Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет cleofide ([info]cleofide)
@ 2009-04-18 10:14:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Лирник и странник
Самая неожиданная из вчерашних вечерних встреч состоялась... в подземном переходе возле торгового комплекса у Александровского сада.
Музыканты ( да и некоторые немузыканты) прекрасно знают последнюю песню из "Зимнего пути" Шуберта, название которой у нас принято переводить как "Шарманщик".
Так вот, друзья мои: это был не шарманщик, а лирник (Leiermann). И играл он не на механической шарманке (агрегат для бомжующего барда довольно дорогой, тяжёлый и капризный), а на колёсной лире.

И эту самую лиру я вчера вдруг издалека услышала на том самом месте, где обычно стоит молодёжь и орёт под гитару нечто дикарское, пытаясь получить за своё "искусство" мзду с прохожих.
Я не верила глазам и ушам: там действительно стоял дяденька "не от мира сего", играл на колёсной лире и пел несколько заунывную балладу с религиозным оттенком...



Ну как тут было не дать денежку? И дала, и попросила разрешения сфотографировать, и немного поговорила...

Лира у него странная на вид, ибо самопальная - переделанная из старой виолончели.
"Такую каждый может сделать!" - уверенно сказал бард.





Он любезно открыл створку "ящичка"...



Я в этой механике плохо разбираюсь, но кому-то, наверное, будет интересно.
А ручка от колеса, которую крутят, выглядит так (на первом кадре её не видно, поскольку музыкант её активно вращал):



Такое вот диво можно было наблюдать вчера вечером (раньше я никогда этого человека там не видела)... 



Чудеса, однако, продолжались.
Пообщавшись со скворушкой (см. пост ниже), я вышла на площадь.
У памятника Жукова стоял добродушный усатый двойник... Сталина. Полный сюр! Его я фотографировать не стала. И наплыва других клиентов не наблюдалось. Симптом, однако...
Поглядела, что продают в сувенирных ларьках.
Купила отроку кепку с надписью "Россия" (отрок страдает приступами ура-патриотизма).

И... зацепилась за дяденьку, торговавшего сувенирами на старославянскую тематику.
Сперва мне опасливо подумалось, уж не какой-нибудь ли он сдвинутый-чокнутый на русских-этрусках и на прочих скользких материях.
Нет, вполне нормальный, весёлый и благожелательный бородач.
По-моему, он не столько торговал, сколько общался с народом. Охотно рассказывал о своих экспедициях в Мещёру - место странное, таинственное и весьма опасное для неаборигенов, которое сродни Бермудскому треугольнику: пропадают целые экспедиции, неизвестно от чего падают вертолёты, не работают компасы (даже самые современные, немагнитные), не берёт GPRS, глючат сотовые и радиосвязь, и т.д. А началось с того, что покупательница спросила про один сувенир. Дяденька же ответил, что все они - копии археологических находок или амулетов сохранившихся до нашщих дней древних племён, включая язычников, живущих в лесах Мещёры и служащих егерями. Им-то, местным, Мещёра ничего не делает, однако в некоторые углы они отказываются водить пришлых - опасно...

Наверное, что-то я такое чувствовала, когда пару лет назад писала стихотворение про Мещёру (в которой толком не была):

Мещёра ощерилась чащей

иссохших еловых костей.

Из ржавой, в подпалинах, чаши

ты воду гнилую не пей

а то превратишься в исчадье

угрюмых и жадных болот…

Но есть и у нечисти счастье:

жить там, где никто не найдёт.



Естественно, я не удержалась и купила у дяденьки вполне языческий кулончик из бронзы. Хотелось с китоврасом, но они таких не делают: их фирма воспроизводит изделия из металла - подвески, фибулы, перстни. Что ж, грифон - тоже подойдёт.

