Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет d_pankratov ([info]d_pankratov)
@ 2007-08-15 00:20:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
День памяти и Славы.
В этот день погиб, защищая Русский город Смоленск, дружинник со звучным и странным для Руси латинским именем Меркурий. Он был римлянином. Умер за Русь. Сражаясь вместе с русскими дружинниками, он смешал свою кровь с нашей кровью и нашей землёй, став по праву жизни и смерти Русским воином.

Как это было.

Зимой 1238 года войска хана Батыя после неудачного похода на Великий Новгород повернули на юг. Сквозь дремучие леса тумен (отряд) Батыя, собранный в кулак, одной колонной пробивался к Смоленску. Сотники и десятники торопили воинов: в городе каждый получит шубу и серебряные чаши. Руситы напуганы славными победами Бату-хана. Они не осмелятся сопротивляться. В начале апреля передовые сотни монголов остановились под Долгомостьем. Началась оттепель. Болота растаяли. Хрупкий весенний лед ломался под копытами коней. Разведчики долго кружили на опушке леса, разыскивая дорогу к городу. Несколько смельчаков, пытавшихся проехать напрямик, утонули в болоте. У костров десятники пытали пленных, доискиваясь безопасного пути к Смоленску. Но люди умирали не выдав тайны. Только на вторые сутки местный бортник, не вытерпев страшных мук, указал тропу через долгомостьевское болото. Растянувшись узкой лентой, конница Батыя двинулась к городу, где у края болота уже стояли в боевом строю смоленские дружинники во главе с Меркурием. Разгорелось ожесточенное сражение. Падали монголо-татарские всадники, пораженные стрелами лучников. По трупам подвигались вперед следующие десятки. Дружинники косили и их, однако долго противостоять превосходящим силам неприятеля они не могли и стали отходить к городу. Тогда на его защиту поднялись все жители.
-Лучше умрем в бою, чем покоримся врагу – заявили они.
На поле, перед Молоховскими воротами, закипела кровавая битва. Смоляне перебили многих монголо-татар, после чего Батый приказал отступить и идти в обход Смоленска. Напрасно его брат, вспыльчивый Орда, кричал о позоре отступления. Батый сказал:
-Нашествие на западные страны еще не закончено. Нужно беречь войско. И так мы слишком много потеряли воинов.
Тумен Батыя повернул на юго-восток, к Козельску, а Смоленск был спасен от разорения. В схватке с монголо-татарами погиб предводитель дружинников Меркурий. В 13 веке было создано «Сказание о Меркурии Смоленском», в котором рассказывалось о безответной любви русского народа к родной земле, прославились ратные подвиги Меркурия и других славных смолян.
\ И. Смирнов. Смоленск–город-герой. 1988г.\

1238 году татары обошли Смоленск, коснувшись только восточных частей княжества. В следующих1239-1240 г.г. татары двинулись на южные русские княжества, разгромили и завоевали их, но Смоленск снова остался в стороне от движения захватчиков. Верно, отдельные отряды татар приближались к Смоленску со стороны Ельни. 15 августа 1239 г. татарский отряд подошел к Смоленску, но смоленские жители сумели отстоять город. Татары были разбиты. Под первым впечатлением боев с татарами возникла сказочная повесть о героическом подвиге воина Меркурия, остановившего врага. Обезглавленный в бою, он принес свою отсеченную голову в город. Таким образом, Смоленск избежал татарского погрома, в то время, как города северо-восточной Руси и южного Поднепровья были в развалинах.
\ Н. Андреев, Д. Маковский. Смоленский край в памятниках и источниках. Ч.1.1949 г.\

Имя Меркурия носили два боевых корабля, о незабываемом подвиге одного из них я рассказывал ранее.
С недавних времён один из отрядов спецназа, дислоцированный на территории Смоленской области носит это же имя.


(Добавить комментарий)


[info]ir_ingr@lj
2007-08-14 17:39 (ссылка)
Любопытно, а я всё недоумевал названию на визитке знакомого офицера.

(Ответить)


[info]roman_n@lj
2007-08-14 17:41 (ссылка)
Отлично. В мемориз.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]d_pankratov@lj
2007-08-14 17:44 (ссылка)
добавлю:
причислен к лику святых РПЦ под именем Меркурий Смоленский.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]u4450b@lj
2007-08-14 18:22 (ссылка)
Был христианином?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]d_pankratov@lj
2007-08-14 18:25 (ссылка)
да, из знатного римского рода, там у себя (что удивительно) принявших христианство в форме православия, и, в последствии, перебравшийся всей семьёй на Русь.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]atmavada@lj
2007-08-14 18:05 (ссылка)
+1

(Ответить)


[info]tanasquel@lj
2007-08-14 20:31 (ссылка)
а)ссылку на источник
б)Меркурий мог оказаться и крещёным в католичество русским,препятствий этому тогда не было.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]d_pankratov@lj
2007-08-14 23:36 (ссылка)
а) посмотри сам, по любому запросу выдаст немало
б) могло быть всё что угодно, а стало только так как есть

мне не нравится быть в позиции "докажи, что не верблюд".
если кто-то сомневается, то сомневающийся и приводит источники, с указанием обратного, а не свои измышления.
иначе я закопаюсь в каждой теме в библиографических справочниках по каждому моменту.
эта история весьма известна среди жителей Смоленска, а тем более той части, чьим именем названа.

