Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет cleofide ([info]cleofide)
@ 2008-11-20 12:44:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
"Недозволенная литература"
А начну-ка я в ЖЖ новый сериальчик.
Буду понемногу (и редко) писать о своих любимых книжках, которые стоят на полках и время от времени сами идут в руки, когда ищешь что-то совсем другое.
Речь пойдёт не о традиционном "интеллигентском наборе", а о тех книжках, которых, быть может, почти ни у кого нет или их никто не читал - а для меня они многое значили и остаются дорогими до сих пор.


Итак, номер первый: одна из любимейших книг моего детства, которую я прочитала взахлёб лет в 6 и потом постоянно перечитывала и перечитываю до сих пор, хотя это совсем не классика и даже не беллетристика. 

Ольга Флорентьевна Хлудова, "Волны над нами". М.: Государственное издательство географической литературы, 1960.



Честно признаюсь: бумажная обложка давно погибла в жизненных катаклизмах (книга неоднократно путешествовала со мною в Крым, мокла в море и на суше - под дождём, падала в ванну и вообще вид имеет весьма "бывалый"). Сохранился лишь титульный лист, воспроизведённый выше.

Автор - биолог и художница, энтузиастка подводного плавания на самой заре появления в нашей стране этого вида спорта (впрочем, для неё он - не совсем спорт, а скорее средство приобщения к подводному миру с его красотами и чудесами).
У неё выходили и другие книги похожего содержания:

www.ozon.ru/context/detail/id/2619152/

Никаких других подробностей от Ольге Флорентьевне мне долгое время выяснить не удалвалось, но, когда я уже вывесила этот пост, на него неожиданно откликнулась двоюродная младшая сестра Хлудовой - Мария Сергеевна, сообщившая мне даты жизни Ольги Флорентьевны (1913-1975), - см. подробности в её комментарии.

А так выглядела Ольга Флорентьевна в рацвете творческих и жизненных сил:



В этом снаряжении и с этой техникой Ольга Флорентьевна и работала на Карадагской биостанции в 1950-х годах. Правда, в книге фотографий немного, и вида они очень блёклого (портрет ещё ничего, остальное хуже). Поэтому иллюстрации в книге в основном состоят из рисунков автора. Вот, например, классический вид на хребет Карагач, под которым и доселе расположена легендарная Биостанция:



Для сравнения - как это место выглядит сейчас:



В обязанности Хлудовой входило не только добывать, но и тщательно зарисовывать представителей черноморской флоры и фауны. Делала она это с удивительной любовью и пониманием характеров своих "моделей". Именно из её книги я узнала и мгновенно усвоила имена и повадки морских обитателей, от всякой обычной мелочи до экзотики, которую можно видеть в основном в аквариуме при биостанции или в музее (в виде чучел).

Морские жёлуди (ими бывают облуплены камни, выступающие из воды, и взбираясь на камень, можно здорово поцарапать коленки и локти):



Морские блохи - это они прыгают среди прибрежной гальки; бояться их не надо - они совершенно безобидны. Сфотографировать такую тварёшку у меня не получилось - прыткие очень, и вдобавок полупрозрачные.



Всем известные рыбки - морские собачки, которые на мелководье лезут прямо под ноги.



А это - каменный краб в защитной позиции. 



Вообще, как было проверено на себе этим летом моим сыном, когда в палец вцепляется даже небольшой крабик-ксанто (их прорва в прибрежных камешках), это больно. А уж если прихватит большой - мало не покажется! Поэтому, друзья, кому приспичит ловить краба, хватать его нужно только поперёк спины. Но - оно вам надо?..



Очаровательные существа - скаты. Морской кот - он с чёрной спинкой, а морская лисица - с буро-рыжеватой:



Эта красавица откладывает яйца в аккуратный чёрный пакетик с кружевной каёмочкой ("русалкин кошелёк", - как я узнала от Хлудовой). Если встретите такие штучки на пляже, знайте - в них прошло нежное детство морского лисёнка.



А так смотрится пустая лисья капсула в составе каменно-ракушечной композиции:



Более экзотическая живность живёт на глубинах, лично мне недоступных: ныряльщик я никакой, да и плавать с маской приходится в основном у берега (детёныш всё ещё паникует
, когда мама уплывает слишком далеко).
Шикарный морской ёрш - скорпена (привет барону Скарпиа из "Тоски"!), покрытый ядовитыми колючками (наступать не рекомендуется!)...



А это вообще - морской чёрт. Я такого никогда живьём и не видела!
Как пишет Хлудова, это "крупная (до полутора метров) донная рыба такого причудливого и безобразного вида, что даже скорпена кажется по сравнению с ней красивой золотой рыбкой" (с. 142). Чёрт ловит на "удочку" мелких рыбешёк и отправляет их в зубастую пасть.



Ещё один колючий красавец - морской петух, или тригла. Почему петух? Он, оказывается, поёт!..



