Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет dmt ([info]dmt)
@ 2008-02-14 12:04:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Советская кинофантастика 1 - "Туманность Андромеды"



Геннадий Тищенко "Над планетой Железной Звезды" (из галлереи "Миры Ивана Ефремова)

"В 1968 году вывел на экраны фильм "Туманность Андромеды" (реж. Шерстобитов Е.), снятый по одноименному роману Ефремова И. А. в этом фильме впервые показано далекое коммунистическое будущее. Но режиссеру не удалось передать основную мысль романа, фильм получился довольно серым и скучным, а люди коммунистического будущего - плоскими и одинаковыми."

(И.Ю. Харламов "Советская Кинофантастика")

Полный бред, конечно. Простоительный только из-за того, что статья была написанна в 88-м году, когда всем хотелось побыстрее избавиться от всего советского, выкинуть его и забыть, под любыми, даже самыми надуманными предлогами. Позже уже правда и предлогов стало ненужно - начали выкидывать и забывать просто по самому факту "советсткости".
Иван Ефремов - один из самых незаслуженно забытых советских писателей. А ведь в моем детстве он был одним из писателей первого уровня. Причем не навязываемых кем-то (у него не было никаких писательских званий, а Сталинскую премию он получил за исследования в области геологии), а действительно очень популярных. Я очень удивлюсь, если кто-то из моих сверстников не знает кто такой Дар Ветер и что такое Тау Кита. А кто-то из тех, кому сейчас хотя бы 30 вообще помнит что-то про Ефремова? Я помню, какое сильное впечатление произвел на нас, еще совсем детей, "Лезвие бритвы" - этот, казалось бы, очень сухой и предельно идеологизированный роман. Как читали его запоем и бурно обсуждали в школьной раздевалке, в которой прятались, когда прогуливали уроки. Девочки в то же время вполголоса обсуждали "Таис Афинскую" - они интуитивно угадывали в главной героине проститутку, а проститутка в то время казалась каким-то далеким, таинственным и романтичным персонажем. Эти девочки потом, на рубеже 80-90-х годов уехали в Европу работать в ночных барах. У тех из них, кто вернулся, романтизма сильно поубавилось. По счастью, сам Ефремов не застал такого странного и неожиданного воплощения своих идей.
Не помню, сколько мне точно было лет, когда я впервые увидел "Туманность Андромеды". Помню только, что родители меня тогда еще укладывали спать в девять часов, сразу после "Спокойной ночи, малыши", и я, восторженно замерев, смотрел фильм сквозь щель между шкафами. Значит мне было максимум восемь лет. Книгу я прочитал уже несколько позже. Кажется, книга произвела на меня даже еще большее впечатление. Хотя и в книге и в фильме действительно хотелось пропустить сцены на Земле, все эти ритуалы коммуничтического будущего, и побыстрее перейти непосредственно к экшну. Но люди коммунистического будущего не выглядели тогда и не выглядят сейчас "плоскими и одинаковыми". Да, актеры играют очень прямолинейно и аскетично, местами даже топорно. Да, декорации малобюджетны, а логика сюжета иногда кажется очень наивной. Но любовные интриги и на корабле и на Земле и некоторые мелкие детали взамоотношений очень оживляют персонажей фильма, превращают в живых людей. Начинаешь верить, что показано действительно идеальное общество свободных и творческих личностей, не утративших и сособность нормальных человеческих отношений. Коммунизм без фашизма. Сам Ефремов был искренним коммуничтом-идеалистом, и книги его актуальны сейчас именно чистотой идеи, свободой ее от грязи, прилипшей к ней в течение двадцатого века. Оживлял показанное общество и откровенный, но очень стильный эротизм в одеждах Веды Конг. Очень здорово выглядит и эротический танец обитателей Канопуса. Кстати, забавно, что нашим дестким героем был именно уставший, постоянно рефлексирующий и дезориетированный Дар Ветер, а не целеустремленный герой Эрг Ноор. Хотя м.б. в книге Дар Ветер прописан более пространно и глубоко - я сейчас уже просто не помню. Отойдя немного в сторону, замечу, что мне показалось, что режиссер или оператор фильма смотрели "Триумф воли" Рифеншталь - по крайней мере, такое ощущение возникает от сцен посвящения. Впрочем, ощущение настолько мимолетное, что его можно ви не принимать в расчет. Неожиданным для меня сейчас, кстати, стал эпизод с жесткой дилеммой, когда Лума Ласви предлагает Ноору избавить его от эмоций и переживаний, а он читает любовную лирику и говорит: "Никто не посмеет избавить меня от моих страданий" - все-таки до этого, при всей моей любви к нему, я относился к Ефремову, как к эдакому безэмоциальному и дегумманизированному идеалисту.
Но ценность фильма, все-таки заключается не в описании коммуничтического будущего, а в том, что в нем была, наверное впервые в советсткой фантастике, сделана попытка показать ощущения человека от встречи от чужим и неизвестным. Я не очень насмотрен в части старой зарубежной фантастики, но мне кажется, что "Туманность Андромеды", в ощутимой мере, повлиял как на "Соляриса", так и на "Чужого".

