Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет damadiluma ([info]damadiluma)
@ 2012-08-11 09:51:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Швеция: "И рыбку съесть, и..."
После завершения майского саммита НАТО в Чикаго министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт заявил, что его страна сделала шаг навстречу Организации Североатлантического договора, присоединившись к созданному форуму сотрудничества с НАТО стран, не являющихся членами Альянса. Это и неудивительно, ведь истоки такой политики скандинавского государства были заложены еще давно.


Королевство Швеция является одним из мощнейших и самодостаточных государств северного региона Европы с давними имперскими амбициями. Стремление доминировать в северо-восточной части Европы и в регионе Балтийского моря неоднократно приводили Швецию к столкновениям с Россией, Германией и Польшей. Однако в ходе Северной войны королевству не удалось удержать свои обширные завоевания, и оно потеряло половину своих восточных территорий, которые отошли к России. Следующие несколько столетий Швеция находилась в тени, но стремление стать сильной мировой державой постоянно давало о себе знать. Одновременно с этим, ещё задолго до Первой мировой войны, страна испытывала сильное германское влияние. Королевство склонялось к союзу с Германией и усиливала военные приготовления, обосновывая их опасностью со стороны России, вызываемой политикой этого государства в Финляндии.





В начале Первой мировой войны все скандинавские страны заявили о своём нейтралитете. Но этот нейтралитет всё же склонялся в пользу той или иной из воюющих сторон. Швеция была благосклонна к Германии. В этот период между политическими партиями страны сохранялся гражданский мир. Действовала особая система хозяйствования и карточная система. Нейтральное положение благоприятно сказывалось на развитии экономики. Уже в первые годы войны Швеция была завалена заказами воюющих сторон, в связи с чем

государству удалось расширить производство, погасить задолженности по иностранным займам, скопить крупные золотые запасы. Однако шведская политика поддержки Германии вызвала протест со стороны Великобритании, которая заблокировала шведское судоходство. Это в сочетании с неурожаем вызвало в 1917—1918 годах тяжёлый продовольственный кризис в стране. Политические противоречия обострились до такого накала, что Швеция оказалась на грани революции, и западному миру с большим трудом удалось стабилизировать ситуацию в этом государстве.

Усвоив уроки Первой мировой войны, Швеция в межвоенный период продолжила политику соблюдения нейтралитета, но неразборчивость в дружбе и патологическая ненависть к большевикам привела к дружбе с Гитлером. Поэтому неудивительно, что в период Второй мировой войны через территорию Швеции осуществлялся транзит оружия немецким соединениям. Кроме того, шведы интенсивно вооружали нацистскую Германию, предоставляли ей кредиты, поставляли собственное вооружение и являлись крупнейшими поставщиками железной руды для нужд германской военной промышленности. Благодаря своей осторожной политике (соблюдение нейтралитета с одной стороны и заигрывание с Гитлером с другой стороны) Швеция смогла легко перенести военный период.

Вторая мировая война показала шведам не только необходимость конъектурной дружбы, но и необходимость идти в ногу со всем миром, чтобы не оказаться на обочине истории. Именно поэтому, забыв о поддержке нацистов, Швеция вступила в такие организации, как ООН (сюда страна вошла в 1946 г.), Европейская ассоциация свободной торговли (вступила в 1959 г.) и Европейский союз, к которому страна присоединилась 1 января 1995 г. по решению проведенного референдума.

Кроме того, устоявшаяся исторически неразборчивость политики Швеции во времена «холодной войны» привела ее к тесным взаимоотношениям с рядом государств-членов НАТО. Практически с момента создания Альянса шведское руководство объявило, что де факто ряд стран НАТО дают гарантии безопасности Швеции в случае, если она подвергнется нападению.

Несмотря на эти договоренности, Стокгольм не забывал и о собственных оборонных и военных потребностях. Амбициозные скандинавы, прикрываясь фальшивой ширмой «нейтралитета» в течение долгого периода времени скрытно осуществляли плановое развитие своих вооруженных сил.

Сегодня, благодаря средствам, потраченным на модернизацию армии и обороны, в Швеции созданы профессиональные и хорошо оснащенные вооруженные силы. Шведская армия насчитывает 25 тыс. человек и является одной из самых мощных в Балтийском регионе. На ее вооружении состоят танки, боевые машины пехоты, самоходные гаубицы, средства ПВО, 165 боевых и 102 вспомогательных самолета, свыше 50 надводных кораблей и пять подводных лодок. Практически все – собственного производства.