Хлудова рассказала забавную историю про свою первую очную встречу с этим чудиком:
"...Я осмелела и, нырнув, проплыла над ним на расстоянии полуметра. Петух решительно не желал меня замечать. Тогда я совсем уж обнаглела и протянула к нему руку, намереваясь погладить странное существо. Вместо того, чтобы кинуться наутек, как поступила бы каждая нормальная рыба, петух только ещё больше распустил свои крылья и спокойно увильнул от моего прикосновения. Одновременно раздался довольно громкий скрипящий звук. Это было так неожиданно, что я отдёрнула руку и с недоумением уставилась на петуха. Он как ни в чем не бывало пополз дальше. Я лежала на поверхности воды и размышляла о том, насколько пострадает моя репутация, если я расскажу кому-нибудь, что меня обругала рыба?... Позже я рассказала Николаю о странном происшествии и была уверена ,что он мне не поверит. А он только удивился, чтоя  не слышала раньше голос морского петуха, и рекомендовал почитать повнимательнее "Основы ихтиологии". Оказалывается, подобно сциенам и некоторым другим рыбам, петух издает свои немелодичные хрипы при помощи плавательного пузыря"... (с. 132-133).

Этот отрывочек, кстати, даёт и некоторое представление о стиле книги - очень живом, ироничном и непринуждённом, хотя содержание вполне научное и познавательное.

Ну, и триллер напоследок: два морских волка (луфаря) терзают несчастную барабульку... Се ля ви!




С этой книжкой был связан забавный эпизод, которого я, конечно, не помню - мне рассказывали об этом родители.
 
Поскольку ещё в детсадовском возрасте я выучила книжку Хлудовой почти наизусть и ошарашивала взрослых всякими странными словами вроде "цистозиры", "зостеры", "скорпены" и "пилемы", моих родителей вызвали... к психоневрологу, наблюдавшему за нашей группой, и эта пожилая почтенная дама отчитала их за то, что они разрешают ребёнку читать "недозволенную литературу!"..

А я была бы счастлива, если бы такой литературой интересовался мой собственный ребёнок. Или чей-то ещё. Но книжку, по-моему, с тех пор не переиздавали.
Или я ошибаюсь?..













(Добавить комментарий)


[info]_ko_alla@lj
2008-11-20 08:27 (ссылка)
А сын читать не захотел? Или прочёл, но просто такой литературой не заинтересовался?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2008-11-20 08:32 (ссылка)
Он вообще ничего, кроме автомобильных журналов, не читает!!!
"Из чего только сделаны мальчики" - была такая песенка. Мой - явно из железяк, гаек и болтиков плюс немного электроники.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_ko_alla@lj
2008-11-20 08:36 (ссылка)
Ну, ещё сто раз всё может измениться. Мой тоже класса до 8-го думал, что он технарь. Письма с техническими идеями в "Юный техник" слал. А потом - как отрезало. Из физиков в лирики перекинулся :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]busidoremikle@lj
2008-11-20 14:54 (ссылка)
гениально сочетается титульный лист с заглавием! я даже сначала подумал, что эта какая-то очень сложная ручная работа. Концепт-арт? В такие давние советские времена? Оказывается, всего лишь время :) Титульный лист просится в музей

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]busidoremikle@lj
2008-11-20 14:55 (ссылка)
а то, что делает на картинке краб, теперь именуется "распальцовка"

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2008-11-20 14:58 (ссылка)
Но, в отличие от конкретных пацанов, он не блефует, а защищает свою жизнь! И временами - удачно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]busidoremikle@lj
2008-11-20 15:02 (ссылка)
да. хорошо, что у "реальных пацанов" пальчики не такие, как у краба. хотя хватательный рефлекс всё равно развит...
да, что-то я не о том. а я в детстве "Кто сказал Мяу" до дыр зачитал :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2008-11-20 15:08 (ссылка)
А чего стыдиться? У меня и старая книжка Сутеева есть с замечательными картинками!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]busidoremikle@lj
2008-11-20 15:16 (ссылка)
я вроде и не стыжусь :) Сутеев - это да. Хотя настоящая большая любовь - это "Винни-Пух и все-все-все" Милна/Заходера.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2008-11-20 16:49 (ссылка)
А это, к сожалению, в детстве прошло мимо меня - я помню только советский мультик. Главная книга моего детства - "Маугли".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]busidoremikle@lj
2008-11-20 16:56 (ссылка)
А у меня в одной книжке были "Маугли", "Карлсон" и "Винни-Пух". По мере возрастания моей любви к ним оказались расположены :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]cleofide@lj
2008-11-20 14:56 (ссылка)
Нет, просто книжка - "из библиотеки чертей", сиречь из закромов дикой хозяйки.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]perlovka_blog@lj
2008-11-20 15:23 (ссылка)
Картинки (из книги особенно) суперские. Такой вот особый стиль. Древний.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2008-11-20 16:47 (ссылка)
Там куда больше картинок, я пересняла только некоторые. И ведь по ним реально можно узнать объект "в лицо", хотя они и не цветные.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]borimirius@lj
2008-11-20 15:34 (ссылка)
Спасибо за рассказ, Ершей ел....

