Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет dedran ([info]dedran)
@ 2007-07-11 12:00:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Культовый молдавский суп-Зама
Сразу, наверное представляется сложное что-то, экзотическое?
Увидев фотографию Вы скажете – Так это ж обычный суп лапша!
Обычный -да не совсем. В разных концах света любой молдаванин, услышав слово Зама замрет в сладостных воспоминаниях,, ,оно как пароль, как ключик к общению.
Это блюдо как лекарство!
От плохого настроения и хандры
От простуды и похмелья,
От лютой стужи и жары.

132.34 КБ

Итак решено- готовим заму.
Я покажу вариант моей бабушки без картошки, она говорила, что заму с картошкой готовят для насыщения ( нажористости т.е) а не для наслаждения.


Заранее приобретаем домашнюю суповую курочку.
Лук репчатый ,морковь,корень петрушки( мне не повезло на наш огород-рынок не завезли).
Стручок перца или гогошарину
Зелень: петрушка и ЛЮБИСТОК.
Квас отрубной (кислый но без брожения)
Домашняя лапша.

66.37 КБ
Приступаю.
Куру нарезаю на порционные кусочки, и в процессе разделки опытным взглядом определяю, что куррица уже не молода ( судя по крепким хрящам на суставах , жестким сухожилиям и отсутствием хрящика на грудной косточке ) да еще и несушкой была.Вывод:вариться тебе птичка часа 2..


76.69 КБ
Готовлю на 7 порций, значит варю всю курицу залив без малого тремя литрами воды,и варим прозрачный бульон по всем правилам.(Собирая пенку вначале и не допуская бурного кипения в течении 2 часов)
Так, пока бульон шепчет на плите я готовлю дамашнюю лапшу.
На весь суп достаточно замесить тесто из 2-х яиц и муки стакан, полтора-в общем тесто должно быть упругое.


90.73 КБ
шарик без зелени- на суп, а зеленый - это другая история.
Раскатываю тонко тесто, нарезаю лапшу и оставляю подсохнуть,


124.47 КБ
Зеленая паста из другой оперы.Но пусть будет:)-Время есть пока кура варится можно и впрок пасты накатать нарезать
105.19 КБ

Дальше . Подготовила остальные продукты
2 луковицы одна в шелухе ,ее закладываем мин. за 20 до остальных овощей( придает бульону янтарный оттенок), морковь3 небольших корешка( ох как не хватает корня петрушки)
Перчик острый
Отрубной квас и зелень.


77.61 КБ

Ну вот и два часа незаметно пролетели.Пробуем мясо, добавляем соль.
Нарезам лук и морковь.Луковицу в шелухе вылавливаю из бульона и за борт.
Отвариваю отдельно лапшу,,в это время нарезаный лук морковь и перчик варятся в бульоне.
Готовую лапшу сливаю- промываю( вопреки всем законам- но нам нужно сохранить прозрачность бульона)
и тправляю в суп.Закипело?


73.20 КБ


92.39 КБ

А теперь внимание очередь того,что превращает наш суп в Заму!
Отрубной квас и зелень ЛЮБИСТОКА ( леуштян).

96.87 КБ

Отрубной квас с натягом ,но можно заменить соком лимона-зама должна бать кисленькой.
Вливаю квас и нарезаю зелень (вместе с квасом зелень дольше сохранит свежий цвет)
Даю еще раз закипеть. Ну вот пожалуй и все.


Накрываем стол ши и пофтим ла массэ :))- Прошу к столу.


124.15 КБ
..Есть обычай такой- на второй день после свадьбы молодая жена зовет в гости близких родственников мужа и непременно готовит Заму.



(Добавить комментарий)


[info]memuaristka@lj
2007-07-11 06:40 (ссылка)
*захлебнулась слюной*
господи, ну когда я уже поеду к своим?

садистка.

эх. Баба, конечно, курицу не резала. Варила так. Потом разбирали...... Ещё в заме плавали невылупившиеся яйцы :))) и пупок :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]dedran@lj
2007-07-11 06:44 (ссылка)
Собирайся поскорей.И ко мне заглянешь :))
Ну есть и пупок и яцы - там где кура уже по запчастям разобрана.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]memuaristka@lj
2007-07-11 06:48 (ссылка)
да вижу,вижу. плачу, но сквозь слёзы - вижу!

