая демократия» повесили на себя все наиболее продвинутые в экономическом смысле страны. И кому какая разница, что там у них на самом деле, если ярлык висит и виден каждому издалека.

Еще интереснее, когда понятие «демократия» подменяется понятием «либерализм». При том, что это совершенно различные идеологии. Демократия - это торжество закона, а либерализм - примат прав личности над правами Общества. Хотя на практике они выступают разными гранями одной и той же системы, не имеющей ни к тому, ни к другому понятию никакого отношения.


Демократия, как следует из названия, «власть народа», который через систему избирательных процедур формирует себе органы государственного управления. Ну а если что-то разонравилось, то через те же самые процедуры способен эти органы поменять. Но все это касается исключительно теории и философии, которые, как известно, склонны преувеличивать достоинства и преуменьшать заложенные в систему дефекты. А дефекты эти есть, хоть и не сразу бросаются в глаза.

Во-первых,  принципы выбора. В теории все граждане равны между собой и при этом все одновременно являются сознательными членами общества, отлично понимая свои долгосрочные интересы. На практике же все далеко не так. До 85% -90% населения вообще не интересуются ничем, кроме собственных частных проблем и обращают внимание на более глобальные вещи только в случае непосредственной угрозы личным интересам. В результате фактически власть и направление развития страны определяет активное меньшинство, интересы которого далеко не всегда соответствуют долгосрочным интересам пассивного большинства. В то же время без этого пассивного большинства совсем не обойтись, выборные процедуры требуют его активного участия в процессе. Понимая эту проблему еще с древних времен, политически активное меньшинство придумала выход из ситуации – создало целую прослойку «толмачей-дармоедов», названных для красоты политиками, единственной задачей которых стало объяснение пассивному большинству интересов активного меньшинства такими словами, чтобы это воспринималось как его (большинства)  собственные интересы.

Во-вторых, возможности. Чисто теоретически у всех граждан демократического государства возможности равные. Но это теоретически. А практически у кого-то (уже находящегося у власти) есть административный ресурс. У кого-то есть финансовый ресурс. У кого-то есть родственные или клановые связи. А еще у кого-то есть силовой ресурс. И если по своей численности эти «кто-то» все вместе могут составлять единицы процентов или даже доли одного процента, то их совокупный ресурс приближается к 100%. Это в свою очередь означает, что в любом демократическом обществе власть неизбежно концентрируется в руках меньшинства, которое совершенно не готова ею делиться или ее отдавать, когда наступает срок.  Но показная стабильность власти, озабоченной исключительно своими частными интересами, на фоне хронически не решаемых проблем большинства неизбежно вызывает все более усиливающийся ропот народных масс. Если довести ситуацию до кипения, то неизбежен социальный взрыв, революция и смена элит.

Чтоб этого не происходило, умные люди давно нашли решение проблемы. Истинные властители Общества, сконцентрировав еще на ранних стадиях в своих руках большую часть национальных богатств, поставили на выборные места вместо себя марионеток. А для большей достоверности и конкурентности создали целые противоборствующие кланы марионеток. Кланы назвали политическими партиями. Эти кланы в борьбе за номинальную власть и долю «с барского стола» совершенно искренне «мочат друг друга в сортире» и выискивают у противника любые промахи. На потеху и радость околпаченных «зрителей». Но работают на одного хозяина.

Довольно быстро возникла еще одна проблема. Законы не могут быть внешне несправедливыми. Разумеется, что-то можно подкорректировать различными подзаконными актами, ссылаясь на вопросы национальной безопасности. Но сами законы должны декларировать равенство всех. С другой стороны, дорвавшиеся до номинальной власти «птицы-говоруны» резко сразу почувствовали себя «главными на болоте». Пришлось в течение пары поколений проводить селективную работу, объясняя особо зарвавшимся, что их положение не вечно и вести себя требуется скромнее. А в качестве компенсации «политикам» были предложены «качели», устроившие всех – срок в политике, затем срок в бизнесе, дающий возможность на «синекурных» должностях легализовывать «нажитые непосильным трудом» капиталы. И немного отдохнуть от «показательной скромности».

