ДЕДУШКИНЪ ЖУРНАЛЪ - БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ [entries|archive|friends|userinfo]
dedushkin

[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ [Dec. 23rd, 2006|10:07 pm]
Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ НА ТРУБЕ


©Фотография из альбома Найдёнова

Монастырь основан в 1386 г. матерью героя Куликовской битвы кн. Владимира Андреевича Храброго, супругой кн. Андрея Ивановича Серпуховского кн. Марией Кейстутьевной на городской окраине, на крутом берегу реки Неглинки, на самом краю Кучкова поля. Через три года после основания монастыря кн.Мария, в инокинях Марфа, преставилась и погребена была в основанной ей обители. В 1452 г. тут же была похоронена её невестка кн.Елена Ольгердовна, подарившая монастырю свои вотчины и, в том числе, село Косино. В 1525 г. в Рождественском монастыре была насильственно пострижена первая супруга вел.кн.Василия III Соломония Сабурова. И хотя пострижена она была за то, что не могла принести вел.князю наследника, существует историческая легенда, что в момент пострижения она была непраздна и в последствие родила сына, названного Георгием и ставшего знаменитым разбойником Кудеяром.
В 1501-1505 гг. в обители возвели каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы, окруженный в настоящее время пристройками XVII-XX в.


©etienne

Новый собор пострадал во время пожара 1547 г., но вскоре был восстановлен. В южной алтарной апсиде по повелению царя Иоанна IV был устроен Никольский придел, к которому в XVII ст. пристроили трапезную. В конце XVIII в. собор оказался окруженным с северной и южной сторон крытой папертью, в которой в XIX в. были устроены приделы Сошествия Святого Духа (1814 г.) и свт. Димитрия, митр. Ростовского (1820 г.). В 70-е гг. XVII в. с восточной стороны к собору пристроили усыпальницу кн. Лобановых-Ростовских, надстроенную в XIX в. вторым этажом, в котором разместилась монастырская ризница. На средства кн. Фотинии Ивановны в 1676-1687 гг. была построена каменная церковь свт. Иоанна Златоуста.


Увеличить

В XVI в. над юго-западным углом Рождественского собора располагалась звонница, разобранная в XVII в. и замененная шатровой колокольней, которую в 1835 г. разбил удар молнии. Колокольня над Святыми вратами построена в 1835-1836 гг. по проекту архит. Н. И. Козловского. В нижнем ярусе колокольни на средства С. И. Штерич устроили церковь во имя сщмч. Евгения, еп. Херсонского.


©Гусаров О.

Сохранились здания келий (XVII-XIX вв.), расположенные вдоль восточной стены монастырской ограды, а также настоятельские корпуса. Здание церкви Казанской иконы Божией Матери с трапезной возвели в 1904-1906 гг. по проекту архит. Виноградова в русско-византийском стиле.


©Булкин Ю.

Строительство каменной ограды с четырьмя угловыми башнями было осуществлено в 1671 г. на средства кн. Ф. И. Лобановой-Ростовской. В 1882 г. обитель получила новую ограду, возведенную частично на основании прежней.


