На днях многие, кто следил за развитием эстонско-российских отношений, узнали приятную новость. Точнее, сразу две: объем российских грузоперевозок на эстонском направлении сократился на четверть, а компания «Северстальтранс» выставила на продажу свою эстонскую «дочку» E.O.S., занимающуюся перевалкой мазута. Напомним, поступления от транзита российских грузов через порты, где часть терминалов принадлежит российским бизнесменам, составляли до трети ВВП Эстонии. И, как неоднократно писала РБК daily, именно компании-перевозчики российских нефтепродуктов, удобрений, древесины и угля, а вовсе не беспринципные покупатели эстонской кильки де-факто спонсировали эстонский государственный неофашизм.
В ходе истории с Бронзовым солдатом наблюдатели и эксперты придерживались мнения, что санкций против Эстонии не будет и что кампания в СМИ носит предвыборный характер. Это мнение базировалось на уверенности, что короткие деньги для российской политической элиты остаются абсолютной ценностью. Но, видимо, с тех пор в ее сознании произошел некий сдвиг. Официально санкции, действительно, не вводились, сокращение транзита в сторону эстонских портов, 65% которого проходит через РЖД, компания объясняет ремонтом путей на Октябрьской железной дороге. Однако сроки окончания ремонта не уточняются. По некоторым данным, РЖД выполняет негласное распоряжение первого вице-премьера. Это тем более символично, что весной именно Сергей Иванов призывал российских гурманов отказаться от эстонских консервов.
Есть веские основания полагать, что ремонт путей в Эстонию продлится столько же, сколько затянувшийся ремонт нефтепровода «Дружба» в направлении «Мажейкяй нафта». Политический конфликт с Эстонией называют также главной причиной ухода из страны «Северстальтранса». А сын питерского губернатора, генеральный директор ЗАО «ВТБ-капитал» Сергей Матвиенко, еще в мае вышедший из проекта строительства коттеджного поселка в Эстонии, открыто заявил, что делает это по политическим причинам, поскольку перенос Бронзового солдата для него – личное оскорбление.
Насколько искренним был г-н Матвиенко, не важно. Его партнеры, гендиректор Lukoil Eesti Евгений Большаков и совладелец банка «Санкт-Петербург» Александр Савельев, в проекте остались, но не важно и это – они не так очевидно связаны с политэлитой страны. По большому счету, не важен даже предвыборный контекст, где Валентина Матвиенко и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин фигурируют в качестве возможных преемников Владимира Путина. Значение имеют действия, а они вполне конкретны: часть российского грузопотока переориентирована на российский порт Усть-Луга, где сервис хуже, но фашизма нет.
В Таллине уверены, что таким образом Москва фактически ввела санкции. Эстония к этому готовилась: местная железная дорога уже перешла с круглосуточного графика работы на дневной, несут серьезные потери порты, сокращаются рабочие места в смежных сферах. Давления со стороны бизнеса на эстонских политиков не заметно, но это уже внутренняя проблема Эстонии. Видимо, нет такой жертвы, которую новобранцы НАТО и ЕС не принесли бы на алтарь особых отношений с глобальным Четвертым рейхом.