и дополню: никогда не претендовал на безупречность, но никогда не понимал когда упрекают в том, чего не придерживаются сами.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]d_pankratov@lj
2007-08-15 15:16 (ссылка)
извини, если погорячился, просто общеизвестно, что при крещении католики не заставляли менять прошлые имена на новые.
Святая Брунгильда - в порядке вещей...

Если бы этот человек принял православие у нас - он бы назывался по святкам, и имел бы другое имя. А так - это человек, который крещён в православие за пределами Руси.

просто логика.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tanasquel@lj
2007-08-15 15:41 (ссылка)
да ладно:) у нас в сами это невпервой:)
ПРо святки не соглашусь, тут как бы всё логично, нов от в святнах нет имени Жидята,Жидослав и Чорт, а их носили вполне себе уважаемые люди.

(Ответить) (Уровень выше)

Офф
[info]ex_hildebran394@lj
2007-08-15 00:21 (ссылка)
Можно узнать Ваш номер аси?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Офф
[info]d_pankratov@lj
2007-08-15 00:29 (ссылка)
конечно можно.
достаточно посмотреть мой профиль в ЖЖ
а если зайти на сайт (который сейчас заблокирован, но, думаю, что к вечеру будет работать), то там будет куча другой контактной информации
ICQ 131152848

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Офф
[info]ex_hildebran394@lj
2007-08-15 01:14 (ссылка)
Данке.

Про профиль я как-то и забыл.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]koolamesa@lj
2007-08-15 02:25 (ссылка)
Спасибо, читал с интересом.

Позвольте вопрос (исключительно чтобы понять, безовсяких других намерений). В профиле написано, что Вы язычник. В заметке - о русском воине, признанном после православным святым. Собственно вопрос: Ваша вера позволяет Вам не враждовать с православием? Я правильно понял?

Заранее приношу извинения, если вопрос некорректен.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]d_pankratov@lj
2007-08-15 08:04 (ссылка)
для язычника важнее кровь, чем вера
а моё отношение к другим верам здесь:
http://d-pankratov.livejournal.com/102305.html

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]laweless@lj
2007-08-15 08:23 (ссылка)
очень согласен.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]koolamesa@lj
2007-08-15 09:32 (ссылка)
Спасибо большое. Позицию понял. Не готов сказать, что согласен, но как минимум уважаю.

Сам ведь, хоть и крещён, люблю через купальский костёр прыгнуть :)


Ещё раз спасибо.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]fler_du_male@lj
2007-08-16 09:04 (ссылка)
У исмаилитов, если не ошибаюсь, был такой принцип: "люби свою веру, но не осуждай другие".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]koolamesa@lj
2007-08-21 01:27 (ссылка)
Принцип поддерживаю :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ctapukan@lj
2007-08-15 03:24 (ссылка)
Немного непонятно. Какой римлянин может быть в 13-м веке?
И ещё "о безответной любви русского народа к родной земле", очепятка?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]d_pankratov@lj
2007-08-15 08:05 (ссылка)
римлянин может быть в любом веке, в том числе и в веке двадцатом
житель Рима.

да, опечатка

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]atmavada@lj
2007-08-15 17:56 (ссылка)
Вполне себе мог быть римлянином, тем более в 13 в. Как известно, исторически гос-во под названием "Византия" не существовало (давным-давно был городок -- Византий, на месте Констант.), а была восточно-римская империя, жители которой себя называли ромеями (то бишь римлянами). "Византия" как термин больше несет политический подтекст, придумали его западные историки, мол, они (западные) унаследовали античность (от Рима, а тот от Эллады), хотя их предки (германцы) Рим крушили, а вот остальные (православные народы) наследовали культуру "восточной деспотии", то бишь Византии. Тогда как Византия и была подлинной наследницей античности (историческая область Греции, т.н. Малая Греция, балканы, малоазийские колонии греков-ионийцев, где рождалась греческая мысль, милетцы, Эфес), язык -- греческий, можно и дальше продолжать. Нужно побольше выяснить об этом святом.
В моей гипотезе святой, однозначно, православный по вероисповеданию (то бишь не католик), но это гипотеза, главное, что римляне (ромеи) в 13 в. были.

(Ответить) (Уровень выше)

ЭЭЭЭ
[info]mcgallen@lj
2007-08-15 04:02 (ссылка)
Наверное все-таки монголы, ага?! :) Татар в войске Батыя не было, они появились позднее уже после походов на Европу, когда была образованна Золотая Орда, где татары составили большинство.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: ЭЭЭЭ
[info]koolamesa@lj
2007-08-15 09:58 (ссылка)
Вообще-то монголов в войсках, вышедших из Монголии было чем дальше, тем меньше. Поэтому - нормально, татары.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: ЭЭЭЭ
[info]mcgallen@lj
2007-08-15 15:58 (ссылка)
Это характерно для более поздних времен империи Чингисхана. При Батые и даже позже, при хане Хубилае, монголы крайне неохотно использовали не монгольские формирования. И то, в качестве вспомогательных (инженеры например)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: ЭЭЭЭ
[info]koolamesa@lj
2007-08-21 01:30 (ссылка)
Я базируюсь на Гумилёве. Понимаю, что источник так себе, но в этом месте я готов ему доверять. Тем более, что не так давно поляки раскапывали места боевой славы похода Батыя "к последнему морю". Монголоидов среди трупов - 10% от всего количества. Вряд ли это потому, что их сжигали или забирали.

Что скажете?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]skavyanin@lj
2007-08-15 04:20 (ссылка)
предыдущим двум))): да какая разница?

(Ответить)


[info]megaslav@lj
2007-08-15 06:27 (ссылка)
интересно...

(Ответить)