Завершающим этапом создания современной системы государственного управления по недоразумению названной «демократией» стала проработка либеральной идеологии. Это прямое противопоставление личных интересов отдельных особей правилам общежития всего общества. При всей своей антиобщественной сущности либерализм играет в современной государственной системе огромную роль. Во-первых, он постоянно будоражит общество и не дает ему «уставать» от стабильно функционирующей государственной машины. Во-вторых, либерализм является великолепной «плеткой» для любого политика, захотевшего выпрыгнуть «за флажки». В-третьих, он превосходная мина под любое внешнее общество, способное стать недружественным. Примерно так, как это происходит в современных России и Китае. То есть либерализм выполняет ту функцию, которую по идее должна была бы выполнять активная часть населения, не входящая в официальную политическую элиту. А кормятся либералы все из той же общей кормушки. Только тихо! Никто не должен догадаться.

Так функционирует на практике современная «демократическая» система. Типичным примером которой являются США. Есть две партии – вот и выбирай. Никакой аутсайдер не может пробиться в эту систему. Процесс стоит слишком дорого, а весь бизнес, который теоретически мог бы предоставить такие средства давно повязан с одной из двух главных «партийных сил». Есть власть реальная. Есть система противоборствующих и попеременно сменяющих друг друга политических кланов. И есть народ, к которому все это не имеет никакого отношения.

Разрабатывая принципиально новую систему государственного устройства общества, необходимо учитывать все эти «особенности» «современной демократии» и не наступать на одни и те же грабли.




(Добавить комментарий)


[info]pankovserg@lj
2012-02-24 12:12 (ссылка)
"В-третьих, он превосходная мина под любое внешнее общество, способное стать недружественным."
А под внутреннее общество разве не мина? Функцию развращения общества забыл добавить.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]chipstone@lj
2012-02-24 12:21 (ссылка)
Функцию развращения и разрушения общества действительно надо добавить. Ничто так не рушит скрепы общественного договора, как примат личных свобод, которые на практике неизбежно вырождаются в примат пороков.
А вот насчет мины под внутреннее общество не соглашусь. Это не мина, это цель властителей. Превращение общества путем соблазна либерализмом в атомизированную толпу, не способную к сопротивлению и консолидации.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pankovserg@lj
2012-02-24 15:17 (ссылка)
"А вот насчет мины под внутреннее общество не соглашусь."
Это еще почему? По этой же логике мина либерализма, подложенная под внешнее общество, не служит целью ослабления и атомизации оного общества, уменьшения его способности к сопротивлению. В общем это вопрос терминологии. Я на твоей поляне, потому и использовал твой метафоричный оборот. Только сапера из меня не надо делать :-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chipstone@lj
2012-02-24 16:05 (ссылка)
Я в том смысле, что внешнее общество разрушают для потери способности к сопротивлению. А свое для управляемости.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]chipstone@lj
2012-02-25 11:55 (ссылка)
Я в том смысле, что внешнее общество разрушают для потери способности к сопротивлению. А свое для управляемости.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sinv@lj
2012-02-24 16:43 (ссылка)
Спасибо. Все совершенно точно описано. Можно добавить еще критику формальной демократии у Честертона (господство серости).
Добавлю еще, что любое общество, а демократически устроенное в особенности, успешно живет и развивается и противостоит кризисам и внешним врагам при условии внутреннего идейного и психологического единства. Само понятие и основные механизмы демократии родились в условиях древнегреческих полисов, обладавших таким единством. Это позволяло им и войско строить как непобедимую фалангу, где каждый поддерживает каждого.
Такие граждане - воины разбили огромную армию Ксеркса и под командой Александра покоили всю Азию.
Через несколько веков те же греки, граждане тех же городов малодушно сдавались восточным владыкам в Азии и Римской армии в Европе. Дух был не тот.
И Рим, будучи республикой, возрастал могуществом, а потом превратился в империю. А В конце - концов в империю с неограниченной властью императора.
Этими примерами хочу показать, что форма государственного правления зависит не от прекраснодушных мечтаний философов и политиков, а от объективных внутренних и внешних условий. Наверное римские республиканцы не очень охотно отказались от идеи республики. Даже Цезаря убили. Однако проиграли перед лицом жестокой необходимости.
Так что сентенция Черчиля о том, что лучше демократии ничего не придумано - мягко говоря не соответствует действительности.
С уважением,
В. Син