кажный же день раньше летал самолёт Донецк-Кишинёв.
сволочи. какую страну развалили.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]md_lexx@lj
2007-07-11 08:50 (ссылка)
Извените что вмешиваюсь, а можно мне пупок из замы :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dedran@lj
2007-07-11 08:55 (ссылка)
(облизывая ложку)а что был пупок? :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

А это что?
[info]md_lexx@lj
2007-07-11 09:06 (ссылка)
Image
В нижнем правом углу? -----------------------------вот тут?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: серьезно так
[info]dedran@lj
2007-07-11 09:18 (ссылка)
оптический обман следствие всяческих преломлений..:))

А вот крылышко, хочешь?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: серьезно так
[info]md_lexx@lj
2007-07-11 09:20 (ссылка)
Нет, нас на таких преломлениях не проведёшь :)
Пупок и всё тут :)

В крыльях много возни и мало едни :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: капризный какой!
[info]dedran@lj
2007-07-11 10:53 (ссылка)
в курице пупков 1 штука, а крыльев два :))

да, в детстве за пупок всегда драчки были, и эххх старшие всегда побеждали

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: капризный какой!
[info]md_lexx@lj
2007-07-11 11:02 (ссылка)
Ну так а я был младший так что пупки всегда доставались мне (взрослые мне в тарелку ложили их):)
Тем более что растушиий организм требует больше :)

Просто был я в детстве вредный и ел только пупки и всё, потом научился кушать ножку так радости то было у родителей что не надо теперь выдумывать двухпупковую курицу :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]memuaristka@lj
2007-07-11 09:01 (ссылка)
начинаааается........ :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]md_lexx@lj
2007-07-11 09:07 (ссылка)
Нет ну вы не подумайте, я вообще то вчера ещё занимал очередь, и вообще я не месный и мне надо быстро чтоб .... :)))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]abugaisky@lj
2007-07-11 06:45 (ссылка)
Замечательно, Наташа!

Эх, какую лапшу я варил из воронежского петуха! Часа 4 варился, правда, но потом - просто песня. Надо ещё разок заказать на рынке именно петуха с гребешком - это классика!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]dedran@lj
2007-07-11 08:52 (ссылка)
у нас так сложилось:
Из петуха классика это холодец(объедение)
А из куры- Зама.

А что воронежские какие-то особые? или он просто воронежский без всяких сакральных смыслов?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]abugaisky@lj
2007-07-11 08:55 (ссылка)
Нет, воронежский петух это не как грибовский укроп или нежинские огурчики ;-) - просто приятель ездил к тёще в Воронеж и привозил петухов от щедрот

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

мммм нежинские огурчики
[info]dedran@lj
2007-07-11 08:59 (ссылка)
Андрей!!а вот это уже запрещенный прием.( у закомой там мама жила, она угощала пару раз)

Чем славен грибовский укроп?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: мммм нежинские огурчики
[info]abugaisky@lj
2007-07-11 09:00 (ссылка)
Самый душистый и раскидистый ;-)

Огурчики буду малосолить на этой неделе - отчитаюсь

(Ответить) (Уровень выше)


[info]malenkayasmert@lj
2007-07-11 07:04 (ссылка)
Спасибо, теперь я знаю, как это правильно готовить.)
Мне еще в книге одной встречалось упоминание о рыбной заме. Там есть какие-то особенности?)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]dedran@lj
2007-07-11 08:54 (ссылка)
Особенности замы впринципе - хороший прозрачный наваристый бульон и кислинка.
И я чаще встречала рыбную с рисом.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]galka__@lj
2007-07-11 08:16 (ссылка)
Красотищща!
Но я бы тоже варила целиком, а потом разбирала. Так есть удобнее.
А корни замечательно сушатся, кусочками на бумаге в тени, и в банку. То есть если есть свежие петрушка, пастернак, сельдерей - отлично, а нет - сушеный корешок, вот он

Надо наконец сподобиться на домашнюю лапшу...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]abugaisky@lj
2007-07-11 08:56 (ссылка)
Если варить порубанную, навару будет больше. Все французские авторитеты и говяжьи кости советуют колотить молотком на мелкие части для бульона.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]galka__@lj
2007-07-11 09:02 (ссылка)
ок, порубанную. но потом вынуть и разобрать
авторитеты, небось, от колоченных костей еще и процеживают

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]abugaisky@lj
2007-07-11 09:10 (ссылка)
Совершенно верно и то, и другое. Я в easycooks кинул коммент про куриный бульон

(Ответить) (Уровень выше)


[info]memuaristka@lj
2007-07-11 09:02 (ссылка)
О!
надо запомнить.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dedran@lj
2007-07-11 09:04 (ссылка)
да-да-да !
ну и потерь меньше, мне вкуснее когда кусочек курочки на косточке

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dedran@lj
2007-07-11 09:01 (ссылка)
В этом году насушу- много- зуб даю!

