Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет cleofide ([info]cleofide)
@ 2009-10-25 09:31:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Музей Московской консерватории: часть 2
Да, и вот мы на чём остановились...
Если пройти через фойе первого амфитеатра и попасть в дверь рядом со статуей Стасова на курульном кресле...



...То мы окажемся в той части музея, которая посвящена музыкантам, работавшим в Консерватории в 20-м веке.
Это всего одна комнатка с коридорчиком, уютная, но скромненькая, как будто жилая.







Конечно, и сюда лучше приходить с экскурсоводом, потому что просто так смотреть на фото, программки, книжки и бытовые предметы не всегда интересно, хотя забавные вещи сразу бросаются в глаза - например, яркий китчевый ковер, подаренный азербайджанскими собратьями по случаю 100-летия Консерватории.





Но, если знать историю каждого экспоната, как знает Е.Л.Гуревич, или если внимательно читать аннотации и представлять себе, о каких людях и событиях идёт речь, то музей очень интересен.

Вот, например, портрет и скульптурный портрет выдающейся пианистки Елены Александровны Бекман-Щербины (о ней см.: www.mosconsv.ru/teachers/about.phtml).



А рядом с бюстом, ниже портрета - такие странные чёрные штуки.
Это - не что иное, как медные доски со страницами сборника "Верочкины песенки". Именно в этом сборнике, выдержавшем несколько изданий, была опубликована знаменитая "В лесу родилась ёлочка", мелодию которой сочинил муж пианистки, Лев Бекман, не знавший нотной грамоты, а записала и, видимо, гармонизовала сама Елена Александровна (текст - Раисы Кудашевой). Песенки из семейного сборника предназначались их старшей дочери Вере.

Доски сами по себе очень красивы. А подарены они музею профессором М.С.Филатовой-Скребковой, которая связана узами родства с этой знаменитой семьёй.







При теперешнем компьютерном наборе люди уже и не знают, как выглядели медные доски, с которых печатались ноты. А ведь это было целое искусство!
В истории музыки мне припоминаются две печальные истории, связанные с этим способом публикации.
Первая - это судьба медных досок первого издания баховского "Искусства фуги", которые его сын Карл Филипп Эмануэль с горя продал на лом, поскольку во всей Германии нашлось всего несколько человек, изъявивших желание приобрести такое мудрёное сочинение. Видимо, Эмануэль не думал, что спустя каких-нибудь полвека эта музыка начнёт кого-то интересовать, а ещё спустя пару веков её будут изучать, исполнять и писать о ней книжки. 
Другая история случилась в 1805 году в Вене, где готовился к изданию первый том задуманной антологии памятников музыкального искусства. В редколлегии этого издания состояли И.Н.Форкель, И.Г.Альбрехтсбергер и Й.Гайдн. Но оккупировавшие Вену французы решили, что медь им пригодится для других целей - и перелили доски... на пули. Глубоко разочарованный Форкель впал в депрессию и отказался продолжать это дело; Гайдн в то время был уже недееспособен, а Альбрехтсбергер тоже был старенький, и вдобавок был занят преподаванием.

Ну, это дела давно минувших дней, и к Консерватории они отношения не имеют.

Из забавных штуковин покажу ещё фонограф Эдисона, которым в начале 20 века пользовались, например, фольклористы для записи народных мелодий. Валиков, куда записывали музыку, на нашем экземпляре не сохранилось, но хоть посмотреть, как он выглядел, можно.



Крышечка снимается, а под ней - штучка с ручкой...



Интересно, когда выставят в музее те громоздкие катушечные
магнитофоны, с которыми ещё наше поколение ездило в фольклорные экспедиции?..

Большинство выставленных экспонатов - дары родственников и друзей  выдающихся музыкантов (музей - некоммерческая организация, и не имеет средств на приобретение вещей).

Вот, например, скульптурный портрет А.Б.Гольденвейзера (из-за его плеча на нас смотрит фотография С.Е.Фейнберга).



Потртрет изваян в 1950-х годах не профессиональным скульптором, а... пианисткой Верой Попандопуло, учившейся у Гольденвейзера. И получилось на диво похоже, если сравнить с висящей там же поблизости фотографией.

А это - Г.Г.Неугауз.



Бюст Н.К.Метнера (1940-е, скульптор К.Вогел) подарен музею протоиереем Михаилом Фортунато, который регулярно приезжает из США читать лекции по византинистике и знаменному распеву.



Как всё-таки тесен мир... Когда я была девочкой, в нашем дворе гуляла с собачкой-фокстерьером милая бабулечка, которая мне рассказывала, как она работала прислугой... в семье Метнера. Никаких особенных подробностей я не помню, поскольку ничего необычайного там не происходило, но всё же!

