Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет cleofide ([info]cleofide)
@ 2009-01-25 20:42:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Луксор и Карнак: храмы
Немного освоившись в Луксоре, можно идти осматривать храмы.
В 21 веке до н.э. (вдумайтесь в дату, братья по разуму!) Фивы Египетские, или, по-местному, Уасет, сделались столицей Среднего царства. Потому здесь были воздвигнуты невероятные по масштабам храмовые комплексы - говорят, самые большие в мире. И они потрясают даже в виде руин.






Начинаются все красоты в Луксоре и тянутся вдоль Нила примерно на 2,5 километра. Когда-то оба храмовых ансамбля, Луксорский и Карнакский, были соединены священными дорогами, украшенными рядами сфинксов. Сейчас они, дороги и сфинксы, уцелели только фрагментами.
А сфинксы там есть на все вкусы!
С приятным человеческим лицами...





...А сзади в рядок, как мы видим - бараноголовые.

Ниже - другие баранольвы.



Далее  сфинксы бычьего типа (а может, просто быки, совсем к тому же безголовые). Эта аллея где-то совсем на задворках, куда большинство туристов не добираются. Но наша оголтелая искусствоведческая группа ходила туда самотёком уже под вечер.





В храмах можно бродить, забыв о времени.
Там, кстати, мгновенно развеивается ещё один стереотип относительно Египта: дескать, слишком уж монументальная эта архитектура, подавляющая человека своим величием и внушающая трепет перед богам и фараонам. Ну, трепет ей и полагается внушать: место-то сакральное. Но ничего бесчеловечного или давящего в этих храмах нет. Напротив, внутри возникает ощущение восторга и ликования.

Я пыталась понять, почему.
Мне кажется, причин несколько.
Во-первых, чисто природный и даже физиологический фактор.
Карнак - это же сердце Египта. Там почти всегда днём либо жарко, либо очень жарко. В мае, насколько я помню, выше 35 температура не поднималась, но летом, наверное, бывает за 40.
И вот когда после перехода под ярким палящим солнцем человек оказывается в глубокой тени колонн, ему просто... невероятно хорошо. Там слегка прохладнее, там веет чуть заметный сквознячок. Там хочется просто раствориться и забыть обо всём на свете.
И ведь когда-то над храмами были кровли (их разрушило вследствие неоднократных землетрясений). Тогда тень была ещё гуще и благодатнее.








Во-вторых, несмотря на казалось бы несопоставимые с человеческим телом гигантские размеры всего окружающего - колонн, постаментов, статуй, - на самом деле человек и здесь остаётся мерой вещей.
Колонны и стены украшены рельефами (в древности, вероятно, раскрашенными), которые как раз более или менее соразмерны смотрящему на них. Кроме того, есть надписи, которые взывают к прочтению - архитектура словно бы говорит с людьми, размещая важные для них истины на доступном глазу уровне. Тем самым плоскость перестаёт быть безликой, немой и безмерной.





А есть ещё третий фактор - скульптура. Одиночные, парные или групповые статуи.
Кто это чудесное существо, полуприсевшее в колоннаде карнакского храма, не знаю. Мне кажется, девушка, но, поскольку головы нет, не ручаюсь. Но - какие линии! Какая дивная грация! Ножка, правда, великовата, однако сам рисунок безупречен. Такое восхитительное создание не может никому угрожать. Рядом с ним спокойно и приятно.



И фараоны тут тоже выглядят настолько внутренне гармоничными, что совсем не хочется называть их "истуканами".

Вот сидит какой-нибудь Рамзес II, и вроде бы ты по сравнению с ним - козявка, и не смотрит он на тебя - а весь исполнен благоволения. Ему хорошо - и тебе рядом с ним хорошо.



В другом ракурсе:



Как мы видим, привычка демонстрировать публике обнаженные торсы правителей - обычай вполне древнеегипетский, но только, помимо торса, тут ещё есть на что полюбоваться... 
Кстати, там я задумалась над тем, почему тоталитаризм так вопиюще антиэстетичен. Ведь и фараоны были, поди, не ангелами и не сплошь Аполлонами, а искусство, воспевавшее их - замечательное и духоподъемное (и сравните какого-нибудь нашего уцелевшего Ильича)... Тут дело не в красоте модели и не в степени её идеализации (зализать можно так, что тошно станет). Ну, ладно, мы вообще-то не об этом...

Ах, какая парочка!



Царю с царицей повезло меньше, сохранились хуже, но всё равно заглядение:



И даже обезглавленные фараоны внушают эстетический восторг.