©andreanto

В 1812 году монастырь был занят французами. 5 сентября неприятель разбил ворота монастыря и грабил церкви. Образ Николая Чудотворца в серебряном окладе был вынут с места, но при попытке снять ризу, один француз пострадал так, что его на руках унесли из монастыря, после чего иконы больше не касались. Потом в монастыре поселился французский генерал. Трапезная церкви Богоматери была превращена в конюшню. У монастырской ограды французы расстреливали москвичей, обвинённых в поджогах города. Множество горожан скрывались за стенами обители, где могли чувствовать себя в относительной безопасности. Сам монастырь сильно разграблен не был.
К началу ХХ века при монастыре имелся приют для малолетних девочек, где их обучали грамоте и рукоделию. Монастырь владел 30 десятинами земли. В нём состояли: игуменья, монахинь 23, послушниц указных 15, неуказных - 210. Обитель имела статус "2-го класса необщежительного женского монастыря".
В 1922 году монастырь был закрыт. Храмы и кельи стали использовать под жильё и всевозможные конторы. Часть послушниц монастыря продолжали жить в кельях и после его закрытия. К концу 70-х гг. прошлого века в живых оставались две - Варвара и Викторина (одну из них - строгую старуху в тёмном платке - автор этого поста неоднократно видел в детстве. Приятели, жившие рядом с ней, говорили: "Она тут ещё с "дореволюции" живёт, в монастыре "служила" раньше". Скорее всего видел обеих, но запомнил только одну - уж очень запоминающаяся была. Необычная, осколок какой-то другой, "бывшей" жизни). В 1978 сосед Варвары задушил её, украл несколько малоценных икон, но был пойман и получил срок. Вторую - Викторину, почти ослепшую, взяли к себе жить какие-то сердобольные люди. А через пару лет на таможне попался контрабандист, пытавшийся перевезти за границу церковные ценности. Ниточка привела в Рождественский монастырь. И оказалось, что убиенная Варвара была не простой послушницей, а казначеей обители. Все годы она хранила наиболее чтимые святыни монастыря. Из-за них-то она и поплатилась жизнью.Сосед был лишь подставным лицом.
За годы советского хозяйствования монастырь сильно обветшал, южная стена была полностью разрушена. Снесено монастырское кладбище и "на костях" построено здание школы (в которой автор учился с 1-го по 4-ый класс... Странная советская традиция на испакощенных "отеческих гробах" взращивать "племя младое" - после закрытия этой школы, автор учился в другой, тоже на территории монастыря (другого) и тоже, построенной на месте кладбища, где были похоронены воины, погибшие во время Отечественной войны 1812 г.).
В 1974-1978 гг. ансамбль монастыря был передан МАрхИ. Состояние обители продолжало оставаться отвратительным.
В 1989 г. в Рождественском соборе монастыря была возобновлена служба.
В июле 1993 г. обитель открылась вновь, хотя часть зданий до сих пор принадлежит МАрхИ, в том числе церковь Иоанна Златоуста, на которой нет даже крестов, и которая продолжает разрушаться.
В части ансамбля, переданного церкви, идут восстановительные работы. Отреставрирован Рождественский собор, стены с башнями, восстановлены купола Казанской церкви, обезглавленной после революции, реставрируется трапезная.
В Рождественском соборе поёт замечательный хор.


©Худ.Штогрин Б.

В детские годы вся территория монастыря ("зелёнка", как она называлась на мальчишеском жаргоне) была "исследована" нами вдоль и поперёк - стены, башни, крыши зданий келий, купола церквей. Однажды нашли лаз в подземный ход - был ли это подземный ход или просто вход в подвал, нам так узнать и не удалось - нас засекли бдительные сотрудники конторы, располагавшейся в Рождественском соборе и прогнали. А когда через несколько дней мы предприняли новую попытку проникнуть туда, то обнаружили, к своему разочарованию, что лаз уже заложен кирпичом. Не удалось нам стать юными дигерами. В 7 классе мы увлеклись химическими опытами, а в качестве химической лаборатории выбрали юго-восточную башню монастыря. Через эту многострадальную башню прошёл, наверно, весь ассортимент магазина химтоваров, который располагался на Никольской (тогда 25-летия октября). Периодически над башней поднимались клубы, то белого, то фиолетового, то зеленоватого дыма. И что интересно, никто нам не мешал заниматься там "подрывными работами" - в худшем случае, какая-нибудь проходящая мимо бабуля, начинала чист́ить "фулюганов". Сейчас бы, полагаю, после первого подобного "химического опыта", вся московская служба ЧС с пожарными и специалистами по разминированию уже штурмом брала бы несчастную башню (должен оговорить отдельно, что при проведении нами вышеозначенных опытов, ни одна башня не пострадала).
Я и сейчас стараюсь по возможности чаще бывать в монастыре, слушать чудесный хор в Рождественском соборе, проходить по местам своего детства. И надеюсь, что разрушающаяся Златоустьинская церковь будет, наконец, передана своему законному хозяину и начнётся её восстановление, также как происходит восстановление всей этой древней и красивой московской обители.
LinkОставить комментарий