                                                      







(Добавить комментарий)


[info]pheonae@lj
2009-04-18 04:05 (ссылка)
класс))) прям сказка в наши дни)))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-04-18 06:01 (ссылка)
Вот и я подивилась!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ninulka@lj
2009-04-18 04:12 (ссылка)
Прекрасно! И колесная лира, и грифон! Просто чудо!)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-04-18 06:01 (ссылка)
Ага :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]deliadelia1@lj
2009-04-18 05:12 (ссылка)
А откуда мужчина взял такую лиру? Где их производят? Ничего не рассказал? И кто его играть научил?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-04-18 06:02 (ссылка)
1. Сделал сам из виолончели.
2. Производят кустарно.
3. Рассказывал, что ходил в Музей им. Глинки и смотрел выставленные там образцы. Зарисовал - и сделал.
4. Научился, вероятно, сам - это не очень трудно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]stvne@lj
2009-04-18 05:39 (ссылка)
Опять же, удивительное рядом!
А про Мещёру странно, никогда не замечал там ничего подобного.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-04-18 06:03 (ссылка)
Он говорил, что там есть вполне безопасные участки, куда водят туристов; есть маршруты для опытных - туда чайников не водят. А есть такие места, куда проводники отказываются вести даже профессионалов (геологов, археологов, матёрых "походников", проходивших тренинги по выживанию).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]stvne@lj
2009-04-18 06:25 (ссылка)
Естественно, в Мещёре кроме тропы Паустовского есть и болота, и т.п., куда мало кто ходит и чего хватает и в других местах. А говорить можно что угодно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]irina_gattara@lj
2009-04-18 07:31 (ссылка)
А я в Мещере живу ))) Туда за грибами ходят - да, но вертолеты и прочие крылатые летают неплохо, шумно ) Если б менее шумно, я бы только обрадовалась...А то пролетает всякое, заходя на посадку на военный аэродром...Правда, и сыплется с летающих объектов порой нечто странное: негры-десантники например )) Таких да, в лесу увидишь - что только не придумаешь )))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-04-18 11:55 (ссылка)
Нет, дядечка говорил о местах, куда никто вообще не ходит. Даже за грибами.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]irina_gattara@lj
2009-04-18 13:18 (ссылка)
Интересно, а в Старой Рязани он был (которую очень любили сжигать в Древней Руси)? Там наши археологи копают, таакое рассказать могут, что в темноте засыпать испугаешься )) Они вообще шутники, но всегда находятся охотники до сенсаций (как у Стругацких: "вот так и возникают нездоровые сенсации").

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-04-18 14:06 (ссылка)
Известное дело!
Да и покупают вещицы охотнее :)
Но ведь миленькая подвесочка, правда?..

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]irina_gattara@lj
2009-04-18 15:14 (ссылка)
Миленькая )) А я вот единорога бы взяла, хоть и не славянский зверь )))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]walentina@lj
2009-04-18 05:56 (ссылка)
и я про Мещеру не знала... Надо же)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-04-18 06:04 (ссылка)
Я охотно верю, что так оно и есть.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]natabelu@lj
2009-04-18 06:27 (ссылка)
"и рукой озябшей он вертит с трудом", - так вот чем он вертел!!!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-04-18 06:42 (ссылка)
Конечно! Причём вертеть надо довольно активно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]masaccio@lj
2009-04-18 08:34 (ссылка)
Между прочим в Киеве лира даже в консерватории преподается.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]masaccio@lj
2009-04-18 11:20 (ссылка)
Володимир Кушпет -
http://ceh.org.ua/images/audio/psalma/potop_kushpet_lira.mp3

(Ответить) (Уровень выше)


[info]velmistr@lj
2009-04-18 10:44 (ссылка)
Интересно... Раньше такой инструмент только в книгах видел (там он фигурировал под названием «органиструм»). Говорят, когда-то во Франции был весьма популярен.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]masaccio@lj
2009-04-18 11:15 (ссылка)
Михайло Хай, проф. кіевской конси -
http://ceh.org.ua/images/audio/psalma/nema_v_sviti_pravdi_khai_lira.mp3

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-04-18 11:57 (ссылка)
Спасибо!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]cleofide@lj
2009-04-18 11:56 (ссылка)
Да, можно назвать и "органиструм". Он был популярен не только во Франции - во всей Западной Европе и, как пишет друг masaccio, на Украине тоже.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]masaccio@lj
2009-04-18 16:11 (ссылка)
я бы не сказал "популярен". лирабыла неотьемлемой частью кобзарско-лирныцкой культуры, но это нельза назвать популярностью, ибо это мементо мори не преспособлено для консумерского потребления.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-04-18 16:43 (ссылка)
Я слышала, что и бандура была скорее элитарным инструментом, нежели простонародным.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]masaccio@lj
2009-04-18 17:38 (ссылка)
не могу поверить что написал "прЕспособлено". ффффффффффф.....

