Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет clement ([info]clement)
@ 2005-07-19 20:16:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
осeл патриарха
Александр (император - [info]clement@lj) низложил Евфимия и вернул на патриаршество Николая Мистика. Над Евфимием устроили судикище, люди Мистика нещадно избили старца, а сам Николай, в припадке торжествующей мести, приказал удавить осла бывшего патриарха. Когда же помощники Николая выразили удивление по поводу такой несдержанности, бедное животное выбросили за ворота дворца, прикрепив на груди указ, текст которого гласил: "Человек, уличённый в попечении о пище и питье этого ослёнка, сделается врагом самодержца и императора Александра и безупречного патриарха Николая. Если вина его будет доказана, его подвергнут побоям, обстригут, лишат имущества и выгонят из города".

С.Б.Дашков "Императоры Византии", стр.171 со ссылкой на Псамфийскую хронику в переводе и с комментариями А.П.Каждана, Москва 1959 (стр.73).


Изображений свв. Николая Мистика и Евфимия мне, к сожалению, найти не удалось.
Император Александр, мозаика из св. Софии, Стамбул


(Добавить комментарий)


[info]xenia_mikhailov@lj
2005-07-19 16:43 (ссылка)
Господи, а скотина-то им чем же досадила?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2005-07-19 17:08 (ссылка)
Злость вымещали?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]xenia_mikhailov@lj
2005-07-19 17:18 (ссылка)
Живодеры...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2005-07-19 18:20 (ссылка)
Bизантийцы были - по нашим сегодняшним меркам -жестоки: ослепление и нанесение физических увечий было любимым развлечением императоров.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]xenia_mikhailov@lj
2005-07-19 18:50 (ссылка)
:(

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vera_z@lj
2005-07-19 17:27 (ссылка)
хождение на осляти помните? в Византии обряд упоминается с начала 8 в. (как я понимаю, позорище, устроенное патр. Герману, было пародией на этот обычай). так что осел - символ особой чести патриарха.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]xenia_mikhailov@lj
2005-07-19 17:47 (ссылка)
А терзать его зачем?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vera_z@lj
2005-07-20 03:04 (ссылка)
"терзать живосное", это понятие из 20 в.
уничтожение символа - дело серьезное, политическое.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]xenia_mikhailov@lj
2005-07-20 13:37 (ссылка)
ОК

(Ответить) (Уровень выше)


[info]clement@lj
2005-07-19 18:17 (ссылка)
http://dynamo.geol.msu.ru/personal/simon/vert/vertep.html со ссылкой на Тихонравова говорит даже о четвёртом веке.

Тихонравов Н.С. Летописи Русской литературы и древностей., т. 3,кн. 5, Начала Русского театра., М. 1859 - 1863.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vera_z@lj
2005-07-20 03:05 (ссылка)
спасибо, надо проверить.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2005-07-20 03:13 (ссылка)
Пожалуйста. Поделитесь, пожалуйста, результатами проверки.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vera_z@lj
2005-07-21 14:49 (ссылка)
Тихонравов сказал только, что с 4 в. в Константинополе был обычай – все, без ссылки, где он это взял. Поэтому Тихонравов не источник.
Я посмотрела бегло Малалу на «онус» - вроде ничего нет. Но нужно смотреть все хроники и внимательно. Думаю, этим никто никогда не занимался.
(Ссылка на Тихонравова безобразная: это журнал «Летописи русской литературы», кн. 3, статья Тихонравова «История русского театра».)
Хождение на осляти в Иерусалиме упоминается в очень уже средние века, вроде 11-го века. Не могу сейчас вспомнить, где читала.
В Москву этот обычай пришел из Новгорода, вместе с митрополитом Макарием. Поэтому для Москвы это скорее всего западного происхождения обычай. У меня есть ряд соображений, что в Москве в 16 в., начиная с храма Василия Блаженного, имеет отношение к возрожденческому герметизму. Похоже, что главным носителем его и был митрополит Макарий.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2005-07-23 04:31 (ссылка)
Большое спасибо, чрезвычайно интересно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]riegel@lj
2005-07-19 18:45 (ссылка)
да, но при этом убивать животину всё же не решились сами. удивительно. видимо это действительно особый патриарший осел, почти как священный

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2005-07-19 19:16 (ссылка)
Да, мне тоже кажется, что если бы осёл не был патриаршим, то с ним бы так не церемонились.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]andrreas@lj
2005-07-20 04:32 (ссылка)
а дальнейшая судьба осла известна?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2005-07-20 04:52 (ссылка)
Не знаю, Дашков ничего больше о нём не пишет.

(Ответить) (Уровень выше)