Еще в годы «холодной войны» нейтральная Швеция была десятым в мире экспортером оружия. За последние же 20 лет она и вовсе поднялась на седьмое место, продавая вооружения на сумму почти в два миллиарда долларов. Покупателями продукции шведского ВПК являются Голландия, Индия, Пакистан, ЮАР, страны Латинской Америки и даже США и Великобритания. Особую славу снискали истребители JAS 39 «Gripen», БМП CV90 и артиллерийские радары «ARTHUR». Так что в этом плане Швецию вряд можно было бы назвать нейтральной.

Хотя официально Швеция не входит в НАТО, однако это не мешает ей развивать с Альянсом военное сотрудничество. Шведы участвуют в программе «Партнёрство ради мира», 500 шведских военнослужащих воюют в Афганистане под командованием Альянса, восемь истребителей использовались для обеспечения бесполетной зоны над Ливией. В Швеции расположен Североевропейский аэрокосмический испытательный полигон, который является испытательной площадкой для НАТО и США. Шведская территория всё чаще используется блоком для проведения военных учений.

Деятельность «миссионеров» НАТО приносит свои плоды. Последние опросы показали, что количество людей, выступающих за членство Швеции в НАТО, увеличилось с 17% в 2005 году до 35% в 2011-м, то есть, более чем вдвое. Уже подготовлена и идеологическая основа, объясняющая необходимость присоединения Швеции к Альянсу. Зачем идти в НАТО? Ответ – чтобы защитить молодые демократии, которые обречены на «съедение русским медведем».

Стремление «нейтралов» размять мускулы привело к тому, что шведские военные эксперты нарисовали страшную картину российского вторжения на территорию стран Балтии. Поэтому единственным выходом в противостоянии с «коварной» Российской Федерацией шведы считают целесообразным разместить в Прибалтике на постоянной основе две-три бригады альянса. При этом они уже готовы выделить свой воинский контингент для его размещения в Латвии.

За последние десятилетие Швеция широко взаимодействовала в военной и военно-технической сфере со странами Балтии и помогала им совершенствовать вооруженные силы и систему обороны. И теперь встал вопрос закрепления своих позиций в данном регионе с целью решения национальных геостратегических задач чужими руками и жизнями.

Другим примером шведского «нейтралитета» является активное участие этой страны в создании Северной боевой группы Евросоюза, которая предназначена для выполнения боевых задач на северном фланге ЕС в условиях Заполярья. Стоит добавить, что данное воинское соединение напрямую не входит в структуру НАТО, но активно с ним сотрудничает. Она создана для привлечения имеющих статус нейтральных государств Швеции и Финляндии к военным операциям стран-участниц НАТО. И это не случайно, так как ресурсы Северного Ледовитого океана привлекают сейчас многих. Поэтому и стремятся скандинавы осуществить планы своих могучих покровителей по вытеснению России из арктического региона, ведь одну битву с ней они уже проиграли – проект «Северный поток» воплощен в жизнь.

Швеция пыталась сделать все, чтобы планы «Газпрома» не были реализованы. С этой целью скандинавы выдумывали самые разнообразные препоны, порой даже невероятные. Началось все от беспокойства за экологию у шведских берегов и закончилось тем, что газовая труба будет использоваться в интересах российской разведки. Кроме того, шведы попытались использовать российско-грузинский конфликт 2008 года, чтобы заблокировать строительство «Северного потока». Не вышло. Зато весь мир увидел истинное лицо «нейтралов», которые поддержали грузинскую агрессию против Южной Осетии. Это и немудрено, ведь в Швеции уже давно создан плацдарм для культивации международного терроризма, с которым якобы страна активно борется. Стокгольм занимается миротворчеством, после которого почему-то слышатся выстрелы и взрывы, борется с мировым экстремизмом и терроризмом, покрывая экстремистские и террористические организации у себя дома, говорит о нейтралитете, но с бряцаньем оружия поддерживает прибалтийских нацистов, белорусских псевдо борцов за свободу, чеченских и арабских боевиков.

Некоторые аналитики уже давно говорят, что Швеции пора сделать выбор: нейтралитет или НАТО. Специалисты утверждают, что шведы оказывают поддержку альянсу столь многочисленными способами, что скандинавская страна может с таким же успехом присоединиться к альянсу официально и отказаться от своего нейтрального статуса.

С другой стороны, а может такая политика, наоборот, вполне устраивает шведское руководство, ведь лучше быть в стороне и иметь определенные дивиденды, когда основные геополитические игроки выясняют отношения.


Источник: http://za-kaddafi.zews.su/na-tjomnoj-storone/analitika/978-геостратегические-амбиции-швеции