Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет dm_krylov ([info]dm_krylov)
@ 2004-07-06 21:28:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
деньги в русской системе ценностей: уничтожение внутренних таможен как шаг к централизации власти
Что же означала отмена внутренних таможен в русской системе ценностей?..

Вот что пишет на эту тему Сергей Соловьев:
Так произошло одно из важнейших явлений в русской жизни. Русская земля была давно собрана, но внутренние таможни разрывали ее на множество отдельных стран; уничтожением внутренних таможен Елисаветою заканчивалось дело, начатое Иваном Калитою.
СС23-3

Пишет, надо отметить, в петербургский период русской истории, не зная еще, чем он закончится. Мы имеем преимущество во времени: за нами стоят полтора века русской истории, которые Соловьев не увидел. Уничтожение внутренних таможен, таким образом, видется нам с другой точки, под другим углом. Если Соловьеву процесс централизации власти, в том числе и финансовой, казался несомненным благом, то нам трудно с ним согласиться в такой оценке. И вот почему. При Николае I и Александре II Россия продолжала наращивать силу, и поэтому централизация казалась -и была на деле- благом. Ведь она, при национальной власти, отвечала национальным интересам. Можно сколько угодно спорить о том, хороша ли была монархия дома Романовых для России и правильно ли понимало правящее сословие национальные интересы, но достаточно сравнить этот период с последовавшей денационализацией власти, продолжающейся и по сей день, чтобы расставить в этом вопросе все точки над "i". С этой точки зрения оказывается, что централизация власти, и отмена внутренних таможен в том числе, создавали такую систему, которую оказалось легко прибрать к рукам открытым врагам русских.

Теперь сделаем вывод. Он касается сборщиков податей или, говоря современным языком, чиновников. Речь идет о тех, кто берет взятки, вставляет палки в колеса, о тех, кого ненавидили в России всегда и везде. Ведь это их должности упразднили по предложению П.И. Шувалова. Им пришлось сойти с насиженных мести и выпустить из рук верный источник доходов. Вот этот вывод: при рассмотрении длительных исторических промежутков чиновничество выступает как сила, сдерживающая монополизацию власти государством и таким образом замедляющая процесс денационализации.

Отмена внутренних таможен означала то, что денежные потоки, до той поры подконтрольные местным властям, целиком перешли в руки центральной власти. Такое перераспределение средств было шагом к созданию той системы, которую оказалось впоследствии легко расшатать и захватить. Подчеркнем здесь, что если бы внутренние таможни оставались в той или иной форме, русская государственность оказалась бы прочнее, ибо легко подкупить, очернить или попросту убить императорского фаворита, забравшего себе в руки львиную долю финансов, но невозможно то же проделать с тысячами и тысячами чиновников, каждого из которых связывают теснейшие связи с людьми на местах.

Если Иван Калита и вообще первые московские князья боролись с центробежными силами в русском мире, то к царстованию Елизаветы эти силы были полностью подавлены и находили выражение только в исходе населения из Российской империи в Польшу. Маятник прошел через центр, пропустил зону золотого сечения и, благодаря насилию Петра над старой Россией, круто забрал в сторону тотально централизованного государства.

Таким образом мы пришли к противоположному выводу в сравнение с тем, что приводит Соловьев. Излишняя централизация таможенных сборов в длительной перспективе несомненное зло, как часть государства-монополиста власти она выиграла России несколько десятилетей военной славы, составила несметные богатства нескольким родам знати, но обошлась стране революцией, ужасом послереволюционного геноцида, до сих пор дорого обходится нам и неизвестно еще во что встанет окончательно. Такова на деле оказывается цена сильного централизованного государства.

Следует оговориться, что та или иная форма централизации, видимо, была России необходима, иначе она бы не справилась с угрозой натиска с Запада. При всем при этом, в целом справившись с этой внешней угрозой, страна утратила органичность исторического развития, что на деле оказывается страшнее военных неудач.


