Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет clement ([info]clement)
@ 2005-09-28 08:03:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Св. Валерия Лиможская
[info]centralasian@lj спрашивает: почему она держит голову в руках?


CONCEPT.THEO.6


Как следует из подписи, справа изображена св. Валерия.

Св. Валерий было несколько. Здесь вероятно идёт речь о св. Валерии Лиможской (а не о св. Валерии Миланской, упомянутой [info]zhuzh@lj), обращенной в христианство св. Марциалом Лиможским (фигура слева) и обезглавленной святой. Легенда достаточно близка к легенде св. Агнессы: дочь знатного человека (Леокадия), христианка, давшая обет девственности и отказавшаяся выйти замуж за Юлия Силана. Последний-то и повелел отрубить ей голову. Дальнейшая легенда близка к истории св. Дионисия - святая берёт в руки свою голову и идёт с ней к алтарю, где служит св. Марциал. Замечу, что не все обезглавленные святые изображаются с головами в руках (ср. свв. Екатерина и Павел), но лишь те, кто по преданию нёс голову после смерти.

Мастер Мулен (Жан Эй?), XV век.




Св. Валерия Лиможская упомянута в римском мартирологе: Lemóvicis, in Aquitania, sanctæ Valériæ, Vírginis et Mártyris.


(Добавить комментарий)


[info]gioconda@lj
2005-09-28 05:18 (ссылка)
http://www.silverwolf.lviv.ua/module-pagesetter-viewpub-tid-1-pid-2-page-5.htm
Хоть и не 15 век - может, сгодится.. =)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2005-09-28 05:22 (ссылка)
Огромное спасибо, я об этом реликварии только читал.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]rochele@lj
2005-09-28 06:19 (ссылка)
Ну да, это наш шедевр. Особенно ценится за платье в горошек :-))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2005-09-28 09:12 (ссылка)
Да, горошек замечательный!

(Ответить) (Уровень выше)

Как раз
[info]ermenengilda@lj
2005-09-28 18:01 (ссылка)
только что насмотрелась в Болгарии Иоаннов Крестителей с собственными головами в руках (и безруких святых Николаев, кстати). Creepy.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Как раз
[info]clement@lj
2005-09-28 18:08 (ссылка)
Крайне любопытно. Судя по всему, это типичный восточный канон, на Западе я такого не помню (головы отдельно, конечно, были).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Как раз
[info]ermenengilda@lj
2005-09-28 18:10 (ссылка)
Вот и я, привыкшая к западному Средневековью, удивилась. Каноны у них -- некоторые -- отличаются даже от русской православной церкви, один локализированный вариант св. Дмитрия чего стоит.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Как раз
[info]clement@lj
2005-09-28 18:29 (ссылка)
А что у них со св. Димитрием?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Как раз
[info]ermenengilda@lj
2005-09-28 18:36 (ссылка)
Он -- совсем как св. Георгий, но убивает какого-то конкретного болгарского царя (забыла имя) в образе сарацина. Смачно пронзает копьем, и копье иногда загибается.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ermenengilda@lj
2005-09-28 18:52 (ссылка)
Вспомнила -- царь Калоян. Так нам объяснили в музее.
http://www.ucc.ie/milmart/demimg12l.jpg

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2005-09-29 03:08 (ссылка)
Большое спасибо, постараюсь почитать об этом. Несколько напомнило Матамора.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Как раз
[info]rochele@lj
2005-09-29 03:53 (ссылка)
О, головы Иоанна Крестителя отдельно - это вообще отдельная тема :-) А насчет восточного канона - видимо, таки да: в Ватиканских коллекциях есть, к примеру, русская икона начала XVI в., вовсе дивная: стоит крылатый Иоанн Креститель (голова на плечах имеется) и держит в левой руке сосуд, в котором лежит, опять-таки, его голова. То есть как в случае с двумя кепочками Владимира Ильича :-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Как раз
[info]clement@lj
2005-09-29 05:34 (ссылка)
Судя по всему, она не одна такая. Вот московская икона XVII века, здесь св. Иоанн Креститель отождествлён с ангелом, но жест и свиток указывают на то, что это таки сам Иоанн! Похоже, что голова на блюде становится атрибутом.

http://www.auburn.edu/academic/liberal_arts/foreign/russian/icons/john-forerunner.html

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Как раз
[info]rochele@lj
2005-09-29 17:05 (ссылка)
Да, тот, о котором я говорю, почти такой же - к сожалению, нет цифровой фотографии, только черно-белая в старом Warburg&Courtauld. Небанальная все-таки иконография.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Как раз
[info]clement@lj
2005-09-30 06:58 (ссылка)
Да, иконография очень небанальна. На Западе таких приколов со св. Дионисием, к примеру, я не помню.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re:
[info]ermenengilda@lj
2005-09-30 15:55 (ссылка)
Но глазастую святую Одилию с еще парой глаз на подносе вполне можно встретить :-)
http://www.imareal.oeaw.ac.at/server/images/7001334.JPG

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re:
[info]clement@lj
2005-10-01 16:59 (ссылка)
Да, но это уже скорее из серии св. Агаты с грудью и св. Аполлонии с зубами.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kavery@lj
2005-12-20 13:05 (ссылка)
Еще и Св. Лючия с глазами на блюде очень часто бывает изображена.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2005-12-21 07:46 (ссылка)
Да, конечно. Спасибо за дополнение.

(Ответить) (Уровень выше)