Мой комментарий Россия закупит в Израиле
летающие роботыисточник:
http://lenta.ru/news/2005/11/10/buy/Первое впечатление от прочитанной новости – гром среди ясного неба. Любому, знакомому с проблематикой беспилотной авиации в России, известно, что отечественные фирмы не могут продать отечественному же государственному заказчику свою беспилотную технику в количестве, исчислимом хотя бы пальцами одной руки. Это касается как находящихся на госфинансировании монстров – НИИ «Кулон» (Москва) и КБ «Луч» (г.Рыбинск) (оба недавно вошли в концерн «Вега»), так и действующей на свой страх и риск крупнейшей мировой авиакорпорации «Иркут», так и небольших, но весьма продвинутых в инженерном плане и давно известных на этом рынке частных предприятий НПКЦ «Новик-XXI век» (Москва) и НПЦ «Эникс» (Казань). Нечего и говорить о появившихся как грибы после дождя на Международном авиакосмическом салоне МАКС-2005 новых отечественных фирмах, претендующих на своё место в беспилотной авиации. Хочется думать, что новость о закупке Россией израильской беспилотной техники является неуклюжим рекламным ходом израильских оборонщиков и агенства «Лента.ру». Не верится, что государственный чиновник первого ряда, каким, безусловно, является Козак, может заявлять настолько абсурдные вещи.
Во-первых, приобретение такой сложной техники, какой являются беспилотные комплексы, требует наличия у приобретающей стороны конечного потребителя, готового принять и освоить новую технику. В России на сегодня к этому готовы только Минобороны и МЧС. Про использование беспилотников Внутренними войсками никогда ничего не сообщалось. Остальные государственные потребители («Авиалесоохрана», другие экологические ведомства) к использованию беспилотников пока не готовы. И непонятно, почему начинать надо с израильской техники, когда своей разработано гораздо больше, чем востребовано.
Во-вторых, израильские беспилотники совершенно непригодны для России. Причина – аэродромное базирование. Израильский беспилотник, как правило, эксплуатируется так же, как обычный самолёт. Он имеет своё место стоянки в аэродромном ангаре, вылетает с аэродрома на разведку и возвращается на аэродром. Это пригодно для крошечного Израиля с постоянно хорошей погодой. Любой отечественный беспилотный комплекс организован совершенно иначе – наподобие подвижного ракетного комплекса, а сам беспилотник эксплуатируется аналогично ракете. Единственным эксплуатационным отличием беспилотника от ракеты является то, что беспилотники возвращаются. Отечественный беспилотник, как правило, хранится и транспортируется в контейнере транспортно-пусковой установки, стартует с этой установки в любом месте, куда его доставят, и возвращается к месту старта. Посадка – на необорудованную площадку. Понятно, что Россия не обладает такой густой сетью аэродромов, чтобы эксплуатировать беспилотные летательные аппараты аэродромного базирования в любом месте своей огромной территории, да ещё с весьма разнообразными, отнюдь не ближневосточными климатическими условиями.
В-третьих, независимо от того, является ли обсуждаемая новость правдой или нет, она уже наносит ущерб отечественным предприятиям, занимающимся беспилотной техникой. Ни для кого не секрет, что выживание отечественных предприятий и сохранение отечественной школы беспилотной авиации во многом определяется сотрудничеством с зарубежными компаниями. Когда же собственное правительство отдаёт предпочтение Израилю, авторитет отечественной инженерной школы и вообще России неизбежно падает.
{+}
См. также
предыдущую запись.