Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет diunov ([info]diunov)
@ 2004-06-10 10:19:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Medieval Heraldry
Решил начать публиковать здесь свои научные работы из числа неопубликованных или незавершенных.
Начну с перевода книги "Средевековая геральдика" опубликованного в серии Man-at-arms издательства Osprey.

Author: Terence Wise
Illustrator: Richard Hook


Средневековая геральдика

Целью этой работы не является описание точных деталей геральдических правил, скорее это попытка познакомить читателя с ролью геральдики и дать типичные примеры ее использования в 14-15 веках. Поэтому некоторым читателям рекомендуется иметь под рукой обзорную литературу по нашей теме.
Предвидя, что большинство читателей этой книги - любители военной истории, я сконцентрировал свое внимание на чисто военных аспектах средневековой геральдики. Мы будем касаться здесь преимущественно того периода истории, во время, которого геральдика сохраняла за собой одну из своих подлинных функций - идентификацию носителя и его воинов на поле битвы. Такие геральдические аспекты, как девизы, щитодержатели, гербы незамужних дам, бюргерские, церковные и корпоративные гербы рассматриваться не будут. Читатели вместо этого найдут здесь информацию по гербовым костюмам, бэджам, шлемам, конской упряжи, в большем объеме, чем в обычных книгах по геральдике.
Большинство книг, написанных английскими авторами, почти полностью игнорируют европейскую геральдику и потому мы использовали некоторые наиболее яркие примеры из континентальной геральдики. Хотя наиболее яркие примеры могут быть найдены именно в английской геральдике. Источники по английским гербам сохранились в наибольшей степени. В Европе упразднение Коллегий герольдов стало причиной распыления и уничтожения их записей. Сведения по польским гербам, например, были уничтожены во время Второй Мировой войны. Необходимо напомнить, что большинство публикаций по европейским гербам не переводились на английский язык, да и перевод такого количества информации невозможен.
Английские авторы обычно не замечают того факта, что гербы присваивались не только дворянством, но и бюргерством, еще во времена, когда геральдика не потеряла своего чисто военного значения. Французские источники приводят множество случаев ношения герба горожанами в 13 веке и к концу века эта практика была чрезвычайно распространена. От бюргерства гербы распространились среди крестьян, наиболее ранний пример подобного - герб пастуха Жака ле Бребьета: три овцы, придерживаемые девочкой.
В отличие от классовой системы Англии, во Франции дворянство и горожане не были жестко разделены. Необходимо помнить, что присвоение герба не делало из горожанина дворянина, хотя некоторые дворяне и были горожанами, они были уверены в своем происхождении. Определенным признаком, отличавшим недворянский герб, было отсутствие клейнода, который бюргеры не имели права носить.
Португалия и Германия были исключениями, так как горожанам и крестьянам там позволялось иметь герб. Позднее это разрешили даже евреям. В Португалии не дворянам не разрешалось использовать металлы в своих гербах, а в 1512 году король Мануэль 1 вообще запретил гербы для неблагородного сословия.