(Добавить комментарий)


[info]atrey@lj
2004-07-07 01:21 (ссылка)
То есть централизация-это благо если национальная пассионарность на подъёме,и вред если она на спаде.Централизация-это всего лишь инструмент,орудие(оружие) вроде топора, кастета или автомата.Важно чтобы мы были способны удержать её в наших руках.Для слабого разгуливать с автоматом напоказ(да если ещё не умеешь им пользоваться)-более опасно чем без автомата-побьют и отнимут.
я так понял.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]dedushka@lj
2004-07-07 01:32 (ссылка)
Совершенно верно. Говоря языком Гумилева: она хороша на подъеме, опасна в акметической фазе и губительна в гомеостазе. (Это если принимать его последовательности фаз без оговорок.)

Я тут не столько размышлял о фазах этногенеза, сколько о том, что свойства системы (государства) в значительной мере определяют ее дальнейшую судьбу. Вроде изменения каждое в отдельности малы, а в результате - национальная катастрофа.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]atrey@lj
2004-07-08 02:23 (ссылка)
кстати, насчет Ильина я ошибся-он Андреевич, а не Александрович.Что не меняет качества самой книги(:-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dedushka@lj
2004-07-08 02:25 (ссылка)
Я нашел вот это

1963. Ильин М.А., Моисеева Т.В. Москва и Подмосковье.

Оно? Шансов найти эту книгу, откровенно говоря, у меня не много.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]atrey@lj
2004-07-08 02:25 (ссылка)
кстати, насчет Ильина я ошибся-он Андреевич, а не Александрович.Что не меняет качества самой книги(:-)

Постепенность изменений как усыпляющий маневр "пятой колонны"-вроде бы в России достаточно новое явление,где-то с 19 века,с появления масонов и интеллигенции.До того всё проводилось огнем и мечом(топором)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dedushka@lj
2004-07-08 02:27 (ссылка)
Нет, тут не масоны. Я имел в виду вот что: кажется, что таможни это исключительно экономический вопрос. А он и стратегический. Не было бы централизованного распределения налогов, их нельзя бы было украсть.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]atrey@lj
2004-07-08 03:06 (ссылка)
гм...тут я не спец.
Но в обществе как в жизнеспособном организме нельзя говорить только о недостатках_какого-либо отдельного органа,их обратная сторона-это достоинства...
Почему-то вспомнился Солженицын с его идеями 90-х годов-земства и местного самоуправления.
Ну и где они сейчас?
Россия-генетически предрасположена к самодержавию, с этим ничего не сделать, и не надо.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dedushka@lj
2004-07-08 23:08 (ссылка)
Земство, между прочим, не противоречит самодержавию, а является его источником в случае Романовых, например. Солженицын с этими идеями носится до сих пор, но он живет, как будто бы у нас нет оккупации. Сейчас нам и позволили, как же.

(Ответить) (Уровень выше)

то есть
[info]som@lj
2004-07-07 05:09 (ссылка)
берите суверенитета, сколько сможете (c) ?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: то есть
[info]dedushka@lj
2004-07-07 17:43 (ссылка)
Скорее наоборот: тут была жесткая централизация.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

да нет
[info]som@lj
2004-07-08 01:42 (ссылка)
то что была как раз понятно - речь о другом: по-Вашему выходит, что призыв Ельцина - берите суверенитета столько, сколько сможете - был правильным ?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: да нет
[info]dedushka@lj
2004-07-08 02:01 (ссылка)
Нет. Другой этап истории. К тому же внутренние таможни никакого суверенитета (это политическая независимость) не подразумевали.

(Ответить) (Уровень выше)

Оффтопик
[info]ex_eremei502@lj
2004-07-07 05:29 (ссылка)
Если Вы занимаетесь историей таможен, то Вам наверняка попадалось или еще попадется имя В.Витчевского, историка, специалиста по таможенному праву и автора книги "Торговая, таможенная и промышленная политика России со времени Петра Великого до наших дней". Это мой прапрадед.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Оффтопик
[info]dedushka@lj
2004-07-07 17:45 (ссылка)
Специально таможнями нет, но книга очень может пригодится. Так что спасибо. Лыко в строку.

(Ответить) (Уровень выше)