(Ответить)


[info]ex_nick_1@lj
2008-11-20 15:58 (ссылка)
Половина картинок - знакомая, скорпен и крабов ловили на "Киселюхе" под Туапсе, а про триглу впервые узнал в дестве из книжки Святослава Сахарнова "Морские сказки", половина из которых, если приглядеться внимательно - черноморские, а половина - дальневосточные. Морских котов в конце 70-х было полно под скалами Симеиза, поэтому плавать там надо было осторожно. А вот лисица намного менее опасна.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2008-11-20 17:28 (ссылка)
Хлудова писала о конце 50-х годов, когда фауна в Чёрном море была непуганой и куда более богатой, чем сейчас. И отдыхающих было в разу меньше, и подводной охоты не было практически совсем, и экология была получше, и те же гребневики ещё не расплодились в бешеном количестве...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]fetaaa@lj
2008-11-21 03:52 (ссылка)
Дочитала до конца и получила ответ на свой вопрос. Спасибо.

(Ответить)


[info]mousy36@lj
2009-02-08 14:42 (ссылка)

Дорогая Клеофида! Пишет Вам Мария Сергеевна Хлудова, двоюродная сестра Ольги Флорентьевны Хлудовой. Наконец, по субботам и воскресеньям в нашей семье будет Интернет, и мы можем общаться, если Вам это интересно. Разница в возрасте между Ольгой и мной была 23 года, поэтому мы с ней сблизились только в последние годы ее жизни -) она умерла в !975 г (а родилась в 1913, 2 декабря) К этой дате 95 лет со дня ее рождения, было приурочено специальное заседание Сочинского отделения Русского географического общества, где Ольгу очень чтят, и куда я была приглашена из Москвы для доклада и организации выставки. Прямо на Казанский вокзал мой племянник принес мне распечатку Вашей статьи "Запрещенная литература". Я ее зачитала на заседании с большим успехом. "Волны над нами" должны переиздать в Сочи в твердом переплете в этом году. Всего Вам доброго. М.Хлудова

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-02-08 15:06 (ссылка)
Дорогая Мария Сергеевна, огромное спасибо Вам за отклик. Я подробнее ответила в личном сообщении, но, если оно почему-то не дойдёт, ещё раз выражаю свою признательность здесь.
Ссылку на Ваш комментарий и указание дат жизни Ольги Флорентьевны я внесла в текст.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mousy36@lj
2009-02-08 16:16 (ссылка)
Дорогая Лариса Валентиновна! Я страшно рада, что Вы музыковед, т.к. и я выросла в музыкальной семье. Отец Ольги играл на скрипке ,Amati, другой дядя - на трубе, и почти все многочисленные родственники - на рояле. Были и профессиональные музыканты. Мой отец, инженер - полковник, был при этом пианистом и замечательным знатоком классической музыки. В нашей коммунальной квартире на Арбате устраивали домашние концерты. Отец дружил с Г.Г.Нейгаузом, А.Ф.Гедике, В.В.Борисовским и его учениками (в т.ч. Федором Дружининым, Любочкой Куренковой и ее мужем Л. Шварцем) Г. Прийменко, М.В.Юдиной, Г.В. Бариновой, Павлом Месснером и семьей Катуар и др. Я играла на рояле весьма средненько, но музыку знала очень хорошо, за что удостоилась от отца звания "Вторая Марина Сабинина" - она была, как и Вы, музыковед, в 40-50 годах. По профессии я биохимик, 27 лет проработала на Химфаке МГУ. Мой старший сын, как и Ваш , с детства интересуется только автомобилями, младший - дизайнер. Моя внучка 13,5 лет,которую я пыталась приобщить к музыке, интересуется только попсой, хорошо хоть на англ. языке. Знаете ли Вы моего троюродного брата Севочку Задерацкого? Если Вам интересно, из какой семьи Ольга Флорентьевна, то откройте ж-л "Наука и жизнь" №8 (2003), стр 65. Всего Вам доброго, с нетерпением жду письма. М.Хлудова.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]itoshyk@lj
2009-04-27 07:14 (ссылка)
Здравствуйте, Мария Сергеевна!
Пишет Вам Антонина Нефедова. Я работаю в Дарвиновском музее искусствоведом. В коллекции нашего музея есть картины Ольги Флорентьевны, а также Н.Н. Кондакова. В основном они связаны с изображением морской фауны, кроме того, довольно большая серия посвящена изображению насекомых. Мне было бы очень интересно пообщаться с Вами и узнать побольше об Ольге Флорентьевне.
Мой электронный адрес itoshyk@mail.ru

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ext_383253@lj
2011-01-07 14:23 (ссылка)
Уважаемая Мария Сергеевна!
Хотелось бы связаться с Вами по поводу истории Вашей семьи со стороны Вашей мамы!

(Ответить) (Уровень выше)