"Летайте самолётами Аэрофлота"
"Летайте самолётами Аэрофлота" - глупость или...?
http://palmira.livejournal.com/486883.html
Вы, друзья мои, наверное, помните, как в позднесоветское и особенно в перестроечное время стали издеваться над этим достопамятным "слоганом".
- А ЧЕМ еще летать-то у нас? Кретины...
На самом деле это свидетельствовало о перерождении сознания людей, прежде всего, условно говоря, образованных. "Вумники" начинали предъявлять к окружавшему их бытию требования, несвойственные ему в рамках имевшейся социально-экономической системы.
В том-то и дело, что реклама в условиях "зрелого" СССР - а она существовала! - несла совсем не те функции, которые у нее имелись в "рыночных" странах. В этой рекламе осуществлялась реклама ПРОДУКТА или ДЕЙСТВИЙ, а не МАРКИ и не ПРЕДПРИЯТИЯ.
Предприятия одной отрасли в условиях государственной-монополистической экономики мыслились не как конкуренты, а как ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ "КОНЦЕРНА".
К ним - в теории - предъявлялись одни и те же требования, и они должны были удовлетворять потребностям людей "на своем месте".
"Храните деньги в сберегательной кассе!" - это ни в коем случае не "Пользуйтесь услугами Сбербанка!"
"Летайте самолетами Аэрофлота!" - это ни в коем случае не "Пейте какао Ван-Гутена!" (Маяковский)
Эти лозунги - одной крови с "Все в Осоавиахим!" или с "Сдавайте деньги в Фонд мира!" Т. е., грубо говоря, "шагайте в ногу с веком!" Типа перехода со счет с костяшками на арифмометры.
То, что, начиная с 1960-х гг., такие лозунги стали восприниматься иронически или издевательски, говорило о том, что "управление" перестало соответствовать "объекту".
P.S. У меня есть "Книга о сыре" начала 1970-х гг. В предисловии автор сетует, что потребление сыра у нас в СССР отстает от уровня развитых стран, и призывает что-то делать в этом направлении, сам агитирует и пр. Самое большее, на что он соглашается - это необходимость выбирать СОРТА (твердые, мягкие, рассольные, пикантные и т. п.). Но ни о каких предпочтительных "фирмах" (молокозаводах?) и речи, разумеется, нет.