Забавная деталь. Мне почему-то всегда казалось, что планете Железной звезды в качестве главного монстра появляется некий огромный черный крест, который извивается и тянет щупальца-перекладины к разведгруппе с "Тантры". Сцена эта помнилась очень отчетливо. Мне даже казалось, что именно ей обусловленно мое категорическое неприятие христианства и сильное раздражение, возникающее от христианской символики. Поэтому я с особым интересом ждал сцен встречи наших космонавтов с "чужими". Никакого креста там не оказалось. Что же я тогда смотрел? Или этот крест был в книге?

С содроганием жду "Обитаемый остров", который сейчас по Стругацким снимает Бондарчук и который должен выйти в этом году. Стругацкие в детстве стояли где-то в одном ряду с Ефремовым и они также были коммунистами-идеалистами. И также иногда хотелось осовободить их книги от идеологии и добавить экшна. Только вот потом стало понятно, что главное в них - как раз идеология. А Бондарчук пообещал убрать весь "коммунизм" и сделать многобюджетный боевик. Только вот что останется от "Обитаемого острова", если из него убрать весь "коммунизм"?

Книги Ефремова

Сам фильм

P.S. Сегодня буду смотреть "Молчание доктора Ивенса"


(Добавить комментарий)


[info]walkabout_d@lj
2008-02-14 07:55 (ссылка)
"А кто-то из тех, кому сейчас хотя бы 30 вообще помнит что-то про Ефремова?"

йа помню!!!
правда, читал только (зато неоднократно) "Туманность А" и "Звездные корабли"

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]_dmt_@lj
2008-02-14 08:45 (ссылка)
А слабо в музее показать? ;)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]walkabout_d@lj
2008-02-14 09:26 (ссылка)
тащи )))
еще не согласен с тем, что у Стругацких не было экшна - было огогого!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_dmt_@lj
2008-02-14 09:32 (ссылка)
Или я недостаточно хорошо написал, или ты неправильно понял. Конечно, у Стругацких было много экшна. Также, как и у Ефремова. Но в детстве мне хотелось этого экшна прибавить, а страницы с идеологией выкинуть. Не потому, что идеология не нравилась, а потому, что от экшна отвлекала. А потом немного подрос и понял, что идеология у них главнее, а экшн - просто оформление. И потому мне, к примеру, "Улитка на склоне" кажется гораздо более значительной книгой, чем, к примеру, "Трудно быть богом". И Бондарчук никогда не возьмется снимать по ней фильм, что тоже, на мой взгляд, явный плюс.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]_dmt_@lj
2008-02-14 09:35 (ссылка)
Кстати, мне вообще кажется, было бы очень здорово время от времени показывать какие-то старые советские фантастические вещи. Причем они сейчас смотрятся уже практически трэшем, что приближает их к твоим мероприятиям ;) Не каждый раз, конечно, и не через раз, а так... Попробовать один-два раза, если народ будет ходить, то можно сдлелать достаточно регулярно. Если будут проблемы с материалом, то у меня надолго хватит.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]walkabout_d@lj
2008-02-14 09:47 (ссылка)
ну не сказал бы, что трэшем, но очень любопытно
да, идея хорошая. посмотрим, как народ будет ходить

(Ответить) (Уровень выше)

кстати
[info]i_mel@lj
2008-02-14 13:59 (ссылка)
есть ли у тебя в хорошем, ну или приличном качестве, "Планета Бурь"?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: кстати
[info]_dmt_@lj
2008-02-15 03:36 (ссылка)
Да.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: кстати
[info]i_mel@lj
2008-02-15 04:54 (ссылка)
давай дружить)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: кстати
[info]_dmt_@lj
2008-02-15 05:03 (ссылка)
А ты обещанные 3 месяца назад ремиксы сделал? ;)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: кстати
[info]i_mel@lj
2008-02-15 05:07 (ссылка)
йа??? у меня творческый крызыс тут, понимаеш? )

