Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет cleofide ([info]cleofide)
@ 2008-12-14 14:17:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
А устрою-ка я небольшой виртуальный фестивальчик в честь приближающегося дня рождения Бетховена...

Вчера угощала неизвестным Романсом Hess 13.
Сегодня - также не очень известным широкой публике замечательным Дуэтом WoO 83 Nei giorni tuoi felici для сопрано и тенора с оркестром (1802-1803).





Текст очень знаменитый: сцена Мегакла и Аристеи из "Олимпиады" Пьетро Метастазио.
Ситуация: вынужденный бежать с родины царевич Мегакл выступил на Олимпийских играх под именем своего друга, которому был обязан жизнью - но тем самым лишился надежды на брак со своей любимой Аристеей, которую её отец, царь Клисфен, обещал в жены победителю. Аристея, встретив Мегакла, ещё не знает, что произошло, и его странные слова ("В дни твоего счастья вспоминай обо мне") озадачивают и пугают её ("Почему ты мне это говоришь, душа моя, почему? Скажи!" - "Нет, молчи"...)... В быстром разделе оба поют - каждый сам про себя - "Своим молчанием... Своими словами... Ты пронзаешь мне сердце! Нет ничего ужасней этой боли". Мегакл не решается сказать правду, а Аристея думает, что он её разлюбил...
В итоге опера завершается для них благополучно, хотя развязка оттягивается до последнего момента.

На это либретто в 18 - начале 19 в. написано несколько десятков опер, а если брать и отдельные номера, то количество возрастёт, наверное, ещё в несколько раз.

Вот, например, тот же дуэт в версии Вивальди:

www.youtube.com/watch

Стихи Метастазио получили отклик и в русской литературе - см парафраз Жуковского:
www.rvb.ru/19vek/zhukovsky/01text/vol1/01versus/102.htm

Бетховен никогда не публиковал этого дуэта, хотя он практически закончен (в партитуре недостаёт нескольких незначительных мелочей). Почему - загадка. У меня есть одна версия, которую вряд ли можно проверить, и потому в серьезной статье или книге я бы о ней писать не рискнула. А в ЖЖ - почему нет?..

Возможно, дуэт мог предназначаться для музыкальных вечеров у императрицы Марии Терезии Сицилийской (которой посвящен Септет ор.20). Императрица была достаточно хорошей певицей, чтобы исполнять партию сопрано в мессах и ораториях Гайдна; ей вторил тенором эрцгерцог Фердинанд. У меня есть смутное подозрение, что чистовая рукопись дуэта могла быть подарена императрице, а потом куда-то исчезла (такое бывает даже у коронованных особ). Впрочем, это, повторяю, ничем не подтвержденное предположение.


(Добавить комментарий)


[info]lemuel55@lj
2008-12-14 10:16 (ссылка)
Звучит во всяком случае царственно.

(Ответить)


[info]petrazmus@lj
2008-12-14 13:16 (ссылка)
Спасибо. Очень интересное и как кажется красивое начинание - музыка и краткий комментраий к ней. Надеюсь продолжите. Тем более что музыка не из каждого дня.
Про императрицу как я понимаю Вы намекаете что это была ее собственность, поэтому и не опубликовалось?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2008-12-14 13:33 (ссылка)
Трудно сказать. Если иметь в виду обычаи и нравы эпохи, нечто подобное могло быть, но не обязательно, чтобы это было связано с собственностью. Допустим (это я совсем уж фантазирую), что императрица намекнула Бетховену, что хотела бы получить от него дуэт на данный текст (очень известный в то время). Он мог сказать - конечно, конечно - и написал. Возможно, даже подарил. И возможно, получил какой-то подарок в ответ. Никаких договоров о собственности при этом не заключалось, но издать пьесу без разрешения императрицы в таких обстоятельствах было вряд ли допустимо со всех точек зрения. А потом как-то не сложилось: был занят оперой, потом императрица умерла (в 1807), потом возникли другие дела и планы...

Но, повторяю, это мои интуитивные домыслы.
Просто я не знаю, как иначе объяснить столь странное пренебрежение автора таким прекрасным сочинением. Ведь другие аналогичные вещи он издавал и исполнял вплоть до 1824 года (итальянский терцет Tremate, empi игрался в одном концерте в Девятой симфонии!).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]petrazmus@lj
2008-12-14 14:44 (ссылка)
А почему Вы не решаетесь так все сформулировать?
Приличный человек написал другому приличному (и не простолюдину) человеку письмо. Не будет же он восстанавливать текст и потом его публиковать. В его черновиках после смерти можно что-то обнаружить, а оригинал надо искать в архиве императрицы, который скорее всего очень личный и некаталогизирован. Так что вполне еще возможны открытия в музыковедческом мире:-)
Самое слабое место доказать факт близкого (в смысле частого и дружеского) знакомства автора и императрицы...
PS. Для статьи может и не подойдет, а для музыкального детектива - почему нет?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2008-12-14 15:03 (ссылка)
Как раз знакомство доказуемо и подтверждаемо:
1. Факт посвящения императрице Септета ор.20 (1800) - такие вещи не делались без августейшего согласия; Септет игрался при её дворе (куда Бетховена, вероятно, мог привести Гайдн, которого императрица обожала).
2. По инициативе императрице Бетховен получил заказ на музыку к балету "Творения Прометея" (1801) - это выяснилось относительно недавно,
3. Она читала либретто "Фиделио", и ей очень понравился сюжет - потому, отстаивая оперу перед цензурой в 1805 году, Бетховен ссылался на мнение императрицы ("Она уверяла меня, что никакой оперный текст ещё не доставлял ей такого удовольствия" - то есть отношения были вполне дружеские). Кстати, поначалу премьера была приурочена к именинам императрицы 15 сентября, но из-за выходки цензуры была перенесена, что сыграло свою роковую роль...

Конечно, Бетховен не входил в круг постоянного общения императрицы, но, видимо, на её музыкальных вечерах бывал.

Насчёт архива я точно не знаю. По дневникам императрицы восстановили программы её пресловутых вечеров - они очень впечатляют. Но, вероятно, она упоминала в дневниках не всё, что вообще звучало при дворе.
Кроме того, поскольку она в 1807 умерла, а в 1805 и 1809 двор спешно эвакуировался из-за военных событий, какие-то ноты могли и потеряться.

Почему я пишу об этом только в ЖЖ? Потому что у меня есть только домыслы, но нет фактов. И я не уверена, что, имей я возможность отправиться в Вену и начать там эти изыскания, я что-нибудь бы конкретное нашла. Да и вопрос этот достаточно частный - один-единственный дуэт, не делающий, в общем-то, погоды, хотя очень красивый...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sagittario@lj
2008-12-15 14:27 (ссылка)
да, спасибо!).. очень интересно и необычно.., прям Беллини какой-то:)).. вот Сальери-то радовался, наверное:)

(Ответить)