Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет dersay ([info]dersay)
@ 2009-07-23 10:27:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Мож, кто подскажет?
Странное какое-то в русских фамилиях окончание на ОВ и ЕВ. В принципе, логично - "ты чей?" - "Я Петров сын", "Я Аникеев сын".

Сыновний статус вообще является самым главным признаком практически у всех народов. Мол, я не какая-то фигня безродная, я сын такого-то человека. Это - статусное понятие.

Отсюда у европецев все эти Джоносоны, Амундсоны и Меерсоны. Это - сыны Джона и Амунда и даже Меера.

На востоке есть приставка БЕН, ИБН или БАР, которые тоже декларируют сыновний статус. Примеры: Бен-Гурион, Ибн-Хаттаб, Бар-Малей. Ага, тот самый - сын некого Малея, то есть князя по-еврейски.

Но откуда у тюрок и кавказцев такие фамилии? Они же все Керимовы, Евлоевы, Алиевы, Шаймиевы, Кадыровы и тд. Неужели так сильна была русская экспансия, что они и называть себя стали по-русски?


(Добавить комментарий)


[info]afework@lj
2009-07-23 04:08 (ссылка)
Тут все проще простого. В официальном делопроизводстве еще Российской Империи, где и у русских простолюдинов отчество оканчивалось на "-ов", но никак не на "-вич" отчества мусульман (а фамилии еще не были распространены как таковые) писалось по-русски. В СССР в паспортах выдаваемых в ССР и АССР было двуязычие. Мой покойный папа например на одной страничке был Рустам Анварович, а на другой Рустам Анвар улы.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]dersay@lj
2009-07-23 04:14 (ссылка)
Спасибо. А кто по национальности был Ваш отец?

Улы - первый раз слышу.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]afework@lj
2009-07-23 04:19 (ссылка)
Татарин

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dersay@lj
2009-07-23 04:22 (ссылка)
Удивительно - вроде бы хорошо знаю татар, но про улы первый раз слышу.

(Ответить) (Уровень выше)

(Комментарий удалён)

[info]afework@lj
2009-07-23 04:21 (ссылка)
Где как. У татар прижились.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tverdy_znak@lj
2009-07-23 04:34 (ссылка)
Ну, вероятно это связано с длительностью пребывания народа в составе империи. Татары ведь давным давно, а узбеки были существенно меньше.
Я был в Узбекистане в советское время (ездил к своим друзьям узбекам в гости, фактически прожил в гостях чуть больше месяца) и видел насколько сильны там были национальные традиции.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]afework@lj
2009-07-23 04:42 (ссылка)
Да, комплиметарность меж русскими и татарами выше во 100 крат при сохранении этно-культурной сердцевины татарского народа. А положение татар в государствах бывшего СССР не многим отличается от положения русских - имперские чужаки, хоть и единоверцы.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tverdy_znak@lj
2009-07-23 05:01 (ссылка)
Понятно. Значит, хреноватое положение.

А вот скажите, когда вы говорите о татарском народе, вы имеете в виду всех вообще татар или, скажем, только казанских?
Помню, когда служил в армии, то на мой вопрос "откуда он" сержант Латыпов ответил: "Я - астраханский". Т.е. он вполне чётко отделял астраханских татар от казанских.
Про крымских и говорить нечего, как-то спрашиваю своего приятеля "Татарча блясимба?", а он в ответ (полушутя, конечно): "Это у казанских татар такой грубый язык" (типа, у нас-то, у крымских, нежнее; правда на вопрос так и не ответил, так что я не знаю, "блясимба" он или нет :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]afework@lj
2009-07-23 05:12 (ссылка)
Я сам типичный представитель урбанизовонной среды Поволжья-Приуралья со славянскими и тюркскими генами. Кстати по татарской линии я и сам астраханец ;)
Субэтнические отличия безусловно есть и самосознание тоже: казанские, астраханские, касимовские, мишаре. Но как Вы правильно отметили, крымские - исключение. Между всеми остальными татарскими этносами совсем уж непроходимых барьеров нет и отношение с русскими более-менее одинаковое. Хотя мишаре и касимовские исторически имели с Россией больше завязок.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tverdy_znak@lj
2009-07-23 05:35 (ссылка)
Ага, спасибо. Я примерно так это и понимал.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]afework@lj
2009-07-23 04:12 (ссылка)
А фамилии по образцу русских сделали. Подобный процесс "фамилизации" проводил и Ататюрк в Турции.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]dersay@lj
2009-07-23 04:16 (ссылка)
А вот как по-чеченски сын Кадыра?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]afework@lj
2009-07-23 04:20 (ссылка)
Вот сего не знаю, а язык у нохчи интересный, архаичный...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dersay@lj
2009-07-23 04:25 (ссылка)
Да, народ интересный. Упертый народ. Они даже Ислам прняли самые последние на Кавказе. Совсем недавно избавились от язычества. От этого их дикость.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]afework@lj
2009-07-23 04:27 (ссылка)
И притом многие от суфизма, кинулись в противоположный ему ваххабизм :(

