Мужик в ушанке Меня всегда несколько изумляло изображение Яном Ван Эйком пророка Захарии в ушанке. Понятно, что изображение пророка - не портрет, и что определённая любовь к экзотике имела место быть, но всё же... Ушанка?
( Read more... )Оказывается, ушанка была вовсе не одна. Мазолино подарил её императору Максентию, наблюдающему с балкона за мученичеством святой Екатерины. Картина датируется около 1428-430, то есть немногим ранее "Поклонения Агнцу" Ван Эйка (1432). Понятно, что 1432 лишь год
окончания работы, так что вполне можно предположить, что создавались образы в одно и тоже время. О путешествиях Яна Ван Эйка в Рим, где в ц. св. Климента и находится фреска Мазолино, нам, строго говоря, ничего не известно, хотя предположения о поездках фламандских художников в Италию делаются регулярно.
( Read more... )До нас дошёл и ещё один "мужик в ушанке", император Сигизмунд, или, точнее его портрет, написанный около 1433. В качестве автора иногда указывают Пизанелло.
( Read more... )Пола Нутталл видит в императоре Максентии цитату стандартного изображения Сигизмунда, которым мог являться (если датировка неверна) или на котором мог быть основан портрет Пизанелло. Ничего удивительного в использовании Мазолино этого изображения нет - с 1425 по 1427 он был при императорском дворе Сигизмунда в Буде. Ушанка же пророка Захарии может быть объяснена использованием модели - подобная практика была очень распространена.
Paula Nuttall From Flanders to Florence. Yale University Press, 2004.
Update Не совсем ушанка, но скорее, меховой цилиндр обнаружился на приписываемом Яну Ван Эйку рисунке сокольничего, некогда находившемся во Франкфурте:
( Read more... )