ОСТРОГОЖСК – ГОРОД НА ТИХОЙ СОСНЕ
Неуклонное расширение территории Российского государства в XVI—XVII вв. требовало укрепления новых рубежей, которые служили бы также препятствием от набегов беспокойных соседей. Оборонительными сооружениями долговременного типа в российских южных и юго-восточных пределах являлись так называемые засечные черты. Название это пошло от того, что первоначально они состояли из засек, в безлесных местах, чередовавшихся со рвами, земляными валами, частоколами и другими препятствиями. Каждая засечная черта имела цепь опорных пунктов, больших и малых крепостей. Одной из таких укреплённых инженерных систем была Белгородская засечная черта, строившаяся в 1635—1658 гг. с городами-крепостями Ахтырка, Белгород, Воронеж, Козлов и др. В число других входила и крепость-острог Острогожск, возведённая в 1652 году на Острогожском городище* на берегу реки с поэтическим названием Тихая Сосна, с одной стороны, и речки Острогощи, русло которой ныне уже высохло, — с другой. Ранее Острогожска на Тихой Сосне в 1637 году был построен укреплённый пункт Верхососенск, а позже в этом же регионе построили крепостицы Ольшанск (1644), Коротяк (1647), Урыв (1648).
Что касается строительства крепости, то оно велось обычным в ту пору способом. Сюда прибыли из разных русских городов 40 стрельцов, 20 пушкарей, 200 станичников и детей боярских, а через два дня после закладки крепости — свыше тысячи украинских переселенцев, или черкасс, как тогда называли выходцев с Украины, во главе с полковником Иваном Николаевичем Дзиньковским. Вообще малороссийских казаков, или черкасс, можно считать первыми поселенцами этого региона: они здесь селились ещё до укрепления Белгородской линии, вероятно, со второй четверти XVII века. Казаков, пришедших с Дзиньковским, привели к присяге и направили на вечное поселение и несение службы во вновь строящийся город-крепость на реке Тихая Сосна. Новосёлы получили всё для службы и житья, даже пахотные земли за посадом. Работой руководил опытный строитель воевода Фёдор Арсеньев.
Острогожская крепость была для того времени добротным военно-инженерным сооружением с общей длиной стен около 920 м, с трёх сторон окружённых рвом глубиной и шириной более 4 м, с четвёртой стороны крепость прикрывала река Тихая Сосна. По рву в два ряда проходил дубовый частокол, кроме того, имелись «вертевшиеся перекладины с кольями, не позволявшие приближаться к острогу для влезания на него». Примечательно, что остатки крепости простояли до 50-х годов ХХвека. Да и теперь, пожалуй, ещё можно найти следы так называемой провальни — обрушившегося подземного хода от крепости к реке.
Город быстро рос. Сюда большими массами приезжали переселенцы из Великороссии и Украины. Приезжавшие расселялись на свободных территориях к западу и востоку от уже сформировавшегося ядра — крепости и посада, образуя слободы. Пригородные острогожские слободы защищались надолбами, которые в 1669 году были заменены земляным валом и рвом протяжённостью примерно в 1,6 км.
Казачий полк во главе с полковником Дзиньковским постоянно пополнялся новыми выходцами из Украины, и в 1664 году был образован особый черкасский острогожский полк. Под его «юрисдикцией» находились территории нынешних Острогожского, Бирючевского и Богучарского районов. Полк надёжно нёс охрану южных границ России от набегов крымских и нагайских татар. Правда, особо крупных боёв с ними не было: степняков успевали перехватывать на дальних подступах, да и они не имели особого желания связываться с сильным гарнизоном крепости.
И всё же был случай, когда Острогожск едва устоял: царь Алексей Михайлович (1629—1676) уже было принял решение срыть крепость за намерение её казацкого командира поддержать Степана Разина. Дело было так.
Полковник Дзиньковский, лично знавший Степана Разина по совместной борьбе с крымскими татарами и турками, установил с ним связь и стал посылать на Дон порох, хлеб, мёд, вино и другое продовольствие. В августе Степан Разин с главными силами пошёл вверх по Волге, с конечной целью овладения Москвой, а вспомогательные удары на Москву с юга планировалось нанести от Воронежа силами под командой есаула Я.Гаврилова и со Слободской Украины от Коротояка войсками во главе с Фролом Разиным. Впереди шёл небольшой отряд во главе с атаманом Фёдором Колчевым, который имел важное поручение — установить контакт с полковником Дзиньковским. 9сентября, на рассвете, разинцы подошли к Острогожску. 10(20) по приказу полковника были пропущены в крепость, затем с помощью жителей и гарнизона заняли Ольшанск. На созванном по казачьему обычаю круге было зачитано письмо от Степана Разина: «Пишет Вам Степан Тимофеевич всей черни. Кто хочет богу и государю послужить. Да великому войску, да и Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и Вам бы за одно изменщиков выводить и мирских кровопийцев выводить. И мои казаки како промысел станут чинить и вам идти к ним в совет и кабальные и опальные шли бы в полк к моим казакам».