Comments:
[User Picture]
From:[info]bell_ringer@lj
Date:December 23rd, 2006 - 03:19 pm
(Link)
Спасибо! Очень приятно читать!
Увы, меня (и не только меня) там обижают тем, что не разрешают фотографировать древний собор снаружи. Говорят "А мы не знаем, как Вы будете эти фотографии использовать"... Я понимаю, когда внутри храма (хотя тоже...), но чтобы со двора...
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:December 23rd, 2006 - 03:31 pm
(Link)
Да, фотографировать, увы, не разрешают. Не только храм - вообще на территории монастыря. Последние два года у них излишние строгости. Даже пройтись по территории - проблема. С чем это связано - не знаю.
[User Picture]
From:[info]brusnik@lj
Date:December 23rd, 2006 - 03:31 pm
(Link)
Спасибо, очень интересный рассказ! Мне этот монастырь тоже весьма нравится.

Жаль только, что там нельзя фотографировать. Именно в Рождественском монастыре действует строгий запрет на фото.

Про церковь Иоанна Златоуста: когда я недавно был в монастыре, женщина за ящиком сказала мне, что храм давно возвращён верующим, просто до него "ещё не дошли руки". Как-то это странно - могли бы хоть чуть-чуть его подкрепить. А то его нынешнее состояние вызывает только глубокий вздох...

Очень интересен для меня Рождественский монастырь и ещё по одной причине. Как вы написали, там находится усыпальница князей Лобановых-Ростовских. Я сейчас занимаюсь изучением истории этого рода (может быть, даже диплом буду о нём писать). Вот сейчас решил рассмотреть усыпальницы Лобановых-Ростовских в Москве - это Рождественский собор и Знаменская церковь Новоспасского монастыря. Не могли бы Вы мне, как знаток этих мест, сказать - сохранилось ли что-то в монастырской княжеской усыпалльнице или она совершенно разграблена? Есть ли туда доступ?
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:December 23rd, 2006 - 04:15 pm
(Link)
Усыпальница Лобановых-Ростовских, насколько я знаю, была раззорена полностью, хотя возможно сами захоронения "под спудом" и остались. Я, кстати, задавал этот вопрос года три назад и женщине за ящиком, и одной из сестёр, но внятного ответа не получил. Могила основательницы монастыря инокини Марфы уничтожена наверняка. Представители рода Лобановых-Ростовских были захоронены также и на уничтоженном монастырском кладбище. Этих могил, конечно, не сохранилось. Свободного прохода по территории монастыря вообще сейчас нет (кроме прохода к Рождественскому собору), только с благословения игуменьи монастыря.
А вопрос со Златоустьинской церковью не ясен. РПЦ был передан весь ансамбль монастыря, но помещение церкви МАрхИ долгое время не освобождал.
Возможно у Вас более свежая и точная информация. А церковь эту очень жалко.
[User Picture]
From:[info]brusnik@lj
Date:December 23rd, 2006 - 04:28 pm
(Link)
Огромное спасибо за информацию! :)) Буду пытаться выяснять дальше и получать благословление игуменьи...

Про уничтоженное кладбище придётся искать в книгах и исследованиях того времени, до 1917 г...
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:December 23rd, 2006 - 04:41 pm
(Link)
Я пытался найти что-либо (возможно не слишком настойчиво:) ), но информация крайне скупая, две-три строчки. Рождественский монастырь не относился к числу "привилегированных". Но если что-то найдёте, большая просьба сообщить! Очень интересно!
[User Picture]
From:[info]brusnik@lj
Date:December 23rd, 2006 - 05:27 pm
(Link)
Разумеется, сообщу! :) Я хотел бы этим заняться вплотную...