Сподобься- и будет тебе щастя :))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kusto_diva@lj
2007-07-11 09:02 (ссылка)
А у нас ваще корней перушичьих не бывает.Только сельдерей лошадиными головами.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]dedran@lj
2007-07-11 10:08 (ссылка)
Эхь!! но можно и сельдереевый, а можно петрушкины ветки нитью перевязать и эту вязаночку окунуть в бульон.

Да, мой сотрудник со своей командой пролетел в этом году с Калининградом. Едет другая команда.Я их почти не знаю.Но может быть попробую с ними состыковаться тебе передать коренья:))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kusto_diva@lj
2007-07-11 11:39 (ссылка)
Спасибо,но не надо.Здесь сушеное можно купить всё и ещё чуть-чуть.А сейчас подружка из армении приехала и я вся избалавана
выше макушки.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]elaizik@lj
2007-07-11 09:16 (ссылка)
А в нашей деревне кур таких не бывает. Это на север за ними надо ехать. И любисток - никогда не видела. Нет,он может быть и есть,но я не знаю,как он называется на иврите.
Суп сногшибательный! Была бы курка,сварила бы немедленно...
Вот скоро приятельница-молдованка вернётся из Кишинёва, может она мне любисток найдёт у нас.:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]dedran@lj
2007-07-11 09:30 (ссылка)
О! так может мы с ней состыкуемся я ч/з нее я передам травок сушенных?
сухой любисток практицки аромата не теряет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]elaizik@lj
2007-07-11 10:28 (ссылка)
Вот здорово! Если это так, я ей просто позвоню, она и сама мне купит, не буду тебя загружать. Спасибо за верную мысль!:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dedran@lj
2007-07-11 10:39 (ссылка)
У нас сейчас продается только свежий.
давай так, если у нее не будет времени сушить то мы состыкуемся.( тел 404-103 по Кишиневу)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]allaq@lj
2007-07-11 13:07 (ссылка)
Великолепно выглядит.
Именно то, что я называю куриным супом.
Только что в изикуксе видела вопрос как правильно сварить куриный бульон.
Так вот же, вот так и сварить.
Иногда и дольше выходит.
Главное, курицу правильную найти, остальное дело техники!

Можно ссылку дам?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]dedran@lj
2007-07-11 17:04 (ссылка)
можно,пуркуа бы нет.
Мремя варки я уже на ощупь определяю :)Бывает -бывает и дольше.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]elika7@lj
2007-07-12 04:49 (ссылка)
Мулцумеск Фрумос, Наталья!
Ах, как аппетитно все выглядит! Но вот там, где я жила (на севере Молдавии) заму, почему-то не варили.... А вот холодец (заливное) из петуха - это вы мне напомнили зря! До обеда еще больше часа. Буду вспоминать, какой холодечик прозрачный, как слеза))))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]dedran@lj
2007-07-12 06:48 (ссылка)
как приятно еще одна землячка.
Серьезно на севере не готовят замы?А что там является культовым первым блюдом?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]elika7@lj
2007-07-12 07:01 (ссылка)
Мы жили совсем на севере Молдавии (до сих пор не могу называть ее Молдовой), почти на границе с Украиной - поэтому кухня там сложилась из нескольких культур - украинской, молдавской, еврейской, русской.
Культового первого блюда я вот что-то не помню... Может оно и было, конечно. А вот все остальное - мититеи, голубцы, мамалыгу, вертуты, сладкую бабку - ой, да что там только не готовили))))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]basarabia@lj
2007-07-12 05:44 (ссылка)
"В разных концах света любой молдаванин, услышав слово Зама замрет в сладостных воспоминаниях..."

Везу любисток сухой, коробку целую, сушу каждый раз по приезду в Молдавию. В аэропорту толстощёкий таможенник, явно не обиженный жизнью, решивши на мне отыграться (он ожидал почему-то что я предложу ему пару евро) вызвал собачников дабы проверить мою коробку с травами на, как он выразилсы, "наличие наркотических веществ"..
Да, для меня зама - наркотик, как для украинцИв салО, но собак вызывать...