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: кстати
[info]_dmt_@lj
2008-02-15 05:20 (ссылка)
Нихера себе, кризис - 3 месяца! Ну заходи в гости - подружим.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: кстати
[info]i_mel@lj
2008-02-15 05:25 (ссылка)
3 месяца???!!! как быстро летит время! несчастные часов не наблюдают))
куда заходить, шеф?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: кстати
[info]_dmt_@lj
2008-02-15 05:26 (ссылка)
Ну, для начала можно голосом в телефон ;)

(Ответить) (Уровень выше)


(Анонимно)
2008-07-25 16:50 (ссылка)
Он же "английский шпиен" дело шили в КГБ.В его доме обыск был.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]badray23@lj
2008-02-14 07:58 (ссылка)
хуйню снимет

(Ответить)


[info]dixi@lj
2008-02-14 08:09 (ссылка)
чёрный крест был в книге - это самый опасныйц монстр, опаснее "медуз".

кстати, у Пелевина (кажется, в Омон Ра) был эпизод, когда один из персонажей вспоминает про книжку со словами "там ещё чёрный крест был, я так понимаю что это про церковинков".

(Ответить)


[info]dorringston@lj
2008-02-14 13:17 (ссылка)
Ну маловато было экшена в фильме, совсем чуть-чуть... А Бондарчук - даже смешно, какие у него боевики получаются...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]_dmt_@lj
2008-02-14 13:32 (ссылка)
Зато напряжение постоянно поддерживается очень хорошо. Фильм всего 68 минут - по нынешним временам почти короткометражка, т.ч надоесть совершенно не успевает. Даже наоборот - хочется, чтобы они на той планете еще немного потусовались.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]i_mel@lj
2008-02-14 14:00 (ссылка)
согласен почти со всем))) спасибо.

(Ответить)


[info]mr_parapheen@lj
2008-02-14 15:29 (ссылка)
о! я в детстве очень много его читал и перечитывал
"Хотя и в книге и в фильме действительно хотелось пропустить сцены на Земле" - вот! вот именно!:)

Не знаю, фильм меня разочаровал несколько, точнее смотреть не смог. Был какой-то период, когда во времена застоя снимали такую жестокую дребедень про коммунистический мир будущего (и проходило это в прокат исключительно по ультраконьуктурным причинам), вот он на эти фильмы похож, чем на книгу(
Не знаю, на мой вкус - совсем не ухватили. А там много было экшна здововского.

Крест - помню, он на иллюстрациях был ещё.

Сам где-то фильм валяется на дисках..

(Ответить)


[info]gutsuland@lj
2008-02-14 18:10 (ссылка)
Что касается "плоскими и одинаковыми" и "малобюджетности" то это конечно бред достаточно посмотреть и голивудскую фантастику тех времён ... для своего времени киношка была крутая! в детстве на меня произвела "неизгладимое впечатление", да и сейчас смотрится не плохо. Ефремов вообще классный писатель!
А Бондарчук ... по Стругацким ... боюсь что это будет просто "похабщина" типа "Война и мир" для школьников на 10 страницах ...

(Ответить)


[info]with_astronotus@lj
2008-03-19 15:32 (ссылка)
Отстойный фильм по прекрасной книге.

Мальчика какого-то съели (а в оригинале экипаж "Тантры" не имел ни одной потери); передача с Эпсилона Тукана - явная заставка к кино про Джеймса Бонда, костюмы героев наводят на мысль о руссоистской утопии и о мудрецах в белых тогах. Я уж не говорю про подбор актёров: какие-то сутулые плоскозадые субъекты с брюшками, лысинами, деревянными выражениями на лицах... Низа Крит - дура истеричная, ничего общего с прототипом. Кадры с присягой смотрятся патетической глупостью. А Мвен Мас - белый!

В общем, испортили хорошую вещь. Не первую и не последнюю (примерно на том же уровне испортили экранизацией "Аэлиту" до и "Лунную радугу" после).

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]_dmt_@lj
2008-03-20 05:10 (ссылка)
Ну о вкусах не спорят. При том, что почти со всеми Вашими аргументами я, при определенном допуске, могу согласиться, сам фильм мне очень нравится.
Хотя от книги он конечно довольно далек.

> Не первую и не последнюю (примерно на том же уровне испортили экранизацией "Аэлиту" до и "Лунную радугу" после).

Ну в случае с "Лунной радугой" там, по-моему, и портить нечего было. Опять же, дело вкуса, но я книгу помнится с очень большим трудом дочитал.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sergey_belskix@lj
2008-10-13 16:47 (ссылка)
ммм...

(Ответить)


[info]pamupe_cc@lj
2008-10-26 23:28 (ссылка)
Посмотрел таки целиком.
Визуальный ряд - на десятку. Сценарий и озвучка - 1.

(Ответить)