О геральдике и герольдах

Для начала хотелось бы точно установить, что подразумевается под словом ‘геральдика’. Словари обычно определяют ее как наука о гербах. Геральдика лучше всего характеризуется как система идентификации личности человека, через посредство наследственных знаков. Оружие было особенностью средневековой геральдики. Старофранцузское ‘armoire’ - герб, означает и вооружение. Такая система сложилась в Западной Европе в течение средних веков. Из археологических источников мы знаем, что знаки использовались на щитах воинов для определения личности в сражениях еще с древнейших времен. В 800 году до н.э. фригийцы наносили на щиты геометрические и стилизованные цветочные изображения. Уникальной же позволяет считать европейскую геральдику ключевое слово ‘наследственные’ - вся настоящая геральдика наследственна, ее эмблемы переходят к потомкам без изменений со стороны прежнего носителя.
С наибольшей точностью можно предположить, что гербы впервые появились примерно в середине 12 века, а их расцвет пришелся на 13 - 14 века. Форма щитов, использовавшихся в это время, заставила герольдов приспособить естественные формы для гербовых изображений. Любое геральдическое исследование скоро обнаруживает значительное различие между простыми формами этого периода и крайне запутанными, позднейшими. Почти аскетичный стиль определяет действительно средневековую геральдику.
Все больше и больше рыцарей с течением времени получали гербы и эмблемы, по необходимости, становились все разнообразнее. Тем не менее, к началу 16 века истинные цели герба - идентификация воинов в бою и на турнире посредством знаков на оружии, знаменах, а также символика дворянских печатей, основательно устарели. Со временем эмблемы становились все более сложными, натуралистические изображения использовались чаще, чем традиционные символические. Когда это распространилось повсеместно, приблизительно к середине 16 века, эпоха истинной геральдики подошла к своему концу. С того времени геральдика приходит в упадок.
* * *
Гербовые щиты сначала использовались только королями и принцами, затем аристократией. К середине 13 века гербами широко пользовались уже мелкие дворяне, а в некоторых странах и бюргеры. Всякий, кто желал иметь герб, придумывал его, при этом часто за основу брался герб сюзерена.
Все эти гербы были приняты без вмешательства со стороны высшей власти и безотносительно заслуг носителя или размеров его собственности. Подобная практика неизбежно приводила к определенному количеству дублировавшихся гербов и чем больше становилось их носителей, тем больший беспорядок происходил.
Герольды существовали, возможно, до 1132 года, но их обязанность состояла вначале только в превозношении подвигов рыцарей на турнирах. Вскоре они стали ответственны за организацию этих турниров, столь популярных в 12 веке, а впоследствии стали геральдическими экспертами, чья работа заключалась в опознании участников турниров по их гербам на щитах и знаменах.
Такие герольды были сродни менестрелям. В то время они путешествовали из страны в страну в поисках турниров и таким образом получали информацию обо всех важных событиях по всей Европе. Благодаря своему близкому знакомству с великими людьми герольды стали полезны полководцам и средневековые манускрипты упоминают, что герольды присутствовали в битве при Дринкуре (1173) и Лас-Навас-де-Толосе (1212), впрочем, кроме этих, других упоминаний об их присутствии в королевской свите не встречается до конца 13 века
Военная ценность людей, которые могли опознать состав армии противника по гербам ее рыцарей, несомненна и почти каждый дворянин вскоре стал известен герольдам, независимо от того, сколь малым отрядом он располагал. Обязанностью герольдов было постоянно находиться около их лорда (во время походов они даже жили в его палатке), чтобы постоянно быть готовыми ответить на любой вопрос об опознании рыцаря. На своей ливрее герольд носил герб того лорда, которому служил. К началу 14 века это весьма способствовало возвышению герольдов над странствующими менестрелями. В середине века во Франции и Англии герольды получили устойчивый статус, в то время как в Германии они долго не могли добиться официального признания. Еще в 1338 году нет четкого деления между ними и менестрелями. Источники за этот год включают запись о вознаграждении герольдмейстера Германии и десяти его помощников за представление, разыгранное перед королем на Рождество.
В середине 14 века герольды служили королям и принцам Европы и в мирное время и в военное. Их двойная роль: знатоков гербов и посланцев с дипломатическим иммунитетом стала несовместимой уже к концу века. В письме герольдмейстера Анжу к военному совету ставится проблема злоупотребления служащими Коллегии герольдов своим иммунитетом, чтобы шпионить для врагов.
Позднее герольды стали отвечать и за организацию свадеб и похорон дворянства, как и за все остальные церемонии и увеселения. Но, несмотря на их статус, по крайней мере, в Англии, герольды не контролировали всех гербов и их владельцев.
В первой четверти 14 века появляются две точки зрения на герб: первая, что он может присваиваться любым человеком, и вторая, что он является исключительным правом и геральдика долж-на защищать такое положение.
Первый конфликт по этому вопросу документы фиксируют в Германии в 1286 году. А в Англии подобный спор между лордами Николаем Барнелом и Робертом Морлеем, разбирался в 1348 го-ду Судебной Палатой в присутствии лорда Коннетабля и Верховного Маршала Англии. Наиболее из-вестный и продолжительный спор из за права на владение одинаковым гербом (золотая перевязь по лазоревому полю) был в 1385-1390 годах между фамилиями Гросвенор, Скорп и Карминоу. Но в ис-точниках нет сообщений о вовлечении герольдов в разрешение конфликта. Он разбирался Коннетаб-лем и Маршалом, которые изучали прецеденты и рассматривали вопросы сана и чести. Гросвеноры выиграли, но Скорпы апеллировали к Ричарду П.
Герольды не вовлекались в этот спор, однако известно, что по крайней мере с 14 века английские King of Herald (позднее именовавшиеся King of Arm) и их герольды составляли обзоры или коллекции существующих гербов в своих провинциях. Случай с Гросвенорами, Скорпами и Карминоу вполне мог быть результатом обнаружившегося в таком гербовнике копирования гурба.
Английскими герольдмейстерами в то время были Кларенсы, они отвечали за юг Англии от Трента и Норреи, отвечавшие за север от Трента. Дошедший до нас анонимный геральдический архив этого периода, вероятно был собран герольдами в то время, когда они пытались упорядочить геральдику.