Энде, Гестас и Лимас
О художнице десятого века по имени Энде или Эуде нам известно крайне мало. Судя по всему она была монахиней в монастыре в Табаре. Её имя, сопровожденное титлом depintrix i Dei aiutrix указано в колофоне законченного в 975 году манускрипта. Манускрипт представлял собой комментарии Беатуса из Льебаны (ум. 798) к книге Откровения. Вероятно, над украшением манускрипта работали и другие художники. Сегодня манускрипт находится в музее собора Жероны (Ms. 1). Одна из наиболее любопытных сцен - сцена Распятия (фолио 16v). Желающие рассмотреть иллюстрацию по подробнее могут щелкнуть мышкой по заинтересовавшим их деталям.

Надписи. У солнца - SOL OBSCURATUS ("померкло солнце"), у луны - LUNA NON DEDIT LUCEM SUUM ("луна не даст света своего"). На Кресте Иисуса - IHESUM NAZARENUM REX IUDEORUM и FIXURAS CLAVORUM (место гвоздей), на крестах разбойников GESTAS и LIMAS (искаж. Дисмас), внизу - LONGINUS, STEFATON, ADAM и CALVARIE LOCUS UBI DOMINUS CRUCIFIXUS EST (Голгофа - место Распятия Господа).
Это одно из немногих изображений, помещающих Гестаса справа от Христа, а Лимаса слева от него. Именно так они расположены на синайской иконе середины восьмого века, и на иллюстрации в Евангелии, возможно сирийского происхождения, в Анже. Заметьте, что Гестас здесь спасен, а Лимас (Дисмас) проклят - присутствие ангела и черта не позволяет в этом усомниться. Тем не менее, подавляющее большнство изображений считает Дисмаса - добрым разбойником, а Гестаса - злым.
Mitchell B. Merback "The Thief, the Cross and the Wheel. Pain and the Spectacle of Punishment in Medeival and Renaissance Europe".