Не исключено, что в литературе подробностейй я не найду. Тогда придётся искать в архивах - РГАДА, ЦИАМ и проч.
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:December 23rd, 2006 - 05:30 pm
(Link)
В литературе почти наверняка не найдёте. А вот в архивах информацию всё-таки должна быть.
[User Picture]
From:[info]v_andreev@lj
Date:December 23rd, 2006 - 03:37 pm
(Link)
Вот он - живой пример пользительности ЖЖ и отдельных френдов в частности:) А по поводу фотографирования у многих людей действует стереотип: раз снимает человек, значит можно. Срабатывает
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:December 23rd, 2006 - 04:19 pm
(Link)
Спасибо:)
Я там попробовал один раз пофотографировать, но тут же подошёл охранник и вежливо, но непреклонно сообщил, что делать этого нельзя. А поскольку фотографии предполагались исключительно любительские, на мыльницу, то я и спорить не стал.
[User Picture]
From:[info]v_andreev@lj
Date:December 23rd, 2006 - 04:34 pm
(Link)
Тут раз на раз не приходится. Иногда достаточно состроить злобную морду, иногда - по нормальному объясниться, кто таков и зачем снимаю. Иногда помогает дуриком прикинуться. В общем, действовать по обстановке
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:December 23rd, 2006 - 04:46 pm
(Link)
Так-то оно так, но на строгий запрет фотографирования на территории Рождественского монастыря все жалуются. А я собирался исключительно для себя, поэтому спорить не стал.
Жалею, что в детстве там не снимал, хотя бы на "Смену-8М" :)
[User Picture]
From:[info]bell_ringer@lj
Date:December 23rd, 2006 - 05:18 pm
(Link)
Да, это давняя проблема с фотографированием. И, кстати, повод жаловаться в Московскую Патриархию (Чистый пер. дом 5). Сейчас в Москве две "монастырские беды" - это запрет на фото в Рождественском и запрет на посещение знаменитого некрополя в Донском.
[User Picture]
From:[info]brusnik@lj
Date:December 23rd, 2006 - 05:23 pm

?

(Link)
Как так? Некрополь в Донском монастыре открыт по субботам и воскресеньям, с 10:00 до 16:00. Я там недавно с сокурсницей занимался научной работой (искали гербы на дворянских надгробиях).
Другое дело, что невозможно подойти к наличникам снесённых церквей и зданий, которые вмурованы в северную стену (сейчас возле неё монастырские огороды). Проход есть только к барельефам с храма Христа Спасителя, после который начинается деревянный забор.
И охрана в Донском очень грубая. Но всё-таки на кладбище можно попасть.
[User Picture]
From:[info]bell_ringer@lj
Date:December 23rd, 2006 - 05:36 pm

Re: ?

(Link)
А вот так.
Возможно, Вы не застали те времена, когда по Донскому можно было ходить безо всяких ограничений - и во времени, и в пространстве. Это ведь удивительно душевное место, и когда меня заставляют следовать нелепому распорядку дня (почему до четырех, а не до шести или до семи? Почему в будни ни-ни?.. - вопросы риторические).
Все-таки, в нашем обществе еще очень много советского и хамского. И инстинкты низменного территориального поведения проступают то тут, то там. Туда низя, сюда низя, вахтер с метлой :(
[User Picture]
From:[info]brusnik@lj
Date:December 23rd, 2006 - 05:45 pm

Re: ?

(Link)
Что верно, то верно.
Помню, когда-то давно в раннем детстве меня туда водила бабушка в детстве и мы проходили по всей территории... А теперь там всё "регламентировано". :( Да, это во многом наследие совка...
From:[info]zlobniy_lou@lj
Date:December 24th, 2006 - 03:44 am

Re: ?

(Link)
Такая же ситуация... В детстве ходили с отцом в Донской. Не было ничего перегорожено...
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:December 23rd, 2006 - 06:10 pm

Re: ?