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dersay@lj
2009-07-23 04:31 (ссылка)
Там еще ничего не закрепилось. Нет национальных религиозных традиций.

Там горский закон еще гораздо сильнее Корана.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tverdy_znak@lj
2009-07-23 04:16 (ссылка)
Окончание (-ов, -ев) нерусских фамилий стало практически поголовным в советское время. И как только Советский Союз развалился, то они стали возвращать себе традиционные формы. Например, Рахмонов (таджиклский президент) стал Рахмоном, ну и т.п.
Да и в советские время фамилии не до конца прижились. В традиционном понимании - как родовое имя.
Мой узбекский приятель, например, имел фамилию Ходжаев (как и его отец), а фамилия его старшего брата - Ильхомов, по имени своего отца (что как раз соответствовало национальной традиции).

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]dersay@lj
2009-07-23 04:33 (ссылка)
Скажите пожалуйста, на вашей новой аватаре мальчик или девочка?

Хочу себя проверить.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tverdy_znak@lj
2009-07-23 04:35 (ссылка)
Это мой младший в возрасте 7 лет, кажется. У меня нет девочек, только сыновья.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dersay@lj
2009-07-23 04:54 (ссылка)
Вот что удивительно - я увидел только глаз и понял, что это пацан. Почему?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tverdy_znak@lj
2009-07-23 05:04 (ссылка)
Наверное потому, что "бесёнок" в глазах прыгает :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dersay@lj
2009-07-23 05:19 (ссылка)
Нет, только не бесенок.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tverdy_znak@lj
2009-07-23 05:30 (ссылка)
В кавычках.
На той фотке, откуда я вырезал глаз, выражение лица такое, что сейчас точно что-то выкинет, какую-то весёлую шкоду сделает.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tverdy_znak@lj
2009-07-23 04:37 (ссылка)
И аватара не новая. Собственно, она единственная.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]allena2007@lj
2009-07-23 04:46 (ссылка)
Кстати, про русские окончания фамилий так никто ничего и не сказал. А окончание на -ин например? В чём разница между (-ов,-ев) и (-ин)?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]dersay@lj
2009-07-23 04:59 (ссылка)
Да ничего тут странного нет. Языковые особенностти. Странно бы звучала фамилия Синицов или Галицов. ИН - это утратившее окончание ИНСКИЙ.

Речь не о том, речь о русской экспансии, закрепленной на родовых вербальных понятиях нерусских народов.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_alanec@lj
2009-07-23 09:35 (ссылка)
К примеру, я - Габуев.
В 18 веке жил такой человек - Габу - патриарх семейства, так сказать. При переселении осетин на равнину и присоединении к Росии в 1774г., он и его семейство получили фамилию Габуевы.
А по-осетински наша фамилия звучит "Габуты". Отсюда - Кокойты, Пухаты и пр.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]dersay@lj
2009-07-23 10:26 (ссылка)
Спасибо, не знал.

Интересно, почему же кавказцы, даже если они отделились от России, не меняют фамилии? Даже чечены в период независимости не поменяли.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_alanec@lj
2009-07-23 10:29 (ссылка)
Понятия не имею. Лень, наверное, бумажной волокитой заниматься :-)
Кстати, у осетин есть такие интересные фамилии, как Дудаев, Басаев, Дьяконов, Козырев, Берёзов :-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dersay@lj
2009-07-23 10:40 (ссылка)
С казаками и вайнахами перемешались.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_alanec@lj
2009-07-23 10:45 (ссылка)
Не совсем так.
Предками наших Басаевых был Баса. А как мне объяснял один чеченец, "бас" по-ихнему значит "склон горы". Оттуда пошла ихняя.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

по поводу фамилий и Баса...
[info]tollas@lj
2009-07-28 12:01 (ссылка)
www.teptar.com/2007/04/12/page,1,6,chechen_ingush_male_names.html#comment

(Ответить) (Уровень выше)