В уголке на столике, над ним и за ним собраны личные вещи дирижёра и композитора Н.П.Ракова - палочка, бабочка, подсвечники со свечами... 



Чья бандура, я уже не помню, а вот трость, скромно приютившаяся за китайской розой, принадлежала... самому С.И.Танееву!
Посконный такой посох, почти не обработанный...



На той же стене, где Бекман-Щербина и Нейгауз, висят рисунки художника М.М.Шемякина (не путать с однофамильцем,
нашим современником!), выполненные в 1939 году с натуры.



Очень они душевные. Сейчас покажу поближе и без рамок, но сперва поделюсь впечатлением: как бы ни были точны фотографии, по ним чаще всего нельзя судить о внутреннем облике ушедшего человека. Вот, например, очень рано умершая чрезвычайно талантливая пианистка Роза Тамаркина (первый рисунок) - о ней говорили, что личность была совершенно необычайная, однако видно это, мне кажется, скорее на рисунке...



Молодой Эмиль Гилельс:



Молодой Яков Флиер:



А напротив коврика с Петром Ильичем в коридоре висит интереснейший стенд, мимо которого многие проходят, не глядя, а зря!
Профессор К.Л.Виноградов, будучи ещё студентом, рисовал в конце 1930-х - начале 1940-х годов шаржи на выдающихся людей, которых видел в Консерватории или слышал в концертах.

Прокофьев:



Шостакович:



Флиер:



Других мне снять было затруднительно - висят высоковато, и освещены плохо (стекло бликует). Но там есть ещё Нейгауз, Зак, Игумнов, Гилельс, Оборин, Александров и ещё кто-то.

Так что, если заветная дверь будет открыта - заходите, полюбуйтесь сами.
Если, конечно, кому-то это интересно.




(Добавить комментарий)


[info]ondryushka@lj
2009-10-25 05:44 (ссылка)
Азербайджанский Чайковский впечатляет.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-10-25 06:10 (ссылка)
Плюшевый такой...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]shkolnizza@lj
2009-10-25 05:57 (ссылка)
Спасибо.
Даже и не представляла, как раньше печатались ноты.
Доски действительно необыкновенно красивы. А много ли их сохранилось в мире? Или отпечатав тираж, их спутя некоторое время переплавляли?

Никогда прежде не слышала, чтобы произносили "роспев", только "распев". Это старая норма или профессионализм?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-10-25 06:09 (ссылка)
Старая норма. Пожалуй, исправлю, сейчас уже все пишут "распев". Но ещё в 19 веке и даже в начале 20 писали "роспев", "роспевщик".

(Ответить) (Уровень выше)


[info]cleofide@lj
2009-10-25 06:14 (ссылка)
Сколько в мире сохранилось медных нотных досок, я просто не знаю. Их хранили, пока награвированные на них ноты были востребованы. Случалось, с одних досок печатали несколько тиражей.
Если тираж не раскупался - переплавляли. Хранить всё, что выходило в издательстве, на медных досках - это ж никаких складов не хватит!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]shkolnizza@lj
2009-10-25 06:29 (ссылка)
"Хранить всё, что выходило в издательстве, на медных досках - это ж никаких складов не хватит!"

Оно понятно. Опять же - цветной металл :)
И не все, наверное, были так хороши... Но я впечатлилась и трудоёмкостью процесса и красотой.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]olesya_dvoskina@lj
2009-10-25 10:20 (ссылка)
А я когда-то видела свинцовые нотки. Отдельные нотки, на крошечном кусочке нотного стана каждая. Это было в Антверпене, в типографии Плантена - ихнего Гутенберга. Она стала музеем, и есть комната, где в ящичках лежат буковки, знаки и - в отдельнои ящичке - нотки (у этой комнаты есть какое-то название, очень простое, типа "наборная"). Помню, еще на истории нотации Инна Алексеевна показывала нам, что в ренессансных нотах нотный стан состоит из отдельных черточек, так как нотку сажали не на готовый стан, а уже выплавляли со своим насестом. Так и оказалось.

Побывать бы там еще когда-нибудь...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-10-25 11:20 (ссылка)
Да, нотный набор тоже существовал, но практиковался, по-моему, реже (по крайней мере в 19-20 веках).