А заму я варю по тому же принципу, но добавляю cimbru (Satureja Hortensis) или Savory на английском, Sarriette, Herbe de Saint Julien на французском, Santoreggia на итальянском.
Добавляю сухой, в момент закладки картошки (так делала бабушка и мама тоже так делает)
Муж обожает заму, готовлю очень часто, чаще, чем что либо.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]dedran@lj
2007-07-12 06:51 (ссылка)
да-да я чимбру тоже иногда добавляю.
Сейчас он как раз свежий.Накупить- насушить к твоему приезду?

Ну мы ж с тобой уже дали диагноз молдтаможеникам :))))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]basarabia@lj
2007-07-12 10:11 (ссылка)
Наташ, не надо. Мама всё сделает.
Проверь лучше по каким каналам (возможно ли по почте) можно передать в Донецк виноградные листья. Ходят ли автобусы (маршрутки и т.д.) туда и возьмут ли водители пакет на 1-1.5кг? Спасибки, потом сочтёмся.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]shakherezada@lj
2007-07-12 07:49 (ссылка)
Спасибо! Огромное удовольствие получила и от прочтения и от созерцания. А чабер значит по-молдавски "чимбра"? Только я думаю, что это не совсем уж садовый чабер. Есть такая травка Satureja thimbra - это скорее нечто среднее междлу чабером, тимьяном и душицей.
И еще - может я тоже упустила - где про ваш квас можно прочитать?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]basarabia@lj
2007-07-12 10:00 (ссылка)
Нет, чибру - это именно Satureja Hortensis, садовый который, на английском Savory. Известный Thyme - нечто другое по вкусу.
Молдавский квас (bors, читается как "борШ") делается из пивных дрожжей и отрубей. Румыны делают немного иначе, добавляя не только пшеничные отруби, но так же немного кукурузной муки, листья вишни, любисток и чёрный хлеб.
Заменить борш можно обычным кислым хлебным квасом.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]shakherezada@lj
2007-07-12 10:15 (ссылка)
нет, я говорила как раз не о тимьяне (Thyme), а об отдельно взятом чабере. Просто и тимьянов и чаберов очень много разных. Есть ведь и горный чабер, который на садовый не очень-то и похож. Но, вам, конечно, виднее, там на месте. Спасибо за объяснения.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]basarabia@lj
2007-07-12 10:23 (ссылка)
Я поняла, вы подумали что это так называемый "розовый чабер", S/thymbra, но нет, это обыкновенный садовый.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]basarabia@lj
2007-07-12 10:00 (ссылка)
Пардон - ЧИМБРУ

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dedran@lj
2007-07-13 06:48 (ссылка)
мне от бабушки достался рецепт без пивных дрожжей.
2 трети отрубей 1 треть кукурузной муки, запарить теплой( не кипятком) кипяченной водой и корочку хлеба.Воды нужно столько,чтобы получилась кашица.И оставить в теплом месте, до прокисания.Как процесс пойдет, добывить еще половину от объема кашицы отрубей и залить еще двумя частями теплой воды.
Опять оставить в теплом месте до прокасания.
Нужно пробовать, как только квас прокис до желаемого вкуса, жидкость сцеживаем и храним в холодильнике.А в оставшуюся закваску дабавляем еще смеси 2/3 отрубей+1/3кукурузной муки+ вода и дальше киснет следующая партия.
Используем для подкисления красного борща,для окрошки, для замы, для голубцов.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]basarabia@lj
2007-07-13 07:08 (ссылка)
Спасибо за рецепт. Точных пропорций не знала, поэтому никогда сама не делала.
Ты в личку мне повтори, пожалуйста, свои телефоны. Вечером позвоню. Целую.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kusto_diva@lj
2007-07-13 06:00 (ссылка)
Наташ,вот здесь http://kulinaria.nnm.ru/ увидела твой пост со
всеми фотографиями, но не увидела нигде,что это твое.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]dedran@lj
2007-07-13 06:33 (ссылка)
Спасибо за бдительность Татьяна :))
это действительно мое, я зарегиться не могла под своим ником- поэтому под другим именем.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]induktor@lj
2009-12-08 18:09 (ссылка)
дякую! думаю, дуже смачно!

(Ответить)


[info]gasterea@lj
2010-04-21 18:35 (ссылка)
Боже мой, у Вас и любисток активно используют (как древние римляне когда-то)! Какая прекрасная вещь молдавская кухня!!!

(Ответить)