Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет cleofide ([info]cleofide)
@ 2009-10-18 09:59:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Боголюбово: церковь Покрова на Нерли

Второй заветной целью моей поездки во Владимир, помимо Дмитриевского собора, была церковь Покрова
на Нерли. Ну да, место знаменитое, "шлягерное", но от того не менее удивительное.

  

Я была там очень давно, кажется, ещё в начале 1990-х или в конце 80-х. Ни мощёной дорожки через поле, ни толп экскурсантов тогда не было (хотя мы с подругой ездили летом, и погода была хорошая). Сейчас же, чтобы прочувствовать всю музыкальную красоту этого неспешного пути от Боголюбова до стоящей в строгом уединении церкви, нужно сильно напрячь воображение. Удобная дорога сама по себе - благо (ибо в распутицу прежняя тропа становилась почти непроходимой), и в желании тысяч туристов посмотреть на такую красоту ничего плохого нет, однако я ещё помню то, прежнее ощущение паломничества...
И, конечно, убить мало варваров, изуродовавших пейзаж и вид на церковь линией высоковольтки, которая тут так же неуместна, как пресловутая газпромовская "кукурузина" (чтоб не выразиться похлеще) в Питере.



Я старалась выбирать виды более "аутентичные", но это не всегда получалось - наша бабуленька-гидша бежала впереди с немыслимой скоростью, подгоняя остальных, и нестись быстрее неё, чтобы успеть снять что-то особенное, сил уже не было.





И ведь даже если найти ракурс, при котором не видно вышек, всё равно торчат гадкие провода...



Классические виды с отражением в Нерли:









Ансамбль целиком, хотя и в не очень выигрышном освещении:



Ну, и фасад, обращённый к дороге, поближе:



Удивительно духоподъёмное место! Насколько мне не по себе  бывает в монастырях, настолько упоительно хорошо - возле Дмитриевского собора и рядом с этой церковью. Она просто излучает свет, радость и гармонию.

Вероятно, это чувствуют даже стайки варварских подростков, приводимых сюда на экскурсии. С весёлым матерком они фотографировались на фоне церкви, а потом усаживались на травку на берегу Нерли и начинали горланить под гитару нечто бодрое - видимо, им как-то хотелось выразить свой восторг перед увиденным, а иначе они не умели (по мне, наивысшая степень выражения восторга заключалась бы в безмолвном созерцании). Какая-то отроковица умудрилась забраться на сук ивы, нависавшей над Нерлью, чтобы насладиться божественным покоем - но тут же прибежали старшие и начали ругать новоиспечённую русалку, уверяя, что сук может обломиться, и она рухнет в студёную воду... Я слегка позавидовала девушке - сама люблю посидеть на дереве, но мне уж вроде как "не к лицу и не по летам"... Да и времени не было: пока наша бабуленька рассказывала что-то про историю церкви, я бегала вокруг и фотографировала рельефы. Про историю, если надо, я почитаю в книжках или в сети, а увидеть и запечатлеть хотелось собственноручно.

Однако рельефы я выложу отдельным постом - не всех, наверное, интересуют такие подробности.



(Добавить комментарий)


[info]lemuel55@lj
2009-10-18 04:27 (ссылка)
В 3-й сверху Вы отличный ракурс нашли. Я бы даже одолжил эту фотографию :) (увы, сам не снимал по ряду причин).