(Ответить)


[info]domosedun@lj
2012-02-25 13:08 (ссылка)
Настоящая демократия - это когда народ сам выбирает какая форма управления,
наилучшая для его выживания, в данный конкретный отрезок времени.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]chipstone@lj
2012-02-25 13:10 (ссылка)
Это любопытная трактовка, но скорее всего не реализуемая. А что если народ будет постоянно менять свое мнение. Бузотеры постоянно найдутся. Должны существовать долгосрочные тренды. Но одновременно должна быть процедура их смены.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]domosedun@lj
2012-02-25 13:44 (ссылка)
Малость не правильно выразился. Слово "выбор" и "выборы" у нас уже замылилось так, что подразумевает только процедуру.
Имел ввиду несколько иной смысл - это выбор собственного народа, отвечающий его подсознательным желаниям и предпочтениям. Так фашизм на определенном этапе развития Германии - был именно демократическим выбором немецкого народа. А послевоенная демократия в ФРГ и ГДР - это выбор, который был сделан за них и это уже не есть демократия.
Так и у нас, после большой смуты начала 17 века , был сделан выбор в пользу самодержавия, ну и так далее.
А то, что привносится извне - долго не живет и не является демократическим выбором. Ну как-то так. В масштабах бессознательного для общества, как единого организма.
Естественно такой общий выбор не является часто сменяемым.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chipstone@lj
2012-02-25 13:59 (ссылка)
Я как раз над этим сейчас думаю в расках серии "Размышления о государстве". Скоро появится модель "идеального государства" для дискуссии.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]domosedun@lj
2012-02-25 14:15 (ссылка)
Возможно абсолютное не верное мнение, но мне кажется, что для России и именно только для России, идеальное государство -
это всё запрещено, кроме разрешенного
и полная свобода в рамках этого разрешенного на длительный период времени
постоянная боеготовность мощной армии
в остальном народ приспособиться к любой жизни и начнет развивать и себя и государство,
главное ему не мешать и постоянно не менять правила и законы
Что должно быть разрешено - вопрос дискуссионный, но если в двух словах, то то, что не приносит вред морали, нравственности и здоровью