(Link)
Да, это очень раздражает. "Народные вахтёры СССР" оказались очень живучи и крайне способны к размножению. Популяция растёт не по дням, а по часам.
[User Picture]
From:[info]retromoscow@lj
Date:January 12th, 2007 - 06:26 pm

Некрополь в Донском монастыре

(Link)
"Некрополь в Донском монастыре открыт по субботам и воскресеньям"

он может быть закрыт когда им вздумается. Объяснение у охраны - резиденция Патриарха (одна из?)
[User Picture]
From:[info]brusnik@lj
Date:December 23rd, 2006 - 05:25 pm
(Link)
Мне ещё запретили снимать в Симоновм монастыре. Даже когда я пошёл к настоятелю за разрешением, он запретил. Мол, "нечего снимать - ещё в жёлтую прессу отправите". Вообще, остатки Симонова монастря с его общиной глухонемых произволит очень тягостное впечатление.
From:[info]zlobniy_lou@lj
Date:December 24th, 2006 - 03:44 am
(Link)
Я лично снимал в Симоновом монастыре. В позапрошлом году. Как-то совсем без проблем. Народ, кроме меня ходил, фотографировал. Все нормально было.
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:December 24th, 2006 - 03:53 am
(Link)
А вот я, к своему стыду, там не был уже лет..., ну в общем много. А не мог бы ты выложить (или мне прислать) пару-тройку наиболее интересных снимков?
From:[info]zlobniy_lou@lj
Date:December 24th, 2006 - 04:13 am
(Link)
Выложу обязательно. Они уже есть в сети здесь. Но в позапрошлом году у меня ещё получались не очень хорошие фотографии. Так что придется сейчас их немного обработать по-другому. И постараюсь выложить в ЖЖ (или на "Мурене") в лучшем качестве. А может и ещё выбирусь поснимать туда.
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:December 24th, 2006 - 04:17 am
(Link)
Ага, спасибо. Соберёшься туда - и меня позови :)
From:[info]zlobniy_lou@lj
Date:December 24th, 2006 - 04:32 am
(Link)
Договорились!
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:December 24th, 2006 - 04:27 am
(Link)
Я там вроде всё пересмотрел, но не нашёл:(
Вопрос: что это и где это http://murena.info/modules.php?name=coppermine&file=displayimage&album=4&pos=75
From:[info]zlobniy_lou@lj
Date:December 24th, 2006 - 04:31 am
(Link)
Это сад "Аквариум" возле театра "Сатиры".
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:December 24th, 2006 - 04:35 am
(Link)
Так всё-таки где там Симонов?
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:December 24th, 2006 - 05:16 am
(Link)
Спасибо!
Это я знаю :)
From:[info]zlobniy_lou@lj
Date:December 24th, 2006 - 05:29 am

Очепятка

(Link)
В 1972 году издательство "Московский рабочий" выпустило книгу "Имена московских улиц", в котором я обнаружил интересную опечатку. Там сказано:
"ОСЛЯБИНСКИЙ переулок (XIX в.).
В названии увековечен Родион (Роман) Ослябя - легендарный герой Куликовской битвы. Умер после 1938 г. Похоронен в церкви, находившийся в районе этой улицы."

В связи с событиями 37-38 годов в отечественной истории, эта опечатка выглядит довольно зловеще.
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:December 24th, 2006 - 06:05 am

Re: Очепятка

(Link)
Да, посмотрел - есть такая очепятка! :) Вот так переписывается история! :)))
From:[info]zlobniy_lou@lj
Date:December 24th, 2006 - 07:51 am

Re: Очепятка

(Link)
Если немного абстрагироваться, возникает мысль - легендарный герой Куликовской битвы прожил долгую жизнь, но не пережил репрессий! Что ж, история наша такова (хоть она и не терпит сослагательного наклонения), что если бы он действительно столько прожил, то в 38-м имелась бы очень большая вероятность не выжить в 30-е годы прошлого века.
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:December 24th, 2006 - 10:52 am