А это - просто сюр: вереница безголовых правителей с коронованными головами, аккуратно выставленными возле ног...



Здесь же одному повезло, а другому... не очень.



А тут - целое семейство. Только не спрашивайте, кто они - не знаю: я бегала с фотоаппаратом одна, отбившись от нашей стайки. Если бы слушала экскурсию, то не успела бы снять, что хотела.





Особенно интересно, когда стоишь в тени чьих-то гигантских стройных ног. Вот ни на секунду нет ощущения, что их обладатели, стронувшись с места, тебя растопчут. Напротив, чувствуешь себя под защитой и во власти какого-то величавого и неспешного ритма.





Есть такие закоулки, где красуются практически совсем руинированные стены и статуи, однако и они производят величественное впечатление.





Прощальный взгляд - и мы опять на ярком солнце среди пустынных холмов и жёсткой выжженной травы.







(Добавить комментарий)


[info]perlovka_blog@lj
2009-01-25 15:59 (ссылка)
Да, точно - даже их развалины потрясают. У меня воображения не хватило представить себе что-то такое ЦЕЛИКОМ. Стоишь как мышка около колонночки..... И это мы, современные люди. Что же чувствовали те?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-01-25 16:02 (ссылка)
Вот мне показалось то, что я и пыталась передать: это благое потрясение, и там - хорошо. Как мышка возле колонночки я себя чувствую у входа в нашу Ленинку. Часто моих слабых сил не хватает, чтобы открыть эту гиганткую дверь, не знаю, на каких сверхчеловеков рассчитанную.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]stogarov@lj
2009-01-25 17:49 (ссылка)
Хорошо представлено египетское бетоностроение. И парочка хороша - особенно тот, что справа - в митре и с двумя крестами в руках.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-01-26 01:56 (ссылка)
По-моему, это не бетон, а скорее известняк. От бетона исходит холод, а от этих камней - естественное тепло, они пористые и живые.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]llliu@lj
2009-01-26 03:03 (ссылка)
Бетон действитель изобрели много лет спустя, в Древнем Риме.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]stogarov@lj
2009-01-26 07:20 (ссылка)
"При строительстве древних пирамид Египта применялся искусственный материал, похожий на бетон. Об этом открытии заявили ученые из французского Центра аэрокосмических исследований и американского Университета штата Филадельфии.

Ученые с помощью новейшего оборудования провели анализ камней, из которых сложены пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина. Часть из них имеет естественное происхождение, но камни в верхних рядах пирамид представляют собой рукотворные блоки, сделанные древними египтянами из бетона.

Исследователи смогли определить, из чего состоит древний строительный материал. В состав египетского «бетона» входили пальмовая зола, крошка песчаника и особый вид соды, полученной из воды Нила.

По мнению ученых, бетон готовили непосредственно на строительной площадке, а затем с помощью ведер поднимали на верхние уровни пирамид и там заливали в деревянные формы.

В университете бельгийского города Намюр исследователи провели опыты по производству бетона по восстановленному древнеегипетскому рецепту. Эксперимент завершился успехом: масса, которая затвердела в течение 10 дней, имеет очень высокую стойкость."

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]llliu@lj
2009-01-26 07:26 (ссылка)
А разве здесь говорится про Луксор?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]cleofide@lj
2009-01-26 07:35 (ссылка)
Вполне возможно.
Но в луксорско-карнакском комплексе, насколько это видно невооруженным глазом, использовался местный известняк, которого в округе навалом (там пустыня - гористая). А для статуй - гранит и какие-то кварцевые породы.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]stogarov@lj
2009-01-26 07:58 (ссылка)
Тоже возможно, тем более, что по фото трудно определить. Но, думаю, что раз обмазку а ля бетонную использовали для облицовки статуй и стен, то тут и до бетонного блока додуматься не сложно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-01-26 08:10 (ссылка)
А смысл? Если рядом каменоломни, зачем затевать производство бетона?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]stogarov@lj
2009-01-26 08:28 (ссылка)
Это экономичность считать надо,в том числе "монтажа", но ряды статуй и сфинксов сам бог велел по одной форме лить.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-01-26 08:40 (ссылка)
Эх, Вас бы туда прорабом!..
Нет, даже на снимках видно, что они не литые.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]stogarov@lj
2009-01-26 09:01 (ссылка)
На снимках, кстати, это не видно. Очень характерны утраты ступней и голеней - плохо схватились. Но спорить не буду - руками не щупал.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-01-26 09:22 (ссылка)
Ступни и голени утрачиваются по любому - будь они мраморные, гранитные или какие ещё.

(Ответить) (Уровень выше)