с бандурой сложнее. она не существовала до 1800. это был просто латинизированный термин для кобзы, инструмента не слишком элитарного.

Трансфомация же гусель в "старосвитську бандуру" произошла около 1800го, и это был уже по-настоящему пролетарский инструмент.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]harpist_ka@lj
2009-04-18 13:07 (ссылка)
Вы случайно не на Косаллею забрели, ненароком?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-04-18 14:05 (ссылка)
Дикое и дремучее существо не поняло вопроса.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]harpist_ka@lj
2009-04-18 15:55 (ссылка)
Поясняю популярно: Синяя птица, колёсная лира, странный торговец амулетами... А в Лондоне, есть такая улица: Косая алея или Косой переулок в другом переводе. Там-то такие диковинки и водятся! Он как раз в центре, но не все туда могут попасть, только посвящённые. На этой улице ещё Гарри Поттер себе волшебную палочку покупал. Вот я и подумала, вдруг и в Москве что-то такое завелось? :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-04-18 16:42 (ссылка)
Ааа! Дошло, наконец. Как же, знаем Косой переулок... Так ведь и Кремль место нечистое. Да ещё в Страстную пятницу.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]schrotmueller@lj
2009-04-18 14:34 (ссылка)
ЗдОрово как! А я колёсную лиру впервые увидела по телевизору у какого-то белорусского ансамбля, у "Песняров", кажется. Спросила маму, что это такое, а она не знала. А потом наше внимание было отвлечено от лиры большим соломенным чучелом, участвовавшим в том же "шоу". Очень хорошо всё это помню, хотя было мне, наверное, года четыре.
А с бомжующим музыкантом у из "Зимнего пути" недоразумение могло выйти и потому, что шарманка по-немецки иногда называется Leierkasten. Но называли ли шарманщика Leiermann, вот это я не знаю. Наименование Leierkastenmann недавно встречалось - на афише :)

(Ответить)


[info]miklukho_maklay@lj
2009-04-18 16:58 (ссылка)
А Ваш стих апомнил - "В жару и стужу жгучую. чтоб не было беды, не пей ни в коем случае ты ведьминой воды...")
Замечателmyst у Вас встречи были. На ловца, как говорится...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-04-19 01:54 (ссылка)
Ага. А ещё - "не пей, иванушка, козлёночком станешь"... Уж не в Мещёре ли дело было? ;)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tambovchanka1@lj
2009-04-18 17:10 (ссылка)
Чудеса, в самом деле! Грифончик замечательный! Вот еще бы про мещерские леса поподробнее :) А то засыпать совсем нестрашно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-04-19 01:56 (ссылка)
Гиблое место - одним словом. Хотела бы я там побывать по-настоящему. Между прочим, болотистые змеиные леса вокруг нашей дачи - это окраина Мещёры (в широком смысле).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tambovchanka1@lj
2009-04-19 02:11 (ссылка)
Здорово! А что, действительно люди там пропадают? Вон, на Синае тоже пропадать начали...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]zetot@lj
2009-04-20 07:59 (ссылка)
"Мещерский былинник" позабавил. Я в Мещере бываю регулярно, а было время - так подолгу, в том числе в экспедициях. Места замечательные, очень разнообразные и непростые для полевых работ, но все эти байки про Бермудские треугольники и проч. - ерунда, извините за слово. Мещера до середины 18 века, кстати, была очень плотно населена, не то что теперь. Ореол романтики, конечно, привлекателен: Паустовский, скрываясь от ареста в бане дома близких знакомых (достаточно "романтичный" период его жизни), много писал о Мещере в свойственной ему экзальтированно-импрессионистской манере. Жизнь Мандельштама трагически оборвалась в Саматихе. Около 3 тысяч военнопленных из Венгрии и Чехии погибло на строительстве ж/д Кривандино-Рязановский. Невеселая новейшая история, трагическая и горькая.

(Ответить)

Колесная лира .
[info]viksninv@lj
2009-04-23 17:47 (ссылка)
Да и в правду лира потрясающий инструмент , и технические и тембральные возможности очень широкие , зайдите на YouTube и напишите в поисковик HurdyGyrdu - есть что послушать . Я занимался много лет изготовлением скрипок , сейчас второй год занимаюсь Украинскими аутентичными инструментами среди которых кроме лиры , торбан , кобза и т.д. захватило с головой , шикарные инструменты .

(Ответить)