Re: Очепятка

(Link)
+1. Тут даже сослагательное наклонение не при чём... "Это наша Родина , сынок..."© ............
From:[info]zlobniy_lou@lj
Date:December 24th, 2006 - 04:14 am
(Link)
Кстати, интересно и в Старом Симоновом монастыре ещё раз побывать. )))))
[User Picture]
From:[info]lugerovski@lj
Date:December 24th, 2006 - 09:03 am
(Link)
Москультпрог взял этот монастырь численным перевесом, придя компанией в 150 человек!
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:December 24th, 2006 - 10:54 am
(Link)
Симоновский или Рождественский?
[User Picture]
From:[info]lugerovski@lj
Date:December 24th, 2006 - 11:25 am
(Link)
Симонов
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:December 23rd, 2006 - 05:26 pm
(Link)
А что с некрополем на Донском? Я там летом был. По выходным можно было пройти.
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:December 23rd, 2006 - 06:14 pm
(Link)
Ограничение, но не запрет. Хотя в общем-то, да, по сути это мало, что меняет. Непонятны причины всех этих запретов и ограничений!
From:[info]zlobniy_lou@lj
Date:December 24th, 2006 - 03:45 am
(Link)
Спасибо за интересный рассказ!! Очень понравилось! Жаль только, что фотографии некоторые очень маленькие.
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:December 24th, 2006 - 03:59 am
(Link)
Спасибо!
"Жаль только, что фотографии некоторые очень маленькие" - "ну не шмогла я, не шмогла"©. Они через "галерею" только такими получаются. А как их по другому вставлять я ещё не освоил.
From:[info]zlobniy_lou@lj
Date:December 24th, 2006 - 04:10 am
(Link)
Да вставлены они нормально. Видимо, оригинал сам был небольшого размера (как первая в твоей статье):

Хотя... может это просто так они смотрятся на большом мониторе... И у других все нормально.
[User Picture]
From:[info]marsorokina@lj
Date:December 24th, 2006 - 04:05 pm
(Link)
Спасибо огромное за рассказ, очень интересно и позновательно
Действительно чего только не найдешь среди ЖЖ-френдов
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:December 24th, 2006 - 04:18 pm
(Link)
Не за что. Рад, что понравилось :)
[User Picture]
From:[info]bars_of_cage@lj
Date:October 10th, 2007 - 06:29 am

наблюдаю из окна, как обнажилось монастырское кладбищ

(Link)
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:October 10th, 2007 - 12:33 pm

Re: наблюдаю из окна, как обнажилось монастырское кладб

(Link)
Огромное спасибо!!
Могу у себя в журнале фотографии использовать (естественно, со ссылкой)?
[User Picture]
From:[info]bars_of_cage@lj
Date:October 10th, 2007 - 01:20 pm

Re: наблюдаю из окна, как обнажилось монастырское кладб

(Link)
ну разумеется! знал бы, побольше б пофотографировал. Охрана ведь, такаясякая, не разрешает,- так мне пришлось немножко наехать сначала на рабочих, что настоятельницу не оповещают - чтоб не заподозрили туриста ))
Старший из котлована смущенно оправдывался: "нам сказали, все собрать, мы и собрали в мешок, вот стоит".
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:October 10th, 2007 - 01:34 pm

Re: наблюдаю из окна, как обнажилось монастырское кладб

(Link)
Ещё раз большое спасибо!
Да, с фотографированием на территории Рождественского очень напряжно. В основном только "от бедра" можно.
Если будет оказия, снимите ещё!:)
From:[info]ser_stepanov@lj
Date:July 9th, 2008 - 12:34 pm
(Link)
Я работаю во ВНИИОФИ( Всероссийский НИИ оптико-физических измерений). Раньше он находился по адресу: ул.Жданова дом 27,занимал множество зданий напротив монастыря. В конце 80,начале 90-х годов здания стали у института потихоньку отбирать под разными предлогами. Одно из зданий, напротив колокольни, церковники отобрали так. Была предоставлена информация, что в этом здании находились комнаты, в которые по подземному ходу водили монашек из монастыря. Этот дом, в котором находился комитет ВЛКСМ, отобрали первым. Об этом все у нас говорили.
Хотите верьте, хотите нет.
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:July 10th, 2008 - 01:33 am
(Link)
Не знаю об этом ничего... Может и есть такие ходы, а может обычные легенды... Наша детская попытка попасть в подземный ход(?) или подвал не удалась (я об этом написал)...