Подлинник этого письма хранится в Московском государственном историческом музее. В Острогожском краеведческом музее экспонируется его фотокопия.
Круг постановил поддержать восставших, началось формирование отрядов. Тем временем к Острогожску приближались два полка белгородского воеводы Григория Ромодановского и «четыреста ратных людей» из Воронежа. А в самом городе группа лиц из зажиточных людей захватила И.Дзиньковского и Ф.Колчева. Попытка жены Дзиньковского Евдокии сообщить о случившемся Фролу Разину закончилась неудачей: посланца перехватили. Теперь все старания царских военачальников были направлены на Коротояк, куда по Дону подходили казаки Фрола Разина на 70 стругах. 27 сентября 1670 года правительственные войска, имевшие численное превосходство, разгромили восставших у стен Коротоякской крепости.
Вернувшись в Острогожск, воевода князь Ромодановский учинил расправу над острогожцами. Сразу же были расстреляны руководители восстания, в том числе и полковник Иван Дзиньковский. Многие повстанцы после жестоких пыток были повешены на поставленных вдоль Тихой Сосны висилицах. Жене полковника Евдокии Дзиньковской отрубили голову. Детей Дзиньковских сослали в Сибирь.
После подавления восстания власти собирались вообще покончить с Острогожском, расселив его жителей по разным местам. Но татары снова напомнили о себе. В мае 1673 года они подходили к городу «в числе тысяч с две, побили и угнали много людей, конные и животные стада отогнали и разорения чинили». Волей-неволей пришлось укреплять мятежный город и его гарнизон. Однако связь с разинцами в Москве всё же не забыли. В 1724 году предписано было русских посадских людей вывести из Острогожска в Коротояк, а из Коротояка казаков черкасских в Острогожск. В 1765году указом Екатерины II из острогожского слободского полка был сформирован гусарский полк, жители переименованы в государственных войсковых обывателей, а на территории острогожского полка учреждены Бирюченский, Богучарский, Коротоякский и собственно Острогожский уезды.
В 1681 году состоялся последний крупный набег крымских татар на южные окраины Московского государства. Белгородская линия сыграла свою роль, в том числе и Острогожск с его внушительным казачьим гарнизоном. С этих пор Острогожск как крепость начинает терять своё стратегическое значение, впрочем, как и вся белгородская засечная линия.
И всё же Острогожск не совсем утрачивает своё военно-политическое значение. К военному следует отнести то, что Острогожский казачий полк становится непременным участником всех походов русской армии, особенно активное участие принимает в Азовских походах.
Вот что писали об этом острогожцы Петру I: «Да мы ж, холопы твои, с боярином и воеводою с Борисом Петровичем Шерметевым громили татар на речке Берестовой и были мы, холопы твои, на приступах под турецким городом Кази-Карменом, и на приступах бились с неприятельскими людьми не щадя голов своих, раны и всякую нужду терпели и кровь проливали». Не остались в стороне острогожцы и при строительстве флота в Воронеже. Туда направлялись плотники и мастеровые разных профессий, а в самом Острогожске строились будары (транспортные лодки). Учитывая все эти заслуги острогожских казаков, а также то, что большая часть жителей города была из среды украинских казаков, Пётр I назначил здесь 16 ноября 1696 года встречу с Мазепой. Встреча состоялась на Майдане (площадь в слободе Новая Сотня. — В.К.), в специально приготовленном шатре. Ныне на этом месте имеется памятный камень. Мазепа ещё скрывал свои замыслы и преподнёс Петру турецкую саблю, оправленную золотом и драгоценными камнями, и щит на золотой цепи. Молодой царь, довольный только что одержанной победой под Азовом, обласкал гетмана, подтвердил острогожцам все их прежние привилегии и подарил городу 52-пудовый колокол.
http://www.mil.ru/info/1068/11278/1
April 2035
|
Нашел вот про свой город
|