Луг скошен... а летом такое разнотравье, какого, говорят, "во всей России нету"(с). И разъезжают по нему таратайки с туристами ) Тогда это были в основном китайцы и японцы почему-то.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-10-18 04:30 (ссылка)
Берите, что нравится! Я же ими на жизнь не зарабатываю. Это чистое любительство.
А на таратайке я и сама прокатилась. Потом выложу.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]olesya_dvoskina@lj
2009-10-18 04:37 (ссылка)
Где-то я видела картинку-реконструкцию: будто бы при Боголюбском или около это выглядело совсем не так - храм будто бы был весьма торжественным и к нему вели с разных сторон лестницы!! Картинка была в какой-то вполне солидной книжке, но все равно оставляла странное впечатление: неужели эта церковь не была задумана именно такой?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-10-18 05:02 (ссылка)
Галереи были - и тут, и в Дмитриевском соборе. Было ли так задумано изначально, не знаю: историки архитектуры, по-моему, спорят. В любом случае ясно, что сначала строили соборы, а потом пристраивали лестницы. С другой стороны, без лестницы на хоры вообще не попадёшь. Так что, возможно, лестницы предполагались, но строила их другая бригада. Иначе трудно объяснить, зачем было покрывать богатой искусной резьбой то, что заведомо оказывалось скрытым внутри галереи.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]merinainen@lj
2009-10-18 04:46 (ссылка)
Думаю, архитектура ближе всего у музыке.
На эту церковь можно смотреть бесконечно. Думаю, если приехать рано-рано своим ходом, то эту музыку можно услышать.
Вдоль побережья Онеги много деревенек, где еще пока сохранились деравянные церкви 16-18 века, построенные без гвоздей. Где-то их энтузиасты восстанавливают, где-то совсем разрушились, но красота необыкновенная! Музыка!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-10-18 05:03 (ссылка)
На севере я никогда не была - как-то не тянет проводить отпуск в холоде, а вне отпуска случай не подворачивался.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]petrark@lj
2009-10-18 05:06 (ссылка)
Да, провода не очень уместны.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_nick_1@lj
2009-10-18 16:37 (ссылка)
ЛЭП с точки зрения вида, да, не слишком уместна. Но, в отличие от будущего газпромовского сооружения, она осмысленна и находится от церкви на определенном стандартами безопасном расстоянии. А прокладывая воздушные ЛЭП, не изуродовать пейзаж, к сожалению, невозможно. Но при этом желательно помнить, что без энергетики, в отличие от амбициозных бизнес-центров, жить нельзя.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-10-18 16:42 (ссылка)
Я не уверена, что нельзя было проложить ЛЭП, не уродуя ЭТОТ пейзаж - где-нибудь в сторонке. Да, было бы гораздо дороже. Но... нет, мы тут не поймём друг друга.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_nick_1@lj
2009-10-18 16:58 (ссылка)
Лариса Валентиновна, судя по виду, этой ЛЭП лет 30-40. Чтобы ответить на вопрос, можно или нельзя было бы проложить ее "в сторонке" или заменить кабельной линией, нужны детальные исследования. К тому же те, кто ее проектировал и проложил, работая в заданных жестких условиях, все же, постарались, чтобы она была на достаточно большом расстоянии от церкви, как это видно на Ваших фото. Так что относиться к этим людям так же, как к Церетели, ИМХО, неправомерно. Они не дурью маялись, не занимались саморекламой и не строили бессмысленные сооружения за мегабаксы от любителя пчел.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-10-18 17:00 (ссылка)
Всё равно: "первым делом самолёты" - отношение в принципе то же самое. На близком расстоянии поставить ЛЭП банально помешала речка Нерль, а то бы угораздило...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_nick_1@lj
2009-10-18 17:17 (ссылка)
Это не совсем так - "кукурузину" или церетелиевские художества можно вообще не строить, а воздушные линии, которых - повторимся- должно быть несколько от одной ЭС, приходится прокладывать в соответствии с жесткими условиями, удовлетворить которым, в данном случае, во Владимирской области далеко не так просто. Потом Церетели и его аналоги плюют на всех ради денег и саморекламы, а авторы этого проекта - опять повторимся - все же проложили свою линиию на значительном расстоянии. И речка тут не очень при чем - вблизи церквей и прочих высоких сооружений ЛЭП и так стараются не прокладывать.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]petrark@lj
2009-10-18 16:49 (ссылка)
Я всё это прекрасно понимаю, но что-то мне подсказывает, что на бескрайних расейских просторах можно было проложить ЛЭП на километр от церкви, которая эту самую Расею и символизирует.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-10-18 16:51 (ссылка)
Вот-вот!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_nick_1@lj
2009-10-18 17:07 (ссылка)
Российские просторы бескрайни, но ЛЭП можно прокладывать далеко не везде, и к тому же, от одной ЭС их приходится прокладывать несколько. Очень может быть, что проект этой ЛЭП можно было бы оптимизировать по критерию, желаемому Вами и хозяйкой журнала. А может быть и так, что другого решения в то время не было. Но в любом случае те, кто ее строил, возможно, заслуживают критики с этой точки зрения, но никак не наименования "варвары" и сравнения со строителями бессмысленных амбициозных сооружений.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]yudinkostik@lj
2009-10-18 06:37 (ссылка)
какая же она замечательная! вроде бы сколько раз видел и живьем, и на фотографиях, но каждый раз восхищаюсь...

(Ответить)


[info]mar_gel@lj
2009-10-18 10:45 (ссылка)
да, провода там ужасно мешают! Сама кажды

(Ответить)


[info]mar_gel@lj
2009-10-18 10:45 (ссылка)
Каждый раз расстраиваюсь.

(Ответить)


[info]zetot@lj
2009-10-19 05:02 (ссылка)
Заметили, что с разного расстояния и угла зрения храм смотрится абсолютно по-разному ? Даже пропорции зрительно меняются.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-10-19 05:09 (ссылка)
Конечно! Потому снимков много, да я ещё не все выложила. Хотелось запечатлеть каждый нюанс. И всё равно это невозможно - ведь, помимо расстояний и раскурсов, важен свет и тень.

(Ответить) (Уровень выше)