(Ответить) (Уровень выше)


[info]karina_zybina@lj
2009-10-25 06:31 (ссылка)
А я там была и даже какое-то время регулярно - работала на архивной практике...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-10-25 06:43 (ссылка)
И что-нибудь интересное откопали?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]karina_zybina@lj
2009-10-25 06:49 (ссылка)
Интересно было все! Моя функция заключалась в перевозке из дома в музей личного архива альтиста Борисовского и последующей его обработке. За отведенное мне время (кажется, один семестр) я (вместе с преподавателем) успела разобрать, просмотреть и внести в компьютер его стихи :).

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-10-25 06:58 (ссылка)
Талантливые у нас всё-таки люди!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]shatnova@lj
2009-10-25 08:13 (ссылка)
Медные доски поразили. Во-первых и не представляла , как печатали ноты. А во-вторых, показалось, что они (доски)сами по себе так эстетичны, что могли бы стать декоративным предметом. Хотя, возможно, просто текстовые доски и не так привлекательны внешне, но для знатока или просто ценителя... В общем, трудно представить переплавку такой красоты.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-10-25 08:32 (ссылка)
Эти ноты печатались с картинками, потому такие красивые. Но и обычный нтный текст эстетичен сам по себе. Композиторы говорят, что, если партитура на глаз красива, то и звучит хорошо - и наоборот. Так оно и есть, в самом деле.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]shatnova@lj
2009-10-25 17:00 (ссылка)
Вот интересно, а ведь так говорят не только композиторы! Например авиаконструкторы : "Красивые самолёты хорошо летают." Задумалась, к любой ли профессии можно применить? Или только к творческой? и что такое - творческая профессия?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-10-26 04:01 (ссылка)
Творческая - когда работают не только руками, но и головой, и притом создают нечто новое. Поэтому вполне можно творчески тачать сапоги, печь пироги или сколачивать табуретки. А вот автобусы лучше творчески не водить :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]olesya_dvoskina@lj
2009-10-25 09:07 (ссылка)
Ой! А это точно бюст Нейгауза? Уж очень на Гольденвейзера похож.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-10-25 11:14 (ссылка)
Тьфу ты, бес попутал! Конечно, Гольденвейзера! У меня же табличка перед глазами была, когда писала (я её сфотографировала) - и вот, смотришь в книгу, видишь... фугу.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]yudinkostik@lj
2009-10-25 09:11 (ссылка)
замечательные рисунки Шемякина, спасибо)

(Ответить)


[info]r_v@lj
2009-10-25 09:46 (ссылка)
Все в новинку и ужасно интересно. Спасибо за экскурсию )

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-10-25 11:19 (ссылка)
Я сама там впервые была, да ещё со столь компетентным гидом.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]r_v@lj
2009-10-25 11:36 (ссылка)
Змеится путь, не упуская гида
Она могучей волею влекома,
И смотрят обитатели Аида,
Как будто выходящие из комы...

Хорошее начало для сонета,
Но продолжать, сгущая мрак, не буду,
Как говорил Харон, "Гони монету!"
В ушко иглы глядящему верблюду.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-10-25 11:49 (ссылка)
А каменные гости улыбались,
друзьям из плоти по старинке рады:
о дай мне руку, пусть не насовсем...

И новой песни зрела в сердце завязь
но застревала в терниях ограды
хранившей тот мусический Эдем...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]r_v@lj
2009-10-25 12:00 (ссылка)
Четверострофья подведу итог:
Тут 20 пальцев надо - сам б не смог ))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tambovchanka1@lj
2009-10-25 11:02 (ссылка)
Спасибо, очень интересно! На досках интересно ноты "наизнанку" читать :)

(Ответить)


[info]petrark@lj
2009-10-25 11:59 (ссылка)
Здорово, большое спасибо! Не знал о досках, очень поучительно.
P.S. Жаль, что присутствие в консерватории Танеева ограничивается тростью...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-10-25 12:25 (ссылка)
Нет, почему же?! Главный корпус носит его имя, наша научная библиотека тоже имениТанеева (и в отделе редкостей стоит его собрание книг и нот), класс - тоже "танеевский" (доска висит), в музее бюст стоит...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]petrark@lj
2009-10-25 12:42 (ссылка)
Ну и ещё он висит первым на доске почёта у входа в Малый зал.
Всё это прекрасно, но кто музыку играть будет?! В конце концов, в отличие от Н.Г. Рубинштейна, С.И. великий композитор был.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-10-25 13:00 (ссылка)
Играют иногда... Но это не ко мне, я же не исполнитель и не танеевед, хотя С.И. уважаю очень.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]petrark@lj
2009-10-25 13:42 (ссылка)
Угу. Редко-редко и тайком.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lemuel55@lj
2009-10-25 13:01 (ссылка)
Здорово, как всегда...
Медные доски особенно впечатлили. И шаржи :)))

(Ответить)