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chipstone@lj
2012-02-25 14:52 (ссылка)
То, что Вы выразили, достаточно близко к идеалу любого государства.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]domosedun@lj
2012-02-25 15:10 (ссылка)
Ну у нас-то наоборот, всё разрешено, что не запрещено. Поэтому и схемы любые в экономике, и наркота в новых упаковочках, и блядство сплошное на ТВ, и закон не действует в отношении отморозков, на глазах предающих и разваливающих страну.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]eugene771@lj
2012-02-25 15:26 (ссылка)
В России нужно так. Путин вытащил нас из 90-х, он и должен назначать преемника. В современном мире президент должен выбираться или контролироваться спецслужбами т к средства воздействия на подсознание достигли такого уровня, что при демократии вероятность победы человека противника слишком велика. На спецслужбы(ГРУ, СВР) очень тяжело воздействовать иностранным государствам т к они неизвестны в основном, да и контроль там на высоте(полиграф и новые технологии какие-нибудь). А вот конкретные решения можно даже референдумом рассматривать при их значимости именно для социума.(ВТО, ЕГЭ и т д) Вопросы внешней политики, обороны народ не всегда должен оценивать и вмешиваться.
В таком случае государство гораздо стабильнее и защищенние, в политике и госуправление в 2 раза можно снизить количество людей. Современная демократия выворачивает страну каждые 4 года. Это предмет шантажа каждого чиновника и одновременно вранья чиновников. Зачем успешных переизбирать, а неудачников держать до конца срока? Так во власть можно новых людей вводить и экспериментировать т к можно через пол года убрать если что. Эти пожизненные чиновники во всем мир давно народ сильно достали т к серъезные вопросы ни в одной стране они решать не способны и все равно решение принимают теневые правительства. А более простые они решают неэффективно т к защищают интересы только своего класса.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]chipstone@lj
2012-02-26 06:39 (ссылка)
Не могу согласиться с этим утверждением. С одной стороны, все верно. Кому и быть самыми преданными патриотами, как не сотрудникам спецслужб. Но, с другой, любая служба есть некое обособленное сообщество, обладающее помимо государственных собственными корпоративными интересами. В виду того, что любое Общество состоит из множества подобных "сообществ", между ними неизбежно возникает борьба за власть и влияние на политику государства. В этой борьбе спецслужбы изначально обладают существенными преимуществами, которые они, во-первых, не хотят упускать, а, во-вторых, стремятся развивать и использовать. Таким образом, в случае отсутствия внешнего и эффективного контроля логика действий спецслужб все больше определяется именно клановыми, а не общегосударственными интересами. При этом, если в сфере внешних отношений, определяющих межгосударственную конкуренцию в борьбе за влияние на мировые события, эти интересы по большей частью совпадают, то в сфере внутригосударственных общественных отношений, общие и клановые интересы неизбежно входят в противоречие. В разное время различные государства по-разному решали эту проблему. Чаще всего путем создания сразу нескольких противоборствующих спецслужб, которые следили друг за другом и тем самым контролировали баланс интересов. Однако, этот путь ущербен хотя бы тем, что мощных равноуровневых спецслужб не может быть много. 2-3, больше очень редко. Рано или поздно их руководство неизбежно приходит к мысли, что установить тесное взаимодействие с "коллегами" и поделить сферу влияния проще, чем "воевать" в интересах "третьих лиц". А для того, чтобы этого не происходило, верховная власть в стране должна обладать огромным непререкаемым авторитетом. На практике этого почти никогда не случается. Вполне вероятно, что в позднесоветский период мы и столкнулись с чем-то подобным. И сейчас наблюдаем попытку выхода из созданной тогда ситуации.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eugene771@lj
2012-02-26 08:58 (ссылка)
Я разделил вопросы государственной безопасности и внутренние вопросы. Главное, что теневоые правительсва существуют и они выше президента стоят. Просто надо все это легализовать, тогда безусловно контроль народа улучшится и надежность системы станет лучше. Наша оппозиция готова любой вопрос на референдум выносить, например, превратить Россию в парламентскую республику. Все это красиво, но это должен решать не народ т к он не может оценить долгосрочные риски государства. Военный бюджет президент и Дума не должны иметь право урезать без согласия спецслужб, но в то же время контроль расходов имеют право осуществлять все. По СМИ, учебникам школьным спецслужбы должны иметь права закрывать программы, исправлять учебники с указанием оснований для своих действий, даже если в законах что-то не прописано. Процедура опротестований должна быть достаточно сложная, вплоть до референдума. Т е должен быть зафиксирован круг вопросов национальной безопасности, по которым могут быть решения вне правового поля немедленно. На Западе сейчас идет контроль теневой, а надо это формализовать с теми же результатами, но дать обществу сложные рычаги контроля. Любой вред чего-то можно достаточно формально доказать, через логическую цепочку. Закрыли программу-несогласие должна выразить Дума на определенный % проголосовавших- спецслужбы дают свою экспертизу-проводится экспертиза независимая-референдум. Т е помимо судебного решение должно быть и внесудебное решение без формальных оснований. На Западе прецедентное право рулит, может в этом направлении решение поискать.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chipstone@lj
2012-02-26 09:09 (ссылка)
Любая идея правящего парламентаризма - это разрушительно для государства. Недеспособность, помноженная на коррупционные возможности влияния на ситуацию.

(Ответить) (Уровень выше)