Андрей Пионтковский, исполнительный директор Центра Стратегических Исследований (Россия), научный сотрудник исследовательского центра Hudson Institute (США).
Вопрос: Каким образом глобальный экономический кризис способен повлиять на внутреннюю ситуацию в России?
Пионтковский: В Соединенных Штатах это серьезнейший структурный экономический кризис. Некоторые эксперты связывают его с "кондратьевскими циклами", с необходимостью замены всей парадигмы технологий. Это очень серьезный экономический и социальный кризис в ряде стран, окружающих Россию. Например, в той же Украине, где уже прошла девальвация гривны, и на повестке дня возможный дефолт.
Но в России происходит нечто более серьезное. Это системный кризис того мутанта, который сложился за последние полтора десятилетия и окончательно сформировался за восемь путинских лет. Этот мутант, на мой взгляд, не имеет никакого отношения к тому, что называют "капитализмом" и "рыночной экономикой". Эксперты его именуют по-разному - "бандитским", "корпоративным", "семейным" капитализмом, лично я предпочитаю название "бюрократический феодализм". Центральный критерий при оценке экономического строя - характер собственности. Но собственность владельца российского ларька или нефтяной компании условна, она зависит от лояльности к сюзерену. Для владельца ларька сюзереном может быть сержант милиции, а для владельца нефтяной компании - национальный лидер страны.