Жить пока интересно
 
[Most Recent Entries] [Calendar View] [Friends View]

Friday, May 17th, 2013

    Time Event
    9:05a
    140 лет Скоропадскому (R)
    Вторая попытка или Последний гетман

    Украинский гетман Иван Скоропадский (1708-1722) не имел наследников. Зато у него был брат Василь, занимавший пост генерального бунчужного. Василь родил Михаила (генеральный подскарбий при гетмане К.Разумовском), Михаил родил Ивана (черниговский помещик, активист при подготовке реформы 1861), Иван родил Петра (отставной полковник-кавалергард, черниговский помещик). Последний вошел в историю благодаря сатирическому стихотворению Т.Шевченко «П.С.»: «Оцей годований кабан! Оце ледащо. Щирий пан, потомок гетьмана дурного і презавзятий патріот… та ще в селі своїм дівчаток перебирає. Та спроста таки своїх байстрят з десяток у год подержить до хреста».

    3 (16) мая 1873 на немецком курорте Висбаден его законная жена Мария Андреевна, урожденная Миклашевская, произвела на свет сына, крещеного Павлом. Начало жизни будущего гетмана не предвещало ничего подобного - типичный путь русского аристократа. Детство в селе Тростянец на Полтавщине, курс гимназии на дому, Пажеский корпус, по окончании которого в 1893 он был зачислен корнетом в столичный гвардейский Кавалергардский полк. В годы русско-японской войны 1904-1905 молодой кавалергард принял участие в боевых действиях как командир сотни 2 Читинского полка. 9.12.1905 император Николай II педантично отметил в дневнике: «Назначил Юсупова в свиту, а шт-р [штаб-ротмистра] Скоропадского флигель-адъютантом». Некоторое время свитский офицер околачивался при дворе, по случаю женился на дочери генерал-адъютанта Александре Петровне Дурново (будущая «гетьманова»), затем был назначен полковником и командиром 20 Финляндского полка, с 1912 генерал-майор, командир лейб-гвардии конного полка (Санкт-Петербург).
    Ранние мемуаристы (С.Доленга, Н.Могилянский) совершенно справедливо характеризуют Скоропадского по рождению, воспитанию и службе как типичного русского карьерного дворянчика без малейших украинских симпатий. Даже современные отечественные историки (Г.Папакин) смогли откопать из его дореволюционное прошлого лишь один «украинофильский» факт: его тетка Елизавета Ивановна сделала денежный взнос на основание Наукового Товариства имени Шевченко во Львове. И уж совсем никто, кроме В.Любченко, не упоминает о том, что в 1914 Скоропадский переписывался с известным киевским черносотенцем М.Стороженко и, возможно, был причастен к тогдашнему запрету празднования 100-летнего юбилея Шевченко. Сей акт современные историки трактуют, как невиданное украинофобство имперских властей, но как тогда назвать свитского генерала С.?
    В годы Первой мировой Павел Петрович командовал 1 и 5 бригадами 1 гвардейской кавдивизии, затем всей дивизией, участвовал в боях, проявил высокие боевые качества. В январе 1917 новопроизведенный генерал-лейтенант был назначен командиром 34 армейского корпуса. Начало Революции он встретил типичным недоумением, а на первые украинские демонстрации реагировал, как на «работу врагов с целью внести раскол в нашем тылу» (из собственноручных мемуаров). Весьма скептически он отнесся и к предложению представителя Центральной Рады В.Скрипчинского украинизировать корпус. ЦР как первая попытка достижения «державности», представляет особый интерес, ведь рост ее популярности в 1917 был невероятен. Даже если отбросить эмигрантские фанфары про 4 млн поддержавших её украинских солдат, 400 тыс. реальных штыков (по более обоснованым подсчетам) давали весьма определенный шанс. Но ЦР слепо копировала свой российский аналог Временное правительство (так же, как сегодня Украина повторяет российский путь с опозданием на пару-тройку лет), то есть утопала в митинговых лозунгах и откладывала реальное решение насущных проблем на потом. Как писал В.Винниченко, украинцы сами «расщепили свое оружие на две половинки - социальную и национальную, выбрали последнюю и стали ей бороться против социальной... оторвались от своих трудящихся масс и были вдребезги разгромлены». Лозунги большевиков оказались народу ближе, ведь ЦР в 1 и 2 Универсалах вообще не касалась социально-экономической сферы, а 3 Универсал, упоминавший о ликвидации помещичьей собственности на землю, госконтроле над производством и 8-часовом рабочем дне, вышел на две недели позже большевистского «Декрета о земле» (и под его влиянием). Да и то через неделю он был фактически отменен циркуляром Генсекретариата земельных дел, запрещавшим самозахваты и оставлявшим неприкосновенными хозяйства до 50 десятин. Поэтому пик популярности в октябрьские дни 1917 стал и началом упадка. Затянули дело и с миром: переговоры с немцами начали лишь в конце декабря. Внутренняя борьба в правительстве и выделение левых групп в правящих партиях УСДРП и УПСР усугубили кризис, а Брестский мир и приглашение в Украину австро-немецких оккупантов окончательно дискредитировало ЦР. «Трех сынов родных имеет сегодня Украина: хлибороба-гетманца и неомонархиста, более-менее социалистического интеллигента-демократа и республиканца, пролетария-большевика и интернационалиста... Все сыны ее разрозненые, квелые, слабосильные... Побили себя мы сами»,- писал В.Липинский.Read more... )
    9:08a
    Палачи Хатыни: поименно
    Печально известную деревню Хатынь сожгли украинские полицейские 118 шуцманшафт-батальона (командир Кость Смовский, начальник штаба Григорий Васюра), совместно с украинской ротой (командир Иван Мельниченко) штрафного батальона «Дирлевангер».

    Назовём фамилии тех из них, которые попались в руки белорусского правосудия и поведали миру на допросах о трагедии мирных крестьян деревни Хатынь 22 марта 1943 года.

    118-й украинский полицейский батальон:

    1) О.Ф. Кнап

    2) И.Д. Петричук

    3) С.П. Мышок

    4) Т.П. Топчий

    5) С.В. Сахно

    6) П.Ф. Дзеба

    7) Г.В. Спивак

    8) Г. Друмыч (М. Янковский)

    9) С.А. Хренов

    10) Н.И. Савченко

    11) Г.Г. Лакуста

    12) И.М. Лозинский

    13) М.Д. Курка

    14) В.А. Мелешко

    15) М.И. Хоптенц

    Рота Ивана Мельниченко штрафного батальона «Дирлевангер»:

    1) А.С. Стопченко

    2) М.В. Майданов

    3) С.А. Шинкевич

    4) В.Р. Зайвий

    5) Ф.Ф. Грабовский

    6) Л.А. Сахно

    7) И.С. Пугачев

    8) В.А. Ялынский

    9) И.Е. Тупига

    10) Г.А. Кириенко

    11) А.Е. Катрюк

    12) А.Б. Радковский

    Платили полицаям естественно дойчмарками. Каждый украинский и белорусский охранник ежедневно получал 0,8 ДМ, командир белорусского батальона 5,5 ДМ, украинского батальона 5,8 ДМ, каждый латышский и литовский охранник ежедневно получали 3,8 ДМ, а их командиры батальона по 15,5 ДМ.

    Несколько слов о судьбе Ивана Мельниченко. Он спас шефа роты немца Поля, за это Поль взял его в отпуск в Германию. После Мельниченко пригласил Поля в Киев к своим родителям. Когда мать и отец увидели их в эсэсовской форме с черепами на фуражке, то не знали куда деться от стыда. Мать прощаясь с сыном сказала, чтобы он никогда не возвращался, она его не хотела видеть. После войны Иван Мельниченко был судим, бежал. Убит в Белоруссии.
    Кость Смовский успел смыться в США, где и умер в 1960 году. Кстати, его персоналия есть в Укровики, правда, естественно, ни про Хатынь, ни про шуцманшафт там не написано.

    Особенно отличились в Хатыни Васюра, Мелешко, Катрюк. Последний расстреливал выбегающих из пылающего сарая людей из пулемёта, а Васюра и Мелешко вместе с другими полицейскими добивали людей из автоматов и пистолетов. Катрюк избежал наказания, эмигрировав в Канаду. Мелешко был осужден в 1975 году, Васюра в 1986.

    Итак, за уничтожение деревни Хатынь были осуждены 27 украинских полицейских к различным срокам наказания. // БДГ 5.03.2003

    Напомню слова из показаний Г.Спивака: «Вообще, первая рота у нас была самая жестокая и преданная немцам. Большинство, если не все, составляли в ней националисты из Западной Украины. Особенно ударным был взвод Мелешко».

    << Previous Day 2013/05/17
    [Calendar]
    Next Day